Методическая разработка
Открытый урок
Дисциплина.
ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема.
«Кроссворды в ОБЖ. Чрезвычайные ситуации и Гражданская оборона»
Преподаватель-организатор ОБЖ
Маловидченко Виталий Михайлович
Москва
Год
Пояснительная записка
К открытому уроку по дисциплине
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема урока «Кроссворды в ОБЖ. Чрезвычайные ситуации и Гражданская оборона».
Главная цель этого урока – закрепить знания по разделам ОБЖ «Чрезвычайные ситуации» и «Гражданская оборона», а также сформировать у студентов в соответствии с основными компетенциями: творческое отношение к своим знаниям и умению применить их на практике в ходе разгадывания и составления кроссвордов; побудить интерес у студентов к изучению предмета ОБЖ, как науки необходимой для выживания при возникновении различных чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Так как эти дисциплины читаются для студентов, будущих документоведов первого года обучения, у которых необходимо закрепить знания по двум разделам ОБЖ, и для повышения заинтересованности к занятию, урок построен в форме разгадывания и создания кроссвордов по заданным темам.
Урок помогает сформировать у студентов навыки творческого мышления при обсуждении проблем по безопасности человека при возникновении чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и военное время. Кроме того, такая форма занятий предполагает живое общение преподавателя и студентов и развивает у них навыки коммуникативного общения и культуру речи.
Деятельность преподавателя направлена на активизацию знаний студентов, полученных на уроках по ОБЖ.
В процессе занятия и раскрытия темы у студентов формируется умение обобщать и систематизировать знания.
Разработка урока по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»:
«Кроссворды в ОБЖ. Чрезвычайные ситуации и Гражданская оборона»
Маловидченко В.М.
Преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ СПО города Москва Технологического колледжа № 34
В данной разработке раскрываются подходы, используемые на уроке по развитию компетенций у студентов СПО, позволяющие понимать и осознать важность знаний по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в экстремальных ситуациях.
Основная методическая цель разработки - помощь преподавателю ОБЖ в подготовке и проведении урока по закреплению знаний материала по разделам ОБЖ «Чрезвычайные ситуации» и «Гражданская оборона». Урок рассчитан на студентов среднего профессионального образования по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», при этом на занятии присутствует группа 01-3ДО, первого курса колледжа (на базе основного общего образования).
Длительность урока – 45 минут.
Цели урока:
1. Проверить знания учащихся о ЧС природного и техногенного характера.
2. Обучить студентов составлять простейшие кроссворды по ключевому слову.
3. Активизировать творческую составляющую в процессе занятия.
4. Воспитывать усидчивость и концентрацию в ходе самостоятельного составления кроссворда на заданную тему.
5.Развитие умения анализировать и систематизировать новый материал. 6. Расширение информационного кругозора
Задачи урока:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся
- Усилить практическую направленность
- Развивать коммуникативные качества
- Оптимизировать труд учителя
- Организовать учебный процесс интегрировано
Тип урока.
Эвристическая беседа:
- актуализация прежних знаний и способов действий учащихся,
- изучение нового материала;
- формирование компетенций.
Формы проведения.
Кросворды по известному материалу и Эвристическая беседа по новым знаниям.
Методы проведения.
Диалогический, проблемный.
Оборудование.
Медиапроектор, экран, учебная доска, учебник, дидактический материал по теме занятий.
Основные понятия урока: Чрезвычайная ситуация, природные стихийные бедствия, техногенные катастрофы, Гражданская оборона.
Примерное распреде-ление времени | Ход урока: | Деятельность студентов |
3 мин | Организационный момент: 1. Построение, доклад. 2. Объявляется тема, цели, задачи и форма проведения урока. 3.Проводится мотивация деятельности студентов. | Записывают дату и номер урока. |
12 мин. | Основная часть. Актуализация опорных знаний осуществляется при помощи двух кроссвордов на темы: «Техногенные чрезвычайные ситуации» и «Природные стихийные бедствия». Для мотивации студентов используется конкурсная система – кто первый отгадал кроссворды – тот первый отвечает. | Студенты отвечают на вопросы кроссвордов, опираясь на свои знания в разделе «Чрезвычайные ситуации». Преподаватель проверяет правильность отгаданных слов. |
20 мин | Изучение нового материала. 1. Преподаватель на примере слова «взрыв», объясняет правила составления простейшего кроссворда. 2. Преподаватель задает тему для нового кроссворда: «Гражданская оборона», задает ключевое слово: «противогаз», выдает учебники. 3. Разбивает студентов на пары и ставит задачу в течении 15 минут, применяя знания и творческий подход, создать простейший кроссворд. 4. Работа студентов с учебником и кроссвордом. | Студенты записывают тему урока и основные моменты темы урока. Преподаватель, используя презентацию по теме, личные контакты со студентами, оказывает им помощь в создании кроссвордов. |
10 мин | Закрепление нового материала. По готовности, студенты выходят к доске, чертят свой кроссворд и зачитывают вопросы к словам. Студенты на рабочих местах отгадывают слова кроссворда. | Преподаватель помогает, как студентам у доски, так и студентам на рабочих местах. Преподаватель оценивает качество кроссворда: слова по теме или нет; был или не был повтор слов; умение студентов задать так вопрос, чтобы всем было ясно о каком слове (термине, понятии) идет речь, умение студента вести беседу в качестве выступающего. |
3 мин | Подведение итогов. 1. Преподаватель выделяет лучшие кроссворды студентов. Выставляет оценки активно работавшим во время занятия студентам. 2. Преподаватель выдает домашнее задание: закончить составление кроссвордов, скорректировать вопросы, исправить ошибки. | Студенты записывают творческое самостоятельное задание на дом. |
Конспект урока по дисциплине «Основы безопасности жизнеобеспечения»