Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители— методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.
Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000, № з.
Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой.
|
Выбор ребенка Позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
___ Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос:
— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики?
Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении.
Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков»1, его спрашивают, не нужно ли добавить их?
_ Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы мо
жем дорисовать «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) используются все «стульчики» или добавляются но
вые — желает общаться в широком кругу;
б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает
общаться, но только с близкими людьми, в ограничен
ном кругу;
в) выбираются игрушки, предметы, животные — не-
сформированная потребность в общении.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения.
3. Значимость социального окружения:
|
а) количественное преобладание взрослых или детей,
или предметов — наличие опыта общения с ними;
б) половое преобладание в общении — наличие маль
чиков или девочек, мужчин или женщин;
в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача) — значимость соответствующей сре
ды в общении.
Методика «Интервью с ребенком»
В качестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком (автор А. И. Захаров1), в процессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.
Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью с детьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам:
Вопрос: С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.
Вопрос: Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.