Русский язык 7-е классы 06.04.2020
ТЕМА
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложении
ЦЕЛИ УРОКА: добиться, чтобы учащиеся знали: Чем отличается простое предложение с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом И; чём особенность постановки знаков препинания в предложении с однородными членами, соединёнными союзом И.
Определять тип предложения; правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И, в сложносочинённых предложениях с союзом И.
Конструировать предложения по схемам и заданию. Воспитывать интерес к урокам русского языка, чтобы учащиеся увидели и почувствовали красоту и величие русского языка, осваивали его огромные богатства и пользовались этими возможностями в своей речи.
1. (союзы и предлоги, частицы) в течение, внизу, несмотря на, чтобы, навзничь, около, если, вдали, однако, вследствие, и, по, в, впереди, из-за, потому что, от, горячо, не то… не то….
Прочитайте записанные слова
2. Формулирование темы урока.
--Прочитайте “лишние” слова. Что это за слова и какую роль они выполняют? (подумайте)
Действительно союзы, служат для связи однородных членов предложений и частей сложного предложения, соединяют, употребляются в предложениях.
Учитель обращает внимание учащихся на правильное произношение сложных предложений: перед союзом делается пауза, в конце предложения, за которым следует союз, голос несколько повышается.
1. Накануне дул яростный ветер, а сегодня ярко светит солнце.
2. Пожелтели зимние дороги, потому что весна стоит на пороге.
Вывод: (называют союзы, определяют разряд).
Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. Как вы думаете, какой из союзов самый употребительный? (называют различные союзы, но чаще других союз И).
|
Союз И является одним из самых употребительных слов русского языка. Частое использование его в речи вносит пунктуационные сложности.
Анализируются предложения -Какое это предложение?-Какой союз и что соединяет?
(называем однородные члены и главные члены в сложном предложении)
-Как расставляются знаки препинания?
1.Сугроб оседает, и через валежник на солнце глядит удивлённый подснежник.
2. Солнышко ярко светит и улыбчиво смотрит с ясного небосвода.
3. Идёт весна по полям, и гонит тучи с ясного неба, и тёплым ветром дышит на реку, и солнечным и лучами согревает землю.
, и
Схемы предложений:
○ и ○
○, и ○, и ○, и ○
Вывод: Что нового вы узнали об употреблении союза И, о знаках препинания в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении?
--- Союз может выполнять и другую функцию. Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
|
– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.
--союз И помогает передать повторение или единоначалие, такой художественный прием называется - АНАФОРА
5. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет. (Устно)
1.Пришла весна и…
2. Брызнули лучи весеннего солнца и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Зачитывают составленные предложения, определяют, кому удалось передать настроение и выразить свои чувства. Объясняют постановку знаков препинания.
-Укажите предложение, в котором нужна только одна запятая. (УСТНО)
1. Справа и слева от дороги сплошной стеной стоят сосны и ели.
2. К рассвету хлынул дождь и снег подтаявший раньше расплавился в потоке воды.
3. По- весеннему синеет небо и медленно тают в нём остатки вчерашних туч.
4. Кое-где на дороге попадаются угрюмые ракиты и молодые берёзки с клейкими листочками.
5.Редеет мгла ненастной ночи и близкий день уж настаёт.
6. В поле густо колосится и рожь и пшеница и просо
- Что нужно знать о знаках препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзом И; о знаках препинания в сложносочинённом предложении с союзом И
«Стихотворение по алгоритму» составление синквейна
1-я строка. Кто? Что?
1 существительное.2-я строка.Какой?
2 прилагательных.3-я строка.Что делает?
3 глагола.4-я строка.Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов.5-я строка.Кто? Что? (Новое звучание темы).
Домашнее задание. Выучить правила, выполнить упражнение на выбор