Фотография избы Матрены Васильевны Захаровой.




- Почему читатель верит ей?

- Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?

- Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу?

- Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю.

Подсказка для учащихся: ( Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

- Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?

- Как автор показывает нам тревогу за Матрену, ощущение того, что случится беда?

- Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?

Вывод:

- Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.

- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

- Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

Вывод

Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

- Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.

Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Выразительное чтение финала рассказа. Запишите в тетрадь определение праведник.

 

- Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

- В чем смысл слова “праведник”?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”).

Праведник

У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

Учитель:

- В статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим:

“Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это - праведники, мы их видели, удивлялись (“ чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

- Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены?

 

 

(Автор не дает нам точного описания внешности своей героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрены).

Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини.

Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”.

Фотография эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души.

“У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”.

Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в нем Совесть.

Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”.

- В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?

Вывод: Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский иЛ.Н. Толстой.

- С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

- Кто сможет защитить “Матренин двор”?

(Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению нашего разговора о смысле жизни.)

- Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

- Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?

Слово учителя.

Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?

Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни - уроками добра, совести и человечности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: