Нормативная основа регулирования отношений в области создания, эксплуатации и использования Государственной автоматизированной системы «Выборы».




Использование Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме. Данное положение закреплено в преамбуле к ФЗ от 10.01.2003 № 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе РФ "Выборы". В соответствии с данным законом Государственная автоматизированная система РФ "Выборы" - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума. Использование, эксплуатацию и развитие ГАС "Выборы" обеспечивают ФЦИ при ЦИК России, информационные центры (далее - ИЦ) избирательных комиссий субъектов РФ (далее - ИКСРФ), а также другие организации, в том числе сервисные центры

ГАС «Выборы» функционирует с 1995 г. С 1996 г. она использовалась при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, на выборах органов государственной власти субъектов РФ и на выборах органов местного самоуправления, а также при проведении референдумов регионального уровня. Но при этом специальный федеральный закон, регулирующий отношения, возникающие при использовании ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС "Выборы", а также при решении с ее использованием задач, не связанных с выборами и референдумом был принят только в 2002 году. За время своего существования ГАС "Выборы" дважды подвергалась модернизации: в 2002 - 2004 годах и в 2008 - 2012 годах.

Правовой основой использования, эксплуатации и развития ГАС "Выборы" являются Конституция РФ, ФКЗ "О референдуме РФ", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ", "О выборах Президента РФ", ФЗ "О Государственной автоматизированной системе РФ "Выборы", ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об электронной цифровой подписи", иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ЦИК РФ. Законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований согласно Положению об организации единого порядка использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы" в избирательных комиссиях и комиссиях референдума также являются правовой основой рассматриваемых отношений.

Федеральный закон "О ГАС "Выборы" был принят в обеспечение законов, составляющих законодательств о выборах и референдумах. Это значит, что указанные законы по отношению к ФЗ "О ГАС "Выборы" обладают большей юридической силой и, соответственно, положения ФЗ "О ГАС "Выборы" не должны противоречить указанным нормативно-правовым актам.

Большое значение для регулирования отношений по использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" имеют акты ЦИК РФ. Данный орган является государственным заказчиком ГАС "Выборы", определяющим требования к использованию, эксплуатации и развитию ГАС "Выборы" в соответствии с федеральными законами. Так, ЦИК РФ были утверждены Положение об организации единого порядка использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы" в избирательных комиссиях и комиссиях референдума, Положение об обеспечении безопасности информации в Государственной автоматизированной системе РФ "Выборы", Инструкция по размещению данных Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы" в сети Интернет. Акты по вопросам использования ГАС "Выборы"в пределах своей компетенции издают избирательные комиссии субъектов РФ.

В соответствии с Концепцией развития Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы" до 2016 года целями развития ГАС "Выборы" являются улучшение характеристик системы и расширение ее функций, обеспечивающих повышение эффективности деятельности избирательных комиссий РФ, расширение возможности граждан РФ по реализации их избирательных прав и контроля общественности за ходом избирательного процесса и подведением итогов голосования.

Основными направлениями и задачами развития ГАС "Выборы"являются:

- повышение надежности функционирования ГАС "Выборы".

- совершенствование средств и методов обеспечения безопасности информации.

- расширение функциональных возможностей ГАС "Выборы".

- улучшение характеристик общего и специального программного обеспечения ГАС "Выборы".

- интеграция ГАС "Выборы" с другими информационно-коммуникационными системами.

- развитие избирательных технологий, повышение прозрачности избирательного процесса, обеспечение контроля за соблюдением законности и предупреждения нарушений в ходе голосования.

Таким образом, многие направления развития ГАС "Выборы" связаны в большей степени с информационным, а не с избирательным законодательством.

 

90. Понятие информационной безопасности.

 

Информационная безопасность — состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

· Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.

· Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.

· Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.

Информационная безопасность — все аспекты, связанные с определением, достижением и поддержанием конфиденциальности, целостности, доступности, неотказуемости, подотчётности, аутентичности и достоверности информации или средств её обработки.

Безопасность информации — состояние защищенности данных, при котором обеспечиваются их конфиденциальность, доступность и целостность.

Безопасность информации определяется отсутствием недопустимого риска, связанного с утечкой информации по техническим каналам, несанкционированными и непреднамеренными воздействиями на данные и (или) на другие ресурсы автоматизированной информационной системы, используемые в автоматизированной системе.

 

91. Правовая защита интересов личности, общества и государства от нарушения порядка распространения информации.

 

Интересы личности, общества и государства в информационной сфере закреплены в Доктрине информационной безопасности РФ. Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность. Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

На основе национальных интересов РФ в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности. Правовая основа обеспечения информационной безопасности основана в первую очередь на нормах Конституции РФ, ФЗ "О безопасности" и Доктрины информационной безопасности РФ.

Конституция РФ устанавливает обеспечение безопасности граждан и обеспечение безопасности государства в качестве критериев для ограничения в ряде случаев основных прав и свобод человека и гражданина в РФ, относит безопасность к предметам ведения РФ и ее субъектов. Статья 71 Конституции РФ среди предметов ведения РФ устанавливает оборону и безопасность, а ст. 72 относит обеспечение общественной безопасности к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В Доктрине информационной безопасности РФ уточнены основные элементы организационной основы системы обеспечения информационной безопасности РФ: Президент РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, Совет Безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом и Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы судебной власти, общественные объединения, граждане, принимающие в соответствии с законодательством РФ участие в решении задач обеспечения информационной безопасности РФ.

Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в условиях информатизации. В ст. 22 и 23 Конституции РФ содержатся нормы, провозглашающие основные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. На органы государственной власти возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 

92. Правовая защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

 

Правовую основу второго направления информационной безопасности составляют следующие информационные конституционные нормы.

«Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц.

«Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...».

При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.

«Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются».

Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации.

Основной системообразующий набор норм, обеспечивающих защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».

«Статья 21. Защита информации 1. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

в отношении конфиденциальной документированной информации — собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;

в отношении персональных данных — федеральным законом».

К конфиденциальной информации относятся:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

2. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов; ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством РФ.

3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

5. Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

6. Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах. Соответствующие органы определяет Правительство РФ. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки».

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливаются права и обязанности субъектов в области защиты информации.

«Статья 22. Права и обязанности субъектов в области защиты информации 1. Собственник документов, массива документов, информационных систем или уполномоченные им лица... устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к информации.

2. Владелец документов, массива документов, информационных систем обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств. Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

4. Собственник документов, массива документов, информационных систем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

5. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) информационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации».

Законом предусматривается защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.

«Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации

1. Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба.

2. Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.

3. За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Российской Федерации.

Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.

Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, установленном законодательством о третейских судах.

4. Ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией».

Ответственность за правонарушения по этому направлению информационной безопасности регулируются нормами статей УК РФ: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 138), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

Примером нормы об ответственности в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях является ст. 4014 «Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму».

В целом вопросы этого направления правового обеспечения информационной безопасности условно разделяются на защиту открытой информации и защиту информации ограниченного доступа.

Защита открытой информации осуществляется нормами института документированной информации (см. гл. 8).

Защита информации ограниченного доступа регулируется нормами: института государственной тайны (см. гл. 16), института коммерческой тайны (см. гл. 17), института персональных данных (см. гл. 18), а также нормами защиты других видов тайн.

 

93. Конституционные основы свободы массовой информации.

 

Институтом массовой информации регулируются информационные отношения, связанные с производством и распространением массовой информации. Свобода поиска, получения и распространения информации и идей любыми средствами и независимо от государственных границ является основным принципом информационных отношений в современном обществе. Этот принцип закреплен в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. В России правовую основу института массовой информации составляют нормы статьи 29 Конституции РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Данная норма означает, что производство любых видов информации, в том числе и массовой, открыто. Ограничения в распространении информации могут вводиться только федеральным законом.

Ч.5 ст.29 Конституции РФ содержит две взаимосвязанные нормы: первой устанавливается гарантия свободы массовой информации, второй запрещается цензура. Таким образом, свободу массовой информации необходимо рассматривать в качестве гарантии идеологического и политического многообразия в РФ.

Нормы Конституции РФ, устанавливающие ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41), закрепляющие право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42), свободу творчества и преподавания, охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44), открытость заседаний палат Федерального собрания (ч. 2 ст. 100), открытость судопроизводства (ч. 1 ст. 123) также можно рассматривать в качестве конституционных гарантий свободы массовой информации.

Непосредственное отношение к институту массовой информации имеет правовая норма, закрепленная в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Это означает необходимость официального опубликования законов, в том числе и средствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Официальное опубликование является обязательной предпосылкой применения любого принимаемого в РФ закона. не должны применять не опубликованные официально законы. Неопубликованные официально законы являются недействующими и их нормы не могут применяться правоприменителями в силу прямого запрета Конституции.

 

94. Освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации.

 

Открытость информации органов государственной власти можно рассматривать как принцип демократического общества. Согласно Доктрине информационной безопасности РФ информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам является одной из составляющих национальных интересов РФ в информационной сфере. Посредством освещения деятельности государственных органов обеспечивается доступ граждан к государственному управлению.

Отношения, возникающие в этой сфере, регулируются ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Данный закон является частью законодательства РФ о средствах массовой информации.

Сообщения для средств массовой информации распространяются по инициативе государственной власти РФ и субъектов РФ и могут содержать анонсы предстоящих событий, сообщения о прошедших мероприятиях и сообщения справочного характера. Сообщения для средств массовой информации готовятся пресс-службами органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Пресс-службы ведут аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ и его Президиума. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В целях оперативного распространения информации в соответствии со ст. 48 Закона РФ "О средствах массовой информации" редакция СМИ имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Правила аккредитации устанавливаются органами, организациями и учреждениями самостоятельно и обычно закрепляются в соответствующих Положениях об аккредитации. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Отказ в аккредитации, лишение аккредитации или нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы в судебном порядке.

Особый порядок аккредитации предусмотрен для иностранных журналистов. Он установлен Постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 "Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории РФ".

Ряд сообщений и материалов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» подлежит обязательному распространению государственными средствами массовой информации. Прежде всего, это относится к обращениям и заявлениям Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти. Также законом установлена обязанность государственных аудиовизуальных средств массовой информации предусматривать в публицистических, информационных и информационно-аналитических программах всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности федеральных органов государственной власти. Еще одной обязанностью государственных аудиовизуальных средств массовой информации является оказание выступающему Президенту РФ, депутату Совета Федерации, депутату Государственной Думы, Председателю Правительства РФ, заместителю Председателя Правительства РФ или федеральному министру профессиональной помощи, включая предэфирную подготовку и техническое обеспечение. Предэфирная подготовка определяется технологией создания передач, поэтому к ней, в частности, относится редактирование материалов.

Контроль за соблюдением требований законодательства РФ о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации в настоящее время осуществляется Правительственной комиссией по развитию телерадиовещания, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

 

95. Официальное опубликование нормативных правовых актов.

 

Основные нормы, регулирующие отношения в области опубликования нормативных правовых актов, содержатся в ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Данным законом установлены сроки официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ. Так, федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия. Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Важность официального опубликования указанных актов в том, что они вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Перечень источников, публикация в которых полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания РФ считается официальным опубликованием соответствующего правового акта, также определен в законе. К таким источникам относятся "Парламентская газета", "Российская газета", "Собрание законодательства РФ" и "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Кроме того, федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» регламентирует издание "Собрания законодательства РФ", определяет правовой статус "Парламентской газеты" и правовой статус Официального интернет-портала правовой информации.

Положения, связанные с официальным опубликованием федеральных законов, закреплены и в Указе Президента РФ от 05.04.1994 "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных законов". В частности, указом закреплено, что федеральные законы помимо официального опубликования передаются для внесения в интегрированный полнотекстовый банк правовой информации (эталонный банк данных правовой информации).

Порядок официального опубликования иных федеральных нормативных правовых актов установлен Указом Президента РФ от 23.05.1996 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов субъектов РФ, перечень источников, публикация в которых полного текста таких актов считается официальным опубликованием, устанавливается соответствующим законом субъекта РФ.

 

96. Правовой режим архивов.

 

Архивное дело в РФ - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов. Правовую основу архивного дела составляют нормы Конституции РФ. Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Доступ к архивным документам, содержащим персональные данные, устанавливается нормой ст. 24 Конституции РФ: «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Законодательство об архивном деле в РФ состоит из ФЗ от 22.10.2004 "Об архивном деле в РФ", других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Архивное дело на современном этапе характеризуется широким внедрением архивной техники. Особое внимание уделяется созданию электронных архивов, а также созданию и внедрению быстродействующих поисковых систем.

Правовой режим архивов.

Архив - учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов. Архивы подразделяются на:

- государственные;

- муниципальные;

- частные.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Создание архивов организациями и гражданами в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов является их правом.

Совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой, является архивным фондом. Архивные документы на основании экспертизы ценности документов включаются в состав Архивного фонда РФ. Архивный фонд РФ - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Архивный фонд РФ в соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, утвержденными Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 18 января 2007 г. N 19, подразделяется на:

- архивный фонд государственного органа, органа местного самоуправления, организации, состоящий из образовавшихся в процессе их деятельности документов Архивного фонда РФ и других архивных документов;

- объединенный архивный фонд, состоящий из образовавшихся в процессе деятельности двух или более организаций, а также граждан документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, имеющих между собой исторически и/или логически обусловленные связи;

- архивный фонд личного происхождения (семьи, рода), состоящий из образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного гражданина, семьи, рода архивных документов, включенных в состав Архивного фонда РФ.

Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов, не предусмотренное федеральными законами, запрещается. Архивные документы, находящиеся в незаконном владении, подлежат передаче собственникам или законным владельцам в соответствии с международным договором РФ и законодательством РФ. Уничтожение документов Архивного фонда РФ запрещается.

 

97. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание.

 

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в порядке, предусмотренном Законом РФ "О государственной тайне" для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания основана на учете интересов личности, общества и государства. Принцип обоснованности заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономиче<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: