ПРОГРАММА
Профильной оборонно-спортивной смены гражданско-патриотической направленности
(в рамках ВВПОД «Юнармия»)
«Наследие»
2018 г.
Информационная карта
1. Полное название | Профильная смена гражданско-патриотической направленности (в рамках ВВПОД «Юнармия») «Наследие» |
2. Основные разработчики проекта | Заявитель - МКУ ДО «Дом пионеров и школьников Медвенского района» |
3. Руководитель проекта | Директор МКУ ДО «Дом пионеров и школьников Медвенского района» - Танков Максим Юрьевич |
4. Организация, реализующая программу | МКУ ДО «Дом пионеров и школьников Медвенского района» |
5 Адрес организации, телефон | МКУ ДО «Дом пионеров и школьников Медвенского района». 307030, Курская обл. п. Медвенка, ул. Певнева д.1, тел.:8(47146)4-22-82 |
6. Специализация проекта | Гражданско-патриотическое |
7. География участников | Курская область, Медвенский район |
8. Количество участников | 90 человек |
9. Сроки проведения | 21 день: |
10. Количество смен | 1 смена |
11. Кадры | Руководители военно-патриотических клубов, педагоги дополнительного образования, преподаватели ОБЖ, военнослужащие Курского гарнизона, медицинские работники |
12. Участники проекта | Курсанты юнармейских военно-патриотических отрядов Возраст участников от 11 до 17 лет |
13. Направление деятельности | Оборонно-спортивное |
14. Место проведения | Детский оздоровительно-образовательный лагерь |
ПРОГРАММА
Профильной смены гражданско-патриотической направленности
(в рамках ВВПОД «Юнармия»)
«Наследие»
Пояснительная записка
За последние несколько лет в стране утрачена стройная система работы с допризывной молодежью. В подростковой среде авторитет Российской армии низок. Психологически молодежь не подготовлена к экстремальным ситуациям. Подрастающее поколение зачастую проводит свободное время за компьютером, употребляя алкоголь, табак, наркотики.
Как показывает опыт работы, одной из наиболее эффективных форм подготовки подростков к защите Отечества, формирования гражданственности и патриотизма, профилактики негативных явлений в подростковой среде являются лагеря оборонно-спортивной направленности, различные походы и экспедиции. Во-первых, в таких условиях жизнедеятельности дают возможность воспитанникам представить себя взрослыми людьми. Во-вторых, все занятия проводятся в игровой форме с активным привлечением инструкторов. В-третьих, обстановка жизни в военно-полевых условиях способствует возрастанию возможностей для целенаправленного систематического формирования мировоззрения гражданина и патриота своего Отечества. В-четвертых, идет процесс выработки навыков и умений, используемых в дальнейшей жизни.
Предлагаемая программа носит комплексный характер, предусматривающая:
- широкий спектр активных форм обучения практического курса военной подготовки;
- творческий подход педагогического коллектива к формированию патриотических качеств и общекультурных ценностей участников смены;
- формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у подрастающего поколения через комплекс спортивных мероприятий и соревнований по военно-прикладным видам спорта.
Программа направлена на решение следующих поставленных целей и задач:
- формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины;
- формирование у подростков и юношества положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации и последующему выбору профессии;
- оздоровление участников смены за время их пребывания в лагере;
- профилактика негативных явлений в подростковой среде;
- реализация творческого потенциала молодежи;
- улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы через систему мероприятий по военно-прикладным видам спорта и профильным часам.
В ходе смены все воспитанники проходят теоретический и практический курсы:
-ориентированию и топографии;
-правовая подготовка (международное гуманитарное право, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.);
- мемориальный час (теоретические знания по военной истории России);
- историко-краеведческая работа;
- строевая подготовка и основы военной службы;
- военно-спортивная подготовка (изучение оружия Российской армии, радиодело, тактическая подготовка; стрельба, военно-инженерная подготовка, преодоление полосы препятствий, совершение марш-бросков, основы рукопашного боя);
- первая медицинская помощь.
- пресс-центр (выпуск боевых листков по итогам общелагерных мероприятий);
- правовая подготовка
- командирская подготовка;
- организация мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди молодежи.
По окончании курса проводятся тактическая игра на местности, которая соответствует тематике изученного материала. Во время игры воспитанники показывают то, чему научились в ходе проведенных занятий.
Структура построения отрядов специфична и соответствует построению взводов в Российской армии.
Наряду с укреплением здоровья ребенка, первостепенна также задача активизации работы по накоплению у детей положительного социального опыта.
Программа смены построена таким образом, чтобы воспитанники не только отдохнули, но получили возможность развивать свои интеллектуальные, творческие, спортивные, коммуникативные и другие способности.
Цель: Создание условий для формирования у подростков и юношества идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Задачи:
1. Создание эффективной системы патриотического воспитания в условиях лагеря.
2. Профилактика правонарушений и асоциального поведения среди подростков.
3. Укрепление здоровья детей и выработка у них навыков здорового образа жизни.
4. Расширение позитивного социального опыта подростков, формирование и развитие у них социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма.
5. Улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы через систему мероприятий по военно-прикладным видам спорта и профильных часов.
6. Стимулирование процесса овладения детьми навыками позитивного общения в природе и обществе.
7. Раскрытие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей каждого ребёнка;
8. Получение специальных знаний и овладение умениями по предлагаемым специальностям.
9. Создание условий для достижения ситуации успеха каждым ребенком.
Содержание смены
Смена проводится по методике «погружения». Подростки прибывают в лагерь в юнармейской форме, и дальнейшая жизнь в течение смены регламентируется правилами внутреннего распорядка, основанными на Уставе внутренней службы ВС РФ. По сути, они попадают в учебное подразделение бойцов группы специального назначения. Данный профиль выбран не случайно. Для выполнения поставленной задачи бойцу специального назначения требуется большое количество знаний и умений, как прикладного, так и интеллектуального порядка.
Программа смены направлена на то, чтобы возбудить живой интерес подростка к овладению различными видами деятельности в процессе «погружения в ситуацию».
Организация жизнедеятельности подростков строится в соответствии с планом смены (Приложение №1), режимом дня (Приложение №2).
Механизм реализации смены
Смену условно можно разделить традиционно на три этапа.
1 этап. Организационный. Продолжительность – 3 дня.
Цель: адаптация детей к условиям лагеря.
Задачи:
- введение детей в программу смены;
- обустройство мест проживания;
- диагностика ожиданий детей от проживания в детского оздоровительно-образовательного лагеря;
-формирование коллектива участников выборы органов самоуправления;
- доведение до участников законов смены и выработка общих традиций.
2 этап. Основной. Продолжительность 16 дней.
Цель: реализация основной цели смены.
Задачи:
- овладение прикладными знаниями и умениями по профилю военная подготовка;
- развитие навыков работы в команде;
- развитие личностных качеств: терпения, целеустремлённости, умения быстро ориентироваться на местности и принимать решения в нестандартных и экстремальных ситуациях;
- формирование атмосферы дружбы внутри коллектива, взаимопомощи и взаимовыручки;
- организация различных видов деятельности: учебной, соревновательной, творческой;
- встречи с интересными людьми.
3этап. Итоговый. Продолжительность 2 дня.
Цель: анализ жизнедеятельности детей в ходе реализации программы смены, подведение итогов.
Задачи:
- выяснение, насколько реализовались ожидания детей в ходе смены;
- развитие навык анализа собственной деятельности, деятельности коллектива;
- закрепление дружеских отношений между членами коллектива;
- планирование совместной деятельности после окончания смены;
- награждение по итогам смены.