Субъектом информационно-правового отношения называется тот, кто наделен информационными правами и обязанностями.




- индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;

- коллективные субъекты - органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, а также общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно.

Основываясь на модели информационной сферы, можно выделить основные группы субъектов информационных правоотношений:

· производители, или создатели, информации, в том числе авторы,

· обладатели информации (информационных объектов),

· потребители информации.

Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - те общественные отношения, по поводу которых возникает правоотношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности.

В содержании информационного правоотношения различают две стороны: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности).

Понятие субъекта информационного правоотношения тесно связано с термином субъект информационного права. Субъект информационного правоотношения — это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и уже стал участником конкретного правового отношения. Любой субъект правоотношения всегда субъект права, но не всякий субъект права — участник того или иного конкретного правоотношения.

 

87. Классификация информационных отношений.

соответствии с функциями норм права информационные право­отношения, формируемые на их основании, подразделяются на регу­лятивные и охранительные.

Регулятивные- Правоотношения связаны с дозволенной деятельно­стью по поиску, получению, передаче, производству и распростране­нию информации, применению информационных технологий, ис­пользованию информационно-телекоммуникационных сетей.

Охранительные- связаны с защитой информации, обеспечением информационной безопасности РФ и возникают в свя­зи с совершенными правонарушениями.

Так же отличают:

Общие: информационные правоотношения возникают непосредствен­но из закона. Такие правоотношения складываются между личностью или юридическим лицом и государством. В таком случае закон явля­ется юридическим фактом, порождающим информационное правоот­ношение.

Конкретные: Конкретные правоотношения возникают на основе юридических фактов: получение лицензии на работу со сведениями, составляющи­ми государственную тайну; заключение с государственными предпри­ятиями, учреждениями или организациями договора об использова­нии услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны; разрешение органа государственной власти, в распоряжении которого находятся сведения, составляющие государственную тайну, на их передачу.

Информационные правоотношения можно дифференцировать на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные ин­формационные правоотношения складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Например, от­ношения, возникшие в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительно­сти и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Процессуальные информаци­онные правоотношения складываются по поводу процедуры их воз­никновения, изменения или прекращения. Например, отношения, возникающие при оформлении граждан на допуск к сведениям, со­ставляющим государственную тайну (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к госу­дарственной тайне).

По степени определенности субъектов информационные право­отношения разделяются на абсолютные и относительные. Абсолют­ные информационные правоотношения — те, в которых определена только одна сторона — носитель субъективного права, например, права на достоверную информацию о состоянии окружающей сре­ды. Вторая сторона правоотношения, на которую возложена юриди­ческая обязанность соблюдать эти права, является персонально не определенной.

88. Конституционная основа информационного оборота.

 

Нормы Конституции РФ составляют юридическую основу информационного права. Информационно-правовая норма, закрепленная в ч.4 ст.29 Конституции РФ: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», - является фундаментом информационных правоотношений. Часть 5 ст.29 устанавливает гарантию свободы массовой информации и запрет цензуры.

В качестве конституционных основ информационного оборота можно рассматривать нормы Конституции РФ, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123).

Запрещается распространение вредной и опасной информации: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (ч.2 ст.29).

В Конституции РФ также закреплено право на получение информации о законах как важное условие существования правового государства. В соответствии с ч.3 ст.15 законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Непосредственно связаны с этой нормой положения ч.2 ст.24: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». При этом в Конституции РФ также гарантировано право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Конституция РФ также разграничивает информацию открытого доступа и информацию ограниченного доступа: «перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (ч.4 ст.29). Личная и семейная тайна охраняются Конституцией РФ. Согласно ст.23 «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

89. Регулирование отношений в области создания Государственной автоматизированной системы «Выборы».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: