СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Основы проектирования СЭУ
Методические указания
по выполнению практических работ
для студентов специальности 5.090256
“Монтаж и проектирование судовых машин и механизмов”
Переоформить
Керчь, 2013
Автор: Хачиков С.В., преподаватель специалист 1-й категории СМТ КГМТУ
Рецензент: Деусов В.Н., председатель цикловой комиссии судомеханических дисциплин судомеханического техникума КГМТУ
Методические указания рассмотрены и одобрены цикловой комиссией судомеханических дисциплин
Протокол №___ от ______________________2007 г.
Методические указания рассмотрены и одобрены методическим советом СМТ КГМТУ
Протокол №___ от ______________________2007 г.
Методические указания утверждены Ученым советом КГМТУ
Протокол №___ от ______________________
Вставить лист СОДЕРЖАНИЕ по методичке
ВВЕДЕНИЕ
Практическая работа соответствует проведению аналогичных расчетных работ на предприятиях, проектно-конструкторских бюро и НИИ базового Департамента.
Приступая к выполнению работ студент должен ознакомится с настоящим пособием и рекомендованной литературой. В данном пособии список литературы общий для всех работ. Если при изучении материала студент недостаточно понятные места, то ему необходимо обратится за помощью к преподавателю.
Оформление практических работ производится в отдельной тетради или на бланке А4 с одной стороны. Текст необходимо писать пастой синего или черного цвета без сокращений слов, кроме допускаемых ГОСТом. Допускается оформление работ на персональном компьютере. Описание, расчеты необходимо сопровождать рисунками, выкопировками и таблицами согласно заданию.
|
В отчете обязательно указываются наименование, цель работы методические указания и все другие разделы в соответствии с настоящим пособием.
Практические работы необходимо оформить и защитить в установленных преподавателем порядке и сроках.
Перед началом работ преподаватель проводит вводную беседу и проверку знаний студентом теоретического материала.
Исходные данные студент выбирает из данного методического пособия или согласовывает с преподавателем, исходя из тем курсовых проектов по смежным дисциплинам.
При выполнении работ студент должен соблюдать правила техники безопасности и правила санитарии и гигиены.
В том числе студент обязан:
- организовать свое рабочее место так, что бы все необходимое было под руками, а все лишние предметы были убраны;
- при проведении работы не отвлекаться и не отвлекать других;
- пользовать исправным счетным оборудованием, а в случае обнаружения неисправных вилок, розеток и т.п. немедленно сообщить преподавателю;
- следить за чистотой;
- не покидать рабочее место, не входить и не выходить из аудитории без разрешения преподавателя;
- не пользоваться мобильным телефоном во время занятий.
Практическая работа №1
Тема: Определение эффективной мощности СЭУ сухогруза.
Содержание работы:
1 Расчет буксировочной мощности по методу Э.Э. Папмеля.
2 Выбор принципиальной схемы передачи мощности.
3 Определение общего и пропульсивного КПД.
4 Определение эффективной мощности главных двигателей.
Исходные данные. Выписать из т аблицы 1
|
1.Тип судна Сухогруз.
2.Длина судна L = м.
3.Ширина судна B = м.
4.Осадка судна Т = м.
5.Водоизмещение D = т.
6.Скорость судна Vs = уз.
7.Число валов (винтов) Z =
8.Тип СЭУ дизельная
9.Район плавания
10.Тип передачи
11.Число двигателей i =
12. Автономность τ = час;
Порядок расчета
1 Расчет буксировочной мощности по методу Э.Э. Папмеля
1.1 Коэффициент полноты водоизмещения.
δ=D/(γxLxBxT)
где γ=1,025 – удельный вес морской воды, т/м3
1.2 Коэффициент остроты корпуса.
Ψ=10Βδ/L
1.3 Поправочный коэффициент на число винтов
х=1,0 при z=1
x=1,05 при z=2
x=1,075 при z=3
x=1,1 при z=4
1.4 Поправочный коэффициент на длину судна
λ=1 при L>100 м.
λ=0,7 + 0,3√(L/100) при L<100 м.
Далеее исправить как в предидущих подпунктах
1.5. Относительная скорость vI
vI = vs√(Ψ/L) = м/с
1.6. Коэффициент Папмеля определяем по диаграмме стр. 23 [1]
С =
1.7.Буксировочная мощность, кВт.
NR=Dvs3x√Ψ/(CLλ) = кВт
2. Выбираем принципиальную схему передачи мощности.
3. Общий КПД.
где:
КПД муфты. По табл. Стр. 16 [1]
КПД передачи. По табл. Стр. 16 [1]
КПД валопровода.
(0,96-0,99) верхний предел для подшипников качения
нижний предел для подшипников скольжения
- КПД винта
- коэффициент влияния корпуса.
= - пропульсивный КПД
для пассажирских судов = 0,5-0,6
для грузовых судов = 0,6-0,78
для буксиров, ледоколов, судов ледового плавания = 0,47-0,56
4. Определение эффективной суммарной мощности.
кВт.
где:
К =1,15-1,2-коэффициент запаса.
5. Определение эффективной суммарной мощности каждого двигателя.
N = кВт.
|
где i - число двигателей
6. На основании расчета мы выбираем двигатель марки с эффективной номинальной мощностью Nе =
частотой вращения n = об./мин.
расходом топлива ge = кг/кВт.час.
расходом масла gm = кг/кВт.час.
Контрольные вопросы: Исправить на Вопросы для самопроверки:
1 Какие методы применяются для определения необходимой мощности главных двигателей кроме метода Папмеля?
2 Какая схема пропульсивной установки применяется для крупнотоннажных танкеров?
3 Какая схема пропульсивной установки применяется для паромов?
4 Достоинства электрической передачи?
5 Недостатки прямой передачи?
Литература: стр. 13-15, 20 [1]
Таблица 1 - Исходные данные для практической работы №1
№ вар. | Тип судна | Главные размерения | Водоизмещение | Скор. хода | Число валов (винтов) | Передача | Число двигателей | Автоном-ность | ||
L, м | B, М | T, м | D, т | Vs, узлы | Z | |||||
Сухогруз | 26.3 | 12.0 | 17.0 | механич | ||||||
Танкер | 28.0 | 12.0 | 16.5 | механич | ||||||
Танкер | 27.0 | 11.0 | 15.0 | механич | ||||||
Сухогруз | 20.9 | 10.0 | 16.5 | электро | ||||||
Сухогруз | 19.0 | 9.0 | 16.0 | прямая | ||||||
Сухогруз | 16.0 | 8.0 | 16.0 | механич | ||||||
Танкер | 21.0 | 10.0 | 16.0 | механич | ||||||
Танкер | 19.0 | 9.0 | 16.0 | механич | ||||||
Танкер | 17.0 | 8.0 | 17.0 | механич | ||||||
Сухогруз | 14.7 | 6.2 | 16.8 | электро | ||||||
Танкер | 20.6 | 10.0 | 16.2 | механич | ||||||
Сухогруз | 10.0 | 16.0 | электро | |||||||
Сухогруз | 19.5 | 9.2 | 17.0 | механич | ||||||
Пассажирское | 18.0 | 9.0 | 16.0 | прямая | ||||||
Танкер | 17.0 | 8.5 | 16.5 | механич | ||||||
Сухогруз | 15.0 | 7.5 | 18.5 | механич | ||||||
Сухогруз | 16.5 | 8.2 | 19.0 | электро | ||||||
Пассажирское | 25.5 | 12.0 | 18.0 | электро | ||||||
Сухогруз | 24.5 | 12.0 | 19.0 | механич | ||||||
Танкер | 23.0 | 11.0 | 18.0 | механич | ||||||
Пассажирское | 27.2 | 10.0 | 18.0 | механич | ||||||
Сухогруз | 27.0 | 10.0 | 16.0 | прямая | ||||||
Танкер | 30.5 | 10.0 | 20.0 | механич | ||||||
Танкер | 17.6 | 8.5 | 19.0 | электро | ||||||
Сухогруз | 17.3 | 8.5 | 18.0 | прямая | ||||||
Сухогруз | 18.2 | 9.0 | 18.0 | механич | ||||||
Сухогруз | 16.2 | 8.0 | 16.0 | прямая | ||||||
Танкер | 17.0 | 9.0 | 16.0 | механич | ||||||
Танкер | 16.5 | 8.2 | 16.5 | электро | ||||||
Сухогруз | 16.0 | 8.0 | 16.2 | механич |
Практическая работа №2.
Тема: Топливная система СДУ.
Цель занятий: изучение принципиальной схемы и освоение методики расчета топливной системы.
Содержание работы:
1. Принципиальная схема топливной системы.
2. Расчет емкости цистерн.
3. Расчет характеристик насосов и сепараторов.
4. Расчет подогревателей топлива.
Исходные данные: мощность и удельный расход топлива ГД по Пр №1:
Nе= кВт; gе= (Пр.№1); τ = час; автономность (по зад.)
Последовательность выполнения.
1. Принципиальная схема топливной системы.
2. Расчет емкости цистерн.
2.1. Основного запаса тяжелого топлива.
V =К = (м )
где:
К =1,05…1,07-коэффициент, учитывающий неиспользованный объем;
К =1,1…1,15-коэффициент, учитывающий мертвый запас;
= 830…900 ()- плотность топлива, по выбранному двигателю
i - количество главных двигателей (по заданию).
2.2. Основного запаса легкого топлива.
Принимается 15% от запаса тяжелого топлива.
V =0,15V = (м )
2.3. Аварийного запаса из условия обеспечения работы главных двигателей в
течении суток.
= (м )
2.4. Расходно-отстойной тяжелого и легкого топлива.
2.4.1. Тяжелого топлива принимается равным расходу топлива за 12 час.(две штуки).
= (м )
2.4.2. Легкого топлива принимается равным расходу топлива за 8 час.(две штуки).
= (м )
2.5. Грязного топлива и масла.
v =(0,1-0,3) = (м ).
2.6.Сбора протечек топлива.
= (м ).
2.7. Сбора отходов сепарации.
Q (м ).
Где:Q -суммарная производительность сепараторов топлива () из пункта 3.8.
3. Расчет характеристик насосов и сепараторов.
3.1.Производительность топливоперекачивающего насоса тяжелого топлива.
Должна обеспечить перекачку не менее суточного расхода топлива за
(1 2) часа принято = час.
= (м3/час).
3.2.Производительность топливоперекачивающего насоса легкого топлива.
Должно обеспечить перекачку 4 часового расхода за (0,2 0,5) часа. Принято ч.
= (м3/час).
Где: часа.
3.3. Давление, развиваемое насосом.
Принимается в пределах.
МПа. Принято МПа.
3.4.Мощность привода насоса.
= (кВт).
Где:
(1,1-1,15)-коэффициент запаса мощности; Принято
-к.п.д. насоса. Принято
3.5. Производительность топливоподкачивающего насоса должна в раза превышать часовой расход топлива двигателя. Принято.
= (.
3.6. Давление, развиваемое насосом – зависит от типа двигателя.
МПа для МОД.
МПа для СОД.
3.7. Мощность привода.
= (кВт).
3.8. Суммарная производительность сепараторов топлива.
По правилам Регистра на судах неограниченного района плавания должно устанавливаться не менее 2 сепараторов суммарная производительность которых, должна обеспечить сепарацию суточного расхода топлива за часов.
3.9. Емкость ресивера-деаэратора.
= (м .
4. Расчет подогревателей топлива.
Количество тепла необходимого для нагрева топлива.
t2-t1)=
где:
-теплоемкость топлива, ; Принято ____.
t -температура топлива на входе в подогреватель, ;
Принято _____.
-температура топлива на выходе из подогревателя, ;
Принято _____.
4.2.Поверхность подогревателя.
= (м ).
где:
-запас поверхности; Принято.
k= (1000 1400)-коэффициент теплопередачи, ; Принято.
-температурный напор., С ;
t - температура насыщения греющего пара., С .
По правилам Регистра для подогревателя топлива разрешается использовать сухой насыщенный пар давлением не более 1МПа. Принимаем давление пара
Р=(0,5 0,7) МПа., по нему из таблицы см. Приложение № 1 ’’ Параметры насыщенного водяного пара по давлениям’’ определяем t = _____.
4.3. Расход пара на подогреватели.
=
где:
= - удельная энтальпия пара на входе в подогреватель,
см. Приложение №1
= - удельная энтальпия пара на выходе из подогревателя
см. Приложение №1
- к.п.д. подогревателя. Принято.
Контрольные вопросы:
1 Назначение топливной системы.
2 Состав оборудования топливной системы.
3 Методы подготовки топлива на судне.
4 Методы утилизации отходов эксплуатации системы.
Литература: стр. 25-28, [1].
Практическая работа №3.
Тема: Масляная система СДУ.
Цель занятий: изучение принципиальной схемы и освоение методики расчета масляной системы.
Содержание работы:
1. Принятие принципиальная схема масляной системы.
2. Расчет характеристик насосов.
3. Расчет маслоохладителя.
4. Расчет емкости цистерн.
Исходные данные:
Удельный расход масла ГД: g = (Пр.р.1)
Последовательность выполнения.
1. Принципиальная схема масляной системы.
2. Расчет характеристик насосов.
2.1. Количество теплоты, отводимой маслом от объекта смазки.
Формулу просчитываем три раза, задавшись нижеприведенными данными:
- доля тепла отводимого маслом; Принято.
- механический к.п.д. двигателя; Принято.
- механический к.п.д. редуктора; Принято.
- к.п.д. валопровода; Принято.
Определяем суммарное количество теплоты отводимое маслом от трех различных объектов:
=
2.2. Дополнительное количество тепла, отводимое в случае масляного охлаждения поршней (для МОД и СОД)
=
где:
а - доля тепла отводимого от поршня; Принято.
Q - низшая теплота сгорания топлива;
2.3. Суммарное количество тепла, отводимого маслом.
= ( - для МОД и СОД.
= ( - для ВОД.
2.4. Производительность главного масляного насоса.
=
где:
-коэффициент запаса производительности; Принято.
- теплоемкость масла, Принято.
- плотность масла, Принято.
- повышение температуры масла в системе, ; Принято .
2.5. Давление насоса главного масляного:
МПа для МОД;
МПа для СОД и ВОД;
Принято
2.6. Мощность привода насоса.
= (кВт)
где:
- коэффициент запаса мощности; Принято.
-к.п.д. шестеренчатого насоса;
(производительность до 100 ;
- к.п.д. винтового насоса
(производительность более 100
Принято
2.7. Производительность маслоперекачивающего насоса.
Принимается в (1,5 2,0) раза больше, чем главного масляного. Принято.
=
2.8. Давление, развиваемое маслооткачивающим насосом.
МПа. Принято.
2.9. Мощность привода насоса.
= (кВт)
3. Расчет маслоохладителя.
Поверхность охлаждения маслоохладителя.
= (м ).
где:
- запас поверхности; Принято.
К= (1500 2500)-коэффициент теплопередачи; Принято.
- температурный напор, ;
-температура масла на входе в двигатель, ; Принято ____.
-температура масла на выходе из двигателя, ;
= 10…15 оС
-температура забортной воды на выходе из холодильника масла,
.
- температура забортной воды на входе в холодильник масла, ;
Принимается для судов неограниченного района плавания, для
других-среднегодовая фактическая за бортом;
4. Расчет емкости цистерн.
4.1. Объем сточноциркуляционной цистерны.
где:
- для МОД.
- для СОД.
- для ВОД.
-кратность циркуляции Принято.
4.2.Емкость цистерны основного запаса.
где:
1- количество смен масла за рейс;(целое число).
час для МОД;
час для ВОД сухой картер.
час для СОД.
час ВОД мокрый картер.
-автономность (часы);
удельный расход масла ;
Контрольные вопросы:
1 Назначение масляной системы.
2 Состав оборудования масляной системы.
3 Методы подготовки масла на судне.
4 Методы утилизации отходов эксплуатации системы.
Литература: стр. 28-32, [1].
Практическая работа №4.
Тема: Система охлаждения СДУ.
Цель работы: изучение принципиальной схемы и освоение методики расчета системы охлаждения.
Содержание работы:
1. Принципиальная схема системы охлаждения.
2. Расчет характеристик насосов и охладителей системы пресной воды.
3. Расчет характеристик насосов системы забортной воды.
Исходные данные: Из пр.р.№1.
Последовательность выполнения:
1.Принципиальная схема системы охлаждения.
2. Расчет характеристик насосов и охладителей системы пресной воды.
2.1. Количество тепла, отводимого пресной водой.
где:
для МОД - доля тепла отводимого пресной водой;
для СОД и ВОД – доля тепла отводимого пресной водой;
2.2. Производительность насоса пресной воды.
где:
- коэффициент запаса производительности; Принято
- теплоемкость пресной воды; Принято
- перепад температур пресной воды; Принято
- плотность пресной воды; Принято
2.3. Давление насоса пресной воды.
МПа. Принято
2.4. Мощность привода насоса.
(кВт).
где:
- запас мощности; Принято
- к.п.д. центробежных насосов; Принято
2.5. Поверхность охлаждения водяного охладителя.
(м ).
где:
- запас поверхности; Принято
k= (3500 4500) -коэффициент теплопередачи от воды к воде. Принято
- температурный напор; Принято
2.6. Объем расширительной цистерны.
Принимается (0,18 0,25) м на 1000 кВт , и должен быть предусмотрен свободный объем 30 40%.
(м ).
3. Расчет характеристик насосов системы забортной воды.
3.1. Количества тепла отводимое в холодильниках надувочного воздуха.
где:
L - Количество воздуха теоретически необходимое для сгорания 1кг топлива;
С - теплоемкость воздуха;
- температурный перепад надувочного воздуха; Принято
- суммарный коэффициент избытка воздуха; Принято
=(3,0 3,8)- 2 - тактные МОД;
- 4 - тактные МОД;
- 2 - тактные СОД;
- 4 - тактные СОД;
- 4 - тактные ВОД;
3.2. Суммарное количество тепла отводимого забортной водой.
где:
Все данные по этой формуле из П.р.№3 (пункт 2.3.).
3.3. Производительность насоса забортной воды.
где:
К - коэффициент запаса производительности; Принято
- теплоемкость забортной воды;
- плотность забортной воды;
- перепад температур забортной воды; Принято
3.4. Давление насоса забортной воды.
МПа. Принято
3.5. Мощность привода насоса забортной воды.
(кВт).
3.6. Повышение температуры в маслоохладителе.
( С).
3.7. Повышение температуры в водяном охладителе.
( С).
3.8. Повышение температуры в охладителях воздуха.
( С).
3.9.Температура забортной воды на выходе из системы (проверка).
(45) С.
При невыполнении уменьшить и пересчитать с пункта 3.3.
Контрольные вопросы:
1 Назначение системы охлаждения пресной водой.
2 Состав оборудования системы охлаждения пресной водой.
3 Назначение системы охлаждения забортногй водой.
4 Состав оборудования системы охлаждения забортной водой.
5 Как производится пополнение запасов пресной воды на судне?
Литература: стр. 28-35, [1].
Практическая работа №5.
Тема: Система сжатого воздуха и газовыпускная система.
Цель работы: изучение принципиальных схем и освоение методики расчета систем сжатого воздуха и газовыпуска.
Содержание работы.
1. Принципиальная схема системы сжатого воздуха.
2. Расчет системы сжатого воздуха.
3. Принципиальная схема газовыпускной системы.
4. Расчет газовыпускной системы.
Исходные данные: Из Пр.р.№1.
Последовательность расчетов.
1. Принципиальная схема система сжатого воздуха.
2.Расчет системы сжатого воздуха.
2.1.Суммарный рабочий объем двигателя.
(м ).
где:
Д- (м)-диаметр цилиндра двигателя;
S (м) - ход поршня;
m- Количество цилиндров;
2.2.Количество свободного воздуха для обеспечения требуемого числа пусков.
(м ).
где:
-число последовательных пусков двигателя;
- для реверсивных главных;
- для нереверсивных главных, для вспомогательных;
- при числе двигателей от двух и более;
- расход пускового воздуха, удельный;
i- число двигателей;
2.3.Суммарная емкость пусковых баллонов.
(м ).
где:
Р МПа для МОД и СОД;
Р МПа для ВОД;
Р - рабочее давление в баллонах;
Р МПа- минимальное пусковое давление воздуха в баллонах;
Р 0,1 МПа- атмосферное давление;
2.4.По правилам Регистра должно быть предусмотрено не менее двух компрессоров, каждый должен обеспечить заполнение пусковых баллонов от Р до Р в течении 1 часа.
Подача компрессора пускового воздуха.
.
где:
1 час- время заполнения баллонов;
2.5. Степень повышения давления в компрессоре.
2.6. Степень повышения давления в одной ступени.
где:
y- Число ступеней.
y=2 при - двухступенчатое сжатие;
y=3 при больше 20- трехступенчатое сжатие;
2.7. Мощность привода компрессора.
(кВт).
где:
К=1,4- показатель политропы;
- полный к.п.д. компрессора;
3.Принципиальная схема газовыпускной системы.
4.Расчет газовыпускной системы.
4.1.Плотность отработавших газов.
где:
МПа - давление газов;