ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПОДВИЖНЫЕ




ИГРЫВ КОРРЕКЦИОННО-

РАЗВИВАЮЩЕИ РАБОТЕ

Среди методов, используемых практической психоло­гической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста. Теоретическим основанием этому является то, что именно сюжетно-ролевая игра выступает ведущим видом деятельности детей-дошкольников.

По мнению О. С. Карабановой1, в контексте сюжетно-ролевой игры возникают и развиваются другие виды игр, такие как подвижные, дидактические, игры-драматизации, результативные игры. С этой точки зрения подвижные игры — это вариант сюжетно-ролевой игры с упрощенны­ми ролями, акцент в которых делается в основном на со­блюдении и выполнении правил. Дидактическая игра по своей сущности стоит ближе к учебной деятельности, так как отличительная черта этого вида игр состоит в поста­новке учебной задачи и ориентации ребенка на ее выпол­нение при сохранении игрового контекста. Дидактическая игра может быть направлена на формирование и развитие способов действий, умений, навыков и знаний.

Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие детей-дошкольников и возмож­ности ее использования в коррекционных и терапевти­ческих целях достаточно хорошо описаны как в зару­бежной, так ив отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О. С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы кор-рекционного воздействия игры:

1 Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.


1 В особых игровых условиях ребенок имеет воз­можность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку

в них.

2. В условиях игры происходит постепенное преодоле­ние познавательного и личностного эгоцентризма, благо­даря чему развивается самосознание ребенка, он стано­вится социально компетентным, приобретает опыт раз­решения проблемных ситуаций.

3. Наличие наряду с игровыми партнерских отноше­ний создает в игре условия для позитивного личностного развития.

4. В игре происходит поэтапное освоение, отработ­ка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усво­ение адекватных способов разрешения проблемных си­туаций.

5. На основе осознания и вербализации своих внут­ренних переживаний в игре ребенок получает возмож­ность для осознания смысла проблемной ситуации и из­менения отношения к ней.

6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной ре­гуляции поведения и деятельности ребенка.

Таким образом раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на раз­витие личности и поведения ребенка-дошкольника.

Игры, предлагаемые далее, подбирались с учетом воз­можности их использования и в повседневной жизни де­тей, имеющих проблемы. В первом разделе представлены игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, их целью является:

— развитие невербальных средств общения;

— осознание собственных ЧVвств и переживаний;

— развитие интереса к сверстникам;

— развитие умения действовать согласованно;

— развитие умения вступать в диалог.

Эти игры способствуют также снятию эмоциональнох напряжения; снижению чувства страха; формированию


выдержки, терпимого отношения к физическому контак­ту с другими людьми; развитию уверенности в себе, пози­тивного самовосприятия.

Во второй части представлены игры, целью которых

является развитие:

— пространственного мышления;

— слухового внимания, восприятия;

— речи, активного словаря;

— навыков счета;

— наблюдательности;

а также усвоение сенсорных эталонов и расширение

кругозора.

Необходимо уточнить, что такое деление игр очень условно, так как многие из них помогают в решении сра­зу нескольких проблем. Так, например, игра «Оживи кар­тинку» (автор — М. Сигимова) имеет своей целью не только развитие воображения и памяти, но и развитие коммуникативных навыков. Важно, какие акценты де­лать в процессе ее использования.

Предлагаемые игры можно использовать в работе со всеми детьми-дошкольниками — как с проблемными, так и с развивающимися в рамках возрастной нормы. В каж­дой игре имеется указание на контингент детей, которым она будет наиболее полезна.


РАЗДЕЛ 1

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

И ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Кинолента (М. Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, раз­витие памяти.

Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа (6-7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает сло­во, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и ска­зать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят жела­емое, они должны показать фильм с помощью пласти­ки и мимики.

Комментарий: вместо показа кино игра может закон­читься сочинением сказки или рассказа с использовани­ем предложенных слов.

Если же взрослый ставит задачу мышечного раскре­пощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и панто­мимой), тогда лучше использовать первый вариант окон­чания игры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: