Полномочия органов местного самоуправления в социально-экономической, социально-культурной и других областях.




 

Органы местного самоуправления строят свою деятельность на принципах: самостоятельности; законности; гласности; сочетания коллегиальности и единоначалия в решении задач и ответственности перед гражданами за порученное дело. Таким образом, органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Понятие и структура компетенции местного самоуправления. В юридической литературе нет однозначного мнения относительно понятия такой правовой категории как компетенция, а также и относительно соотношения компетенции и функций органов публичной власти.

Одни авторы отождествляют понятие компетенция с правами и обязанностями. Другие рассматривают компетенцию как совокупность предметов ведения, прав и обязанностей органа, а различие между функциями и компетенцией состоит в том, что компетенция выражает меру должного и возможного в деятельности этих органов, функция же есть определенная часть реального, фактического содержания его работы.

Слово «компетенция» происходит от лат. "competentia" – соответствие, соразмерность. Другими словами это – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное (компетентное) лицо обладает познаниями и опытом.

Компетенция определяется также как «совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа (органа местного самоуправления) или должностного лица, определяющего его место в системе государственных органов (органа местного самоуправления)».

В научной литературе и нормативных правовых актах используются такие понятия как: «компетенция местного самоуправления», «компетенция муниципального образования», «компетенция органа местного самоуправления», «компетенция должностного лица органа местного самоуправления».

Право органа воздействовать определенным образом на субъект управления характеризует его, прежде всего, как носителя власти, как общественный институт, а обязанность отражает его институциональную сущность как элемента государственного механизма, призванного реализовывать определенные властные полномочия. Важно не то чтобы права и обязанности совпадали и вытекали друг из друга, а то, чтобы реализация полномочий органа как элемента механизма государства была бы востребована и соответствовала бы его социальной сущности.

Таким образом, компетенция как установленные предметы ведения и полномочия по этим предметам ведения представляют собой правовое выражение функций органа публичной власти. При этом предметы ведения являются правовым выражением функций как круга деятельности, а полномочия или права и обязанности соотносятся с функциями как с комплексом однородных работ, направленных на достижение целей органов.

Понятие компетенции органов местного самоуправления Н.В. Постовой определяет таким образом – это установленная нормами конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав, обязанностей и предметов ведения граждан муниципального образования, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.

Компетенция муниципального образования – совокупность предметов ведения, прав и обязанностей, которая закрепляется федеральным законодательством, законодательством субъектов федерации и уставом муниципального образования за населением муниципального образования и органами местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления.

В самом общем виде предметы ведения муниципального образования и органов местного самоуправления это – сферы общественной жизни населения муниципального образования, в которых на основе норм муниципального права они действуют.

Компетенция органа местного самоуправления – это совокупность полномочий органа местного самоуправления по предметам местного значения и переданным муниципальным образованиям отдельным государственным полномочиям, закрепленная нормами муниципального права.

Полномочия органа местного самоуправления – это права и обязанности органа местного самоуправления в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено издание органами местного самоуправления правовых актов. Однако муниципальная власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение.

Правовое закрепление компетенции органов местного, самоуправления. Несмотря на важность и значимость роли населения в осуществлении местного самоуправления, большинство полномочий реализуется органами и должностными лицами местного самоуправления. Компетенция органа местного самоуправления, так же, как и компетенция местного самоуправления в целом, складывается из двух элементов: предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий (прав и обязанностей).

Предметы ведения и полномочия конкретных органов местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Компетенция представительного органа местного самоуправления. Закон 2003 г. (п. 10 ст. 35) устанавливает исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования. Однако законодательное закрепление исключительных полномочий представительного органа местного самоуправления не ограничивает его право в соответствии с уставом муниципального образования осуществлять и иные полномочия, определенные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Так, согласно Уставу г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа в компетенцию городской Думы помимо перечисленных в законе исключительных полномочий входят следующие полномочия: утверждение генерального плана города; утверждение плана территориального деления города; установление границ деятельности органов территориального общественного самоуправления; согласование проекта городской черты и внесение его на утверждение Думы Ханты-Мансийского автономного округа; принятие решения о проведении городского референдума; присвоение звания «Почетный гражданин города Сургута».

Компетенция главы муниципального образования. Уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом устанавливается самостоятельная компетенция главы муниципального образования.

Так, согласно Уставу г. Новый Уренгой мэр города председательствует на заседании городского Собрания с правом решающего голоса; обеспечивает подготовку и проведение заседаний городского Собрания; созывает очередные и внеочередные заседания городского Собрания; подписывает решения, заявления, обращения и другие документы, принятые на заседаниях городского собрания; выполняет представительские функции; вносит на рассмотрение городского Собрания проекты нормативных правовых актов; осуществляет руководство городом; определяет структуру и штаты администрации города в пределах выделенных бюджетных средств; определяет компетенцию структурных подразделений администрации города, устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом города; назначает на должность руководителей структурных подразделений администрации города и освобождает их от должности, информируя об этом городское Собрание, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; назначает руководителей муниципальных учреждений и организаций и освобождает их от должности, информируя об этом городское Собрание, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; создает постоянные и временные комиссии, Советы, штабы и т.п.

Компетенция исполнительного органа местного самоуправления. Составной частью компетенции местного самоуправления является компетенция исполнительного органа местного самоуправления, которая устанавливается в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования. Так, в Уставе муниципального образования г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа закреплены полномочия администрации города в сферах комплексного социально-экономического развития территории; рационального использования земель муниципального образования; регулирования отношений недропользования; охраны окружающей природной и экономической экспертизы; защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; охраны здоровья населения; образования; социальной защиты населения и других.

В каждой из названных сфер администрация города наделяется конкретными полномочиями. Например, в сфере регулирования отношений недропользования администрация, согласно Уставу, принимает участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения муниципального образования при предоставлении недр и земельных участков в пользование; обеспечивает развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; предоставляет в соответствии с установленным порядком разрешение на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство подземных сооружений местного значения; приостанавливает на территории муниципального образования работы, связанные с пользованием недрами, при установлении нарушения законодательства о недрах; осуществляет контроль за недропользованием при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; вводит ограничения на пользование участками недр на территории города, пригородных зон в случае, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде и т.п.

Разграничение компетенции между представительными и исполнительными органами местного самоуправления не связано с реализацией принципа разграничения властей. Закрепление конкретных полномочий за различными органами местного самоуправления обусловлено необходимостью рациональной организации муниципальной власти, упорядоченного решения вопросов местного значения. Что касается принципа разделения властей, то в классическом виде - разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную - он неприменим на местном уровне. И не только потому, что представительный орган местного самоуправления выполняет не законодательную, а нормотворческую функцию, а исполнительный орган может принимать нормативные правовые акты, и не потому также, что в системе местного самоуправления отсутствуют судебные органы. Гораздо более важно консолидировать усилия населения, всех органов местного самоуправления, выборных должностных лиц в решении местных проблем.

Поэтому объяснимо и наделение представительных органов местного самоуправления согласно п. 9 ч. 10 ст. 35 Закона об общих принципах организации местного самоуправления 2003 г. рядом управленческих функций, например, такими как осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В новом законе об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). В отличие от допускаемого Федеральным законом 1995 г. совмещения главой муниципального образования должностей председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации новый закон вносит запрет на одновременное занятие этих постов. Кроме того, он допускает возможность формирования контрольно-счетного органа муниципального образования, иных коллегиальных и единоличных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно данному Закону контрольно-счетный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Перечисленные законодательные новеллы не ведут к закреплению принципа разделения властей. Они отражают лишь то, что уже сложилось на практике, более четко разграничивают полномочия органов местного самоуправления.

Так, согласно Уставу г. Тюмени городская Дума формирует Счетную палату города. Счетная палата осуществляет: организацию и проведение оперативного контроля за исполнением городского бюджета в отчетном году; проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям городского бюджета; экспертизу проектов городского бюджета, нормативных правовых актов, городских программ и иных документов, затрагивающих вопросы городского бюджета и финансовых средств города т.д.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам городского самоуправления, руководителям проверяемых предприятии, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства и бесхозяйственности.

Представление Счетной палаты должно быть рассмотрено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 20 дней со дня его получения. О принятом по представлению решении и о мерах по его реализации Счетная палата уведомляется незамедлительно.

В случаях выявления при проведении проверки или ревизии хищения государственных или муниципальных денежных или материальных средств, а также иных финансовых злоупотреблений Счетная палата незамедлительно передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы[7].

Для решения вопросов местного значения муниципальные образования располагают определенной совокупностью полномочий. Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Толковый словарь русского языка определяет «полномочие», как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел[8].

В юриспруденции термин «полномочия» используется для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равной степени охватывает и права, и обязанности.

В учебном пособии Кутафина О.Е. и Фадеева В.И по муниципальному праву полномочия местного самоуправления определяются как - закрепляемые нормами муниципального права за населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, за муниципальными образованиями в целом как субъектами правых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления.

Таким образом, полномочия местного самоуправления реализуются в муниципальных образованиях непосредственно населением, а также органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам местного значения.

Предметы ведения муниципального образования. Необходимым элементом правового статуса муниципального образования являются его предметы ведения, которые раскрываются в вопросах местного значения. В настоящий момент Федеральный закон закрепляет три вида муниципальных образований: поселение, муниципальный район и городской округ. При этом территория поселений является составной частью территорий муниципального района, что позволяет сделать вывод о наличии двухуровневой системы местного самоуправления. Наличие же двухуровневой системы местного самоуправления диктует необходимость четкого разграничения предметов местного значения между различными уровнями местного самоуправления. Федеральный закон решает эту проблему, закрепляя разграничение предметов местного значения в статьях 14, 15 и 16.

Согласно нормам федерального законодательства, к предметам местного значения поселения (ст. 14) относятся:

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

7.2) создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории поселения, социальную и культурную адаптацию мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания и др.

Предметами местного значения муниципального района (ст. 15) соответственно являются:

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;

(п. 6.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

6.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

(п. 6.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

(п. 8.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

(п. 8.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и др.

К вопросам местного значения городского округа (ст. 16) относятся:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 165-ФЗ)

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6) обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

7.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории городского округа, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;

(п. 7.2 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

9.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке городского округа сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

(п. 9.1 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

9.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

(п. 9.2 введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ)

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа и др.

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и др.

Вопросы местного значения внутригородского района

(введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ).

К вопросам местного значения внутригородского района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета внутригородского района и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района;

5) создание условий для обеспечения жителей внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

6) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей внутригородского района услугами организаций культуры;

7) обеспечение условий для развития на территории внутригородского района физической культуры, школьного спорта и массового спорта;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 204-ФЗ)

8) создание условий для массового отдыха жителей внутригородского района и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) формирование и содержание архива внутригородского района;

10) утверждение правил благоустройства территории внутригородского района, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории внутригородского района;

11) создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества;

12) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью;

13) оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин.

(п. 13 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ).

Наряду с этим в ст. 17Федерального закона сформулированы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

4.1) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

8.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 17, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Таким образом, на основании изложенного можно сформулировать следующие понятие предметов ведения муниципального образования - это закрепляемая нормами права сфера общественных отношений, регламентация и реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституцией Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для характеристики предметов ведения местного самоуправления используется термин «вопросы местного значения», под которыми в указанном законе понимается вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, для полного представления о предметах ведения муниципального образования, не следует забывать о возможности делегирования органам местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти (данное делегирование в соответствие с конституционными нормами может осуществляться лишь законом с обязательным закреплением финансовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации передаваемых полномочий).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: