Пути совершенствования налога на добавленную стоимость




В 2014 году налогу на добавленную стоимость исполнилось 60 лет. С 1967 года НДС был утвержден в качестве основного для стран-членов Европейского Союза (ЕС). Введение НДС является одним из обязательных условий для вступления в ЕС. НДС применяется в 137 странах мира, то есть очень популярен среди неблагополучных и развивающихся стран, хотя есть и развитые страны, использующие НДС, например Япония и Канада.

Не обошел НДС и Россию, практике его использования в нашей стране уже 24 года и всё это время он является основным источником доходов бюджета.

Однако этот налог по-прежнему является одним из самых сложных, запутанных и конфликтных налогов в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебно-арбитражная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС составляют большинство.

Среди причин, которые побудили чиновников различных ведомств задуматься о реформировании НДС, на одном из первых мест находится фактическое положение дел со сбором этого налога. Статистические данные свидетельствуют, что здесь не все благополучно.

Во-первых, общий сбор НДС очень важен для формирования доходной части государственного бюджета. Как известно, НДС относится к небольшому числу тех налогов, поступления которых в бюджет являются наиболее значительными. В 2014 году в бюджет было собрано 1914,2 млрд.руб. НДС, в 2015 – 2150,5 млрд. руб.

Во-вторых, НДС является единственным налогом, большие суммы которого не только поступают, но и возвращаются из бюджета налогоплательщикам. Причем за последние годы проявилась тенденция к сокращению разницы между поступившими и возвращенными суммами.

Налоговая практика в последние годы шла по пути изменения правил начисления и уплаты НДС. Ведь в Минфине России считают, что проблемы НДС можно было бы отчасти решить путем улучшения администрирования этого налога.

С 2007 года введен упрощенный порядок возмещения НДС экспортерам, с 2008 года согласно уже сделанным в НК РФ изменениям налогоплательщики перешли на поквартальную уплату НДС. Это привело к выпадающим доходам бюджета в размере 150-170 млрд. руб.

В 2014 году введены изменения в НДС при реализации недвижимости. С 1 июля 2014 года моментом определения налоговой базы по НДС при реализации недвижимости является день передачи объекта по акту или иному документу, которым оформляется реализация. Кроме того, уточнено, что счет-фактура может быть подписана как индивидуальным предпринимателем, так и другим лицом, уполномоченным таким правом на основе доверенности. Также, разницы в сумме налога, возникающие у налогоплательщика-продавца при последующей оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываются в составе внереализационных доходов.

В 2015 году появилось электронное представление вместе с декларацией по НДС книг, покупок и продаж, а для некоторых компаний еще и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур. Уже в апреле при сдачи отчетности за 1 квартал помимо декларации по НДС необходимо было представить книги покупок и продаж за налоговый период. Компаниям может грозить приостановление операций по счетам в банке (п. 3 ст. 76 НК РФ), если декларация не была представлена в течение 10 дней по истечении срока, установленного для его сдачи.

У НДС много недостатков, которые государство, преобразуя налоговую систему должно устранить. Например, налог должен перестать сдерживать производство и стимулировать инфляцию. Этого можно добиться уменьшением ставки НДС, к примеру, до 5%, и отменить возврат и льготы экспортёрам. Так же необходимо упростить систему налогового администрирования НДС.

Таким образом, обоюдная заинтересованность государства в лице налоговых органов, с одной стороны, и налогоплательщиков, с другой, в сбалансированном и объективном понимании отношений и обязательств, регулируемых налогом на добавленную стоимость, объясняется высокой финансово-бюджетной значимостью этого налога. Финансовое здоровье налоговой системы во многом зависит не от высоких ставок налогов, а от стабильной работы предприятий, организаций и учреждений, что положительно скажется на поступлении налоговых платежей в бюджет.


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.

Из этого и материала моей курсовой работы можно сделать вывод, что налог на добавленную стоимость, являясь одним из ключевых налогов при формировании государственного бюджета, будет оставаться им и впредь, то есть он будет одним из самых взимаемых налогов и налоговыми органами будет обращаться на его взимание особое внимание. В то же врем, на мой взгляд, налог на добавленную стоимость является сложным для понимания и расчета налогом весьма относительно, то есть он просто сложнее для расчета относительно других налогов. Наибольшие сложности в этом налоге могут вызывать лишь расчеты налоговых вычетов, а также случаи с нулевой налоговой ставкой освобождением от уплаты налога. Однако опять же, это налог имеет весьма важную роль в формировании государственного бюджета, форма его взимания относительно проста, поэтому данный налог скорее всего будет и в будущем существовать в России, претерпевая лишь незначительные изменения.


Список использованной литературы

 

1. Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”.

 

2. Закон РФ от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ “О внесении изменений в Закон РФ “ О налоге на добавленную стоимость”

 

3. Инструкция Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”

 

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. - Спб.: Издательство Торговый Дом “Герда”, 1999.

 

5. Постановление Правительства РФ от 29.07.96 г. № 914 “Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость”.

 

6. Письмо Минфина РФ от 12.11.96 г. № 96 “О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами ”.

 

7. Галанина Е.Н. Бухгалтер и налоги – М.: "Финансы и статистика", 1998.

 

8. Минаев Б.А. Налог на добавленную стоимость. - М.: Налоговый вестник, 1998.

 

9. Налоги: Учебное пособие для ВУЗов/Под ред. Д.Г.Черника.- М.: Финансы и статистика, 1999.

 

10. Налог на добавленную стоимость: Словарь-справочник по налогообложению/Сост. Н.В.Дергилева, Н.В.Хрисанова. - М.: ФИЛИНЪ, 1996.

 

11. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. - М.: “ПРИОР”, 1998.

12. www.anniakr.ru

13. www.djaar.webzone.ru

14. www.conseco.ru

15. www.nalog.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: