- индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;
- коллективные субъекты - органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, а также общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно.
Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений:
· производители, или создатели, информации, в том числе авторы,
· обладатели информации (информационных объектов),
· потребители информации.
Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - те общественные отношения, по поводу которых возникает правоотношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности.
В содержании информационного правоотношения различают две стороны: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности).
Понятие субъекта информационного правоотношения тесно связано с термином субъект информационного права. Субъект информационного правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и уже стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения всегда субъект права, но не всякий субъект права — участник того или иного конкретного правоотношения.
87. Классификация информационных отношений.
соответствии с функциями норм права информационные правоотношения, формируемые на их основании, подразделяются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные- Правоотношения связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, применению информационных технологий, использованию информационно-телекоммуникационных сетей.
Охранительные- связаны с защитой информации, обеспечением информационной безопасности РФ и возникают в связи с совершенными правонарушениями.
Так же отличают:
Общие: информационные правоотношения возникают непосредственно из закона. Такие правоотношения складываются между личностью или юридическим лицом и государством. В таком случае закон является юридическим фактом, порождающим информационное правоотношение.
Конкретные: Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов: получение лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну; заключение с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договора об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны; разрешение органа государственной власти, в распоряжении которого находятся сведения, составляющие государственную тайну, на их передачу.
Информационные правоотношения можно дифференцировать на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные информационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, отношения, возникшие в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процессуальные информационные правоотношения складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, отношения, возникающие при оформлении граждан на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).
По степени определенности субъектов информационные правоотношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные информационные правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юридическая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной.
88. Конституционная основа информационного оборота.
Нормы Конституции РФ составляют юридическую основу информационного права. Информационно-правовая норма, закрепленная в ч.4 ст.29 Конституции РФ: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», - является фундаментом информационных правоотношений. Часть 5 ст.29 устанавливает гарантию свободы массовой информации и запрет цензуры.
В качестве конституционных основ информационного оборота можно рассматривать нормы Конституции РФ, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123).
Запрещается распространение вредной и опасной информации: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч.2 ст.29).
В Конституции РФ также закреплено право на получение информации о законах как важное условие существования правового государства. В соответствии с ч.3 ст.15 законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Непосредственно связаны с этой нормой положения ч.2 ст.24: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». При этом в Конституции РФ также гарантировано право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Конституция РФ также разграничивает информацию открытого доступа и информацию ограниченного доступа: «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ч.4 ст.29). Личная и семейная тайна охраняются Конституцией РФ. Согласно ст.23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».
89. Регулирование отношений в области создания Государственной автоматизированной системы «Выборы».