ИГРЫВ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕИ РАБОТЕ
Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно сюжетно-ролевая игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников.
По мнению О. С. Карабановой1, в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются другие виды игр, такие как подвижные, дидактические, игры-драматизации, результативные игры. С этой точки зрения подвижные игры — это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенными ролями, акцент в которых делается в основном на соблюдении и выполнении правил. Дидактическая игра по своей сущности стоит ближе к учебной деятельности, так как отличительная черта этого вида игр состоит в постановке учебной задачи и ориентации ребенка на ее выполнение при сохранении игрового контекста. Дидактическая игра может быть направлена на формирование и развитие способов действий, умений, навыков и знаний.
Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возможности ее использования в коррекционных и терапевтических целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так ив отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О. С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы кор-рекционного воздействия игры:
1 Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
1 В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку
|
в них.
2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
Таким образом раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения ребенка-дошкольника.
Игры, предлагаемые далее, подбирались с учетом возможности их использования и в повседневной жизни детей, имеющих проблемы. В первом разделе представлены игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:
— развитие невербальных средств общения;
— осознание собственных ЧVвств и переживаний;
— развитие интереса к сверстникам;
— развитие умения действовать согласованно;
— развитие умения вступать в диалог.
Эти игры способствуют также снятию эмоциональнох напряжения; снижению чувства страха; формированию
|
выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми; развитию уверенности в себе, позитивного самовосприятия.
Во второй части представлены игры, целью которых
является развитие:
— пространственного мышления;
— слухового внимания, восприятия;
— речи, активного словаря;
— навыков счета;
— наблюдательности;
а также усвоение сенсорных эталонов и расширение
кругозора.
Необходимо уточнить, что такое деление игр очень условно, так как многие из них помогают в решении сразу нескольких проблем. Так, например, игра «Оживи картинку» (автор — М. Сигимова) имеет своей целью не только развитие воображения и памяти, но и развитие коммуникативных навыков. Важно, какие акценты делать в процессе ее использования.
Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми-дошкольниками — как с проблемными, так и с развивающимися в рамках возрастной нормы. В каждой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.
РАЗДЕЛ 1
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ
И ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Кинолента (М. Сигимова)
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: группа (6-7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.
Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.