Цель: развитие внимания, выразительности движений.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: двое и более.
Описание игры: детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т. д.
Комментарий: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (на-
пример)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.
Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д., т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т. д.
Смена движения должна происходить либо по команде взрослого, либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.
Горячий мяч
Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: группа детей до 10 человек.
Необходимые приспособления: мячик с колокольчиком внутри.
Описание игры: дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарий: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверху, либо, наклонившись, через ноги. Также можно построить детей зигзагом.
Коршун и наседка
Цель: развитие моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не более 10—12-ти.
Необходимые приспособления: колокольчик, веревка (скакалка).
Описание игры: выбирают двух водящих — «коршуна» и «наседку», все остальные дети — «цыплята». «Наседка» становится первой, за ней, держась за веревочку, «цыплята», на протяжении всей игры они не должны выпускать из рук веревку. «Коршун» надевает колокольчик и становится лицом к «наседке» на расстоянии 1,5-2 м. По сигналу «коршун» должен поймать последнего «цыпленка», а «наседка» мешает ему, но ей нельзя хватать «коршуна» за руки. «Цыпленок» считается пойманным, если «коршун» коснулся его рукой. Игра длится в течение минуты, а затем выбирают новых «коршуна» и «наседку», независимо от того, был ли пойман «цыпленок».
Комментарий: взрослый должен следить за четким выполнением правил: не хватать «коршуна» за руки, «цыплятам» — не отпускать веревку.
Зоопарк-2
Цель: развитие творческих способностей, воображения, выразительности движений.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: 4—20.
Описание игры: дети становятся в круг, и каждый по очереди показывает движения, которые совершают задуманные животные. Остальные играющие должны угадать, что это за животное.
Можно разбить играющих на группы по 3-4 человека. Ведущий тихонько говорит им, какое животное нужно изобразить. Все стараются, как могут, каждый — в меру своих представлений о привычках этого зверя. Задача остальных — угадать, что это за животное.
Комментарий: этой игре должна предшествовать определенная работа: чтение книги, рассматривание иллюстраций и т. д. Тогда детям легче будет передать повадки того или иного животного.
Ловись, рыбка!
Цель: развитие ловкости, внимания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: не менее 5-ти.
Необходимые приспособления: нитка длиной 1,5 м с привязанной к ней палочкой на конце.
Описание игры: играющие привязывают нитку к поясу, их задача — поймать «рыбку», т.е. наступить на палочку другого игрока и оторвать ее. Тот, кто остался без палочки, выбывает из игры, а собравший наибольшее количество палочек — победитель.
Комментарий: сложность игры заключается в том, что игрок не только пытается оторвать палочку у другого игрока, но и следит за тем, чтобы его палочка осталась у него.
Зеркало (И. Томашпольская)
Цель: развитие внимания, скорости реакции, моторики.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: старше 2-х лет.
Количество играющих: не менее 3-х.
Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети — полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.
Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.
Танец шляпы
Цель: развитие внимания, моторной координации. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре-вожность.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 4-8.
Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения.
Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети — повторить его. Затем игра продолжается.
Комментарий: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.