Методика «День рождения»




Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители— методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика дос­таточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.

Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000, № з.


Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в каче­стве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но луч­ше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы смо­жете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предло­жить нарисовать еще стол — для взрослых (если за пре­дыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыду­щим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рож­дения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. По­этому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Боль­шой круг будет у нас столом, на котором стоит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбе­ри стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отме­тим звездочкой или снежинкой.

Выбор ребенка Позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звез­дочку, девочки — снежинку.


___ Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с дру­гой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записы­ваются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени пред­лагать повторяющийся вопрос:

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачерк­нем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потреб­ность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков»1, его спрашивают, не нужно ли добавить их?

_ Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы мо­
жем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются но­
вые — желает общаться в широком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает
общаться, но только с близкими людьми, в ограничен­
ном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные — не-
сформированная потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди рас­полагаются рядом с ребенком — близкие, доверитель­ные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей,
или предметов — наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении — наличие маль­
чиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача) — значимость соответствующей сре­
ды в общении.


Методика «Интервью с ребенком»

В качестве одного из основных методов можно использо­вать интервью с ребенком (автор А. И. Захаров1), в про­цессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с деть­ми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим ос­новным вопросам:

Вопрос: С кем ты живешь дома?

Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значи­мое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Се­мья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?

Старшие дошкольники обычно выбирают роль роди­теля того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: