Тестовый контроль знаний




Практическое занятие

Тема «Внутренняя картина болезни (В.К.Б.)».

Продолжительность: 90 минут

Тип занятия: практическое.

Вид занятия: комбинированное.

Цель: Углубить и закрепить знания студентов по теме, научить студентов диагностировать типы отношений к болезни, типы психологического реагирования на изменения в состоянии здоровья, определять стороны ВКБ, развивать умение делать обобщения;способствовать развитию логического мышления, формировать чувство уважения к пациентам, ответственность; формировать психологическую компетентность студентов.

Мотивация: Болезнь влияет на состояние человека, поэтому важно знать, как пациент переживает заболевание и как относится к процессу лечения.

Межпредметные связи: Общая психология, социальная психология, философия, право, анатомия и физиология здорового человека, ОСД, медицинская этика и деонтология.

Дидактическая база занятия:

Ø Тест на определение типа поведенческой активности (методика Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка)

Ø Ситуационные задачи.

Основная литература:

1.Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2002.

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М.:МЕД-пресс, 1998.

3.. Островская И.В. Психология. Учебник. Изд-во ГЭОТАР – Медиа, 2011.

4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских колледжей. Феникс, 2013

5.. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Дополнительна литература:

1. Хорни Карен. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Изд-во Айрис-Пресс, 2004.

2.Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни иатрогенные заболевания. 4-е изд. М.: медицина, 1977.

2.Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

3.Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / Виктор Шапарь, Александр Тимченко, Валерий Швыдченко. - М.: АСТ., Харьков: Торсинг, 2005.

С т р у к т у р а з а н я т и я:

I. Организационный момент. 5 мин.

II. Актуализация опорных знаний. 40 мин.

А) фронтальный опрос

Б) терминологический диктант

III. Самостоятельная работа 60 мин.

А) решение ситуационных задач;

Б) работа с тестом;

В)работа с проверочными тестовыми заданиями

IV. Закрепление материала 60 мин.

А) разбор и решение ситуационных задач;

V. Подведение итогов, задание на дом. 15 мин.

Домашнее задание: составить словарь по теме, повторить тему «Общение» (Общая психология»); составить задачи - ситуации, основанные на практических примерах о типах психологического реагирования на изменения в состоянии здоровья.

Основные вопросы темы:

  1. Внутренняя картина болезни
  2. Влияние болезни на психику человека.
  3. Типы реакции на болезнь (Личко А.Е.)
  4. Переживание болезни во времени.
  5. Возрастные особенности внутренней картины болезни.

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Дайте определение «здоровья»
  2. Какое влияние оказывает соматическое состояние на психику человека?
  3. Какие типы реагирования больного на заболевание вы знаете?
  4. Как сказываются длительные по времени или хронические заболевания на психическом состоянии больного?
  5. Как вы считаете, влияет ли возраст больного на его отношение к заболеванию?

Тестовые вопросы для контроля знаний.

1. Формирование отношения к болезни связано:

а) с особенностями личности пациента;

б) со спецификой заболевания;

в) все ответы верны.

2. Наиболее часто встречаемый тип отношения к болезни:

а) эргопатический:

б) депрессивный:

в) паранойяльный.

3. Тревожная реакция на заболевание наиболее характерна для:

а) патологии сердечно-сосудистой системы;

б) заболеваний эндокринной системы:

в) заболеваний органов пищеварения.

4. Паранойяльный тип отношения к болезни формируется в структуре следующего радикала личности:

а) гипертимный;

б) застревающий;

в) циклоидный.

5. Проявление, характерное для анозогностического типа отношения к болезни:

а) уход в работу»

б) «уход в болезнь»;

в) активное отбрасывание мыслей о болезни.

 

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Решите предложенные ситуационные задачи.

I. Определить тип реакции на болезнь.

Задача 1.

Больная Н. Возраст 10 лет.

Диагноз: бронхиальная астма. Ни на шаг не отпускает свою маму. Боится, что как только она останется одна – с ней случится приступ. Девочку мучит бессонница. Из-за страха ночных приступов. Постоянно думает о своем заболевании. Мама вынуждена была уволиться с работы. Постоянный страх девочки перед приступами мешает ей нормально учиться, общаться с друзьями: девочка не может ходить в школу, не приглашает в гости друзей (боится подхватить простуду, которая спровоцирует приступ)

 

 

Задача 2.

Больная М. Возраст 26 лет, по специальности – врач.

Поступила в больницу с приступом аппендицита. После операции, прошедшей успешно, больная стала требовать введения больших доз активных антибиотиков, хотя объективных показателей для их назначения не было. Больная решила, что у нее сепсис, возникли обвинения в адрес врачей. Неприятные ощущения в организме, связанные с периодом восстановления в послеоперационный период больная восприняла как признаки инфекционного процесса.

 

Задача 3.

Больной Л., 19 лет.

Имеет незначительный кожный дефект на носу – след перенесенного в детстве абсцесса. Больной испытывает чувство собственной неполноценности, не может сосредоточиться на учебе. Хирурги отказываются делать пластическую операции., поскольку дефект совсем незначительный

 

Задание 2. Решите предложенные ситуационные задачи.

 

II. Какому из вариантов отношения к болезни соответствуют следующие примеры:

Задача 1.

Больному свойственно снижение настроения, возникновение напряженности, пониженная самооценка, ослабление побуждений к деятельности, пессимистическая оценка перспективы. Для больного характерны такие утверждения: «Мне не хватает уверенности в себе», «Меня одолевают мрачные мысли», «Я недостаточно способен и сообразителен».

 

Задача 2.

У больного присутствуют беспокойство за состояние своего здоровья, которое возникает на фоне высокого уровня тревоги. Пациент испытывает ощущение неблагополучия, состояние неопределенной угрозы, немотивированные опасения. Характерны следующие высказывания: «Я не раз бросал начатое дело потому, что считал, что не справлюсь с ним», «У меня есть привычка считать разные ненужные мне вещи, например, лампочки, освещенные окна и т.д.».

Задача 3.

У больного присутствует постоянная озабоченность свои физическим состоянием: пессимизм, склонность к жалобам, неверие в успех лечения, постоянное самонаблюдение. Исходное повышенное внимание к себе сочетается с недостаточной способностью контролировать свои эмоции. По отношению к окружающим характерны несговорчивость, упрямство.

Задание 3. Проведите тестовый контроль знаний

Тестовый контроль знаний

1. Определите тип реагирования: больные правильно оценивают свое состояние и перспективы, их оценка совпадает с оценкой врача

1.нормонозогнозия

2.гипонозогнозия

  1. анозогнозия

3. гипернозогнозия

2. Больные, склонные переоценивать значимость отдельных симптомов болезни, этот тип реагирования на болезнь называется:

  1. нормонозогнозия
  2. гипернозогнозия
  3. анозогнозия
  4. диснозогнозия

3. Тип реагирования на болезнь, при котором пациент недооценивает своего состояния и тяжести заболевания:

  1. нормонозогнозия
  2. гипонозогнозия
  3. анозогнозия
  4. гипернозогнозия

4. Полное отрицание болезни как таковой, активное отбрасывание мыслей о болезни, это

  1. нормонозогнозия
  2. гипернозогнозия
  3. анозогнозия
  4. диснозогнозия

5. Какой тип реагирования свойствен при гипернозогнозическом типе реагирования на болезнь?

  1. паника
  2. адекватная реакция
  3. отрицание болезни
  4. искажение восприятия с целью диссимуляции

6. Какой тип реагирования свойствен при гипонозогнозическом типе реагирования на болезнь?

  1. паника
  2. адекватная реакция
  3. отрицание болезни
  4. искажение восприятия с целью диссимуляции

7. Какой тип реагирования свойствен при нормонозогнозическом типе реагирования на болезнь?

  1. паника
  2. адекватная реакция
  3. отрицание болезни
  4. искажение восприятия с целью диссимуляции

8. Ситуация: больной на приеме у врача с трудом вступает в контакт, проявляя подозрительность и недоверие. Впоследствии не придает серьезного значения его указаниям и рекомендациям, осложняя взаимодействие, что может привести к конфликту с медицинским персоналом. Какой описывается тип личностной реакции пациента?

  1. содружественная реакция
  2. паническая реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

9. Ситуация: после полученной травмы спортсмен вновь возвращается к усиленным тренировкам, игнорируя указания врача на время реабилитации снизить интенсивность профессиональных нагрузок. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. спокойная реакция
  2. разрушительная реакция
  3. неосознаваемая реакция
  4. следовая реакция

10. Ситуация: пациентка одновременно лечится в разных лечебных учреждениях, после просмотра телепередачи о своей болезни находится во власти страха, по совету соседки обращается к знахарке. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. содружественная реакция
  2. паническая реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

11. Ситуация: пациент всегда вовремя приходит на консультацию к врачу, со вниманием и послушанием относится ко всем рекомендациям и назначениям. Он безгранично доверяет своему лечащему врачу и признателен ему за помощь. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. содружественная реакция
  2. спокойная реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

12. Ситуация: пациент с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами относится к своему заболеванию очень спокойно, хотя точно выполняет лечебно-оз­до­ровительные мероприятия и всегда вовремя приходит на консультации к врачу. Зачастую такой пациент не осознает свою болезнь. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. содружественная реакция
  2. спокойная реакция
  3. негативная реакция
  4. неосознаваемая реакция

13. Ситуация: пациент благополучно прошел курс лечения, однако он постоянно находится во власти болезненных сомнений в ожидании рецидива заболевания. Какой тип личностной реакции описывается у пациента?

  1. спокойная реакция
  2. разрушительная реакция
  3. неосознаваемая реакция
  4. следовая реакция

14. Тип отношения к болезни (по Личко). Правильная, трезвая оценка состояния, нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

  1. Дисфорическийпаранойяльный
  2. гармонический
  3. эргопатический

15. Тип отношения к болезни (по Личко). Доминирует мрачно-озлобленное настроение, зависть и ненависть к здоровым. Вспышки гнева с требованиями от близких угождения во всем.

  1. апатический
  2. дисфорический
  3. анизогнозический
  4. тревожный

16. Тип отношения к болезни (по Личко). «Уход» от болезни в работу, желание сохранить работоспособность.

  1. эргопатический
  2. апатический
  3. ипохондрический
  4. меланхолический

17. Тип отношения к болезни (по Личко). Уверенность. Что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении результатом халатности медицинского персонала.

  1. дисфорический
  2. паранойяльный
  3. гармонический
  4. эргопатический

18. Тип отношения к болезни (по Личко). Активное отбрасывание мысли о болезни, игнорирование всех симптомов.

1.апатический

2. дисфорический

  1. анизогнозический
  2. тревожный

19.. Тип отношения к болезни (по Личко). «Уход в болезнь» с выставлением на показ своих страданий, требование к себе постоянного внимания и особого отношения.

  1. апатический
  2. гармонический
  3. паранойяльный
  4. эгоцентрический

20. Тип отношения к болезни (по Личко). Беспрерывное беспокойство и мнительность, вера в примеры и ритуалы, поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о болезни.

  1. апатический
  2. дисфорический
  3. анизогнозический
  4. тревожный

21. Тип отношения к болезни (по Личко). Чувствительный к межличностным отношениям, очень раним и впечатлителен, полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, боязнь стать обузой для близких.

  1. сенситивный
  2. анизогнозический
  3. апатический
  4. ипохондрический

22. Тип отношения к болезни (по Личко). Преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий. Стремление постоянно рассказывать о своих переживаниях врачу и всем окружающим.

эргопатический

  1. апатический
  2. ипохондрический
  3. меланхолический

23.. Тип отношения к болезни (по Личко). Полное безразличие к своей судьбе, пассивное подчинение процедурам и лечению, утрата интереса к жизни.

  1. апатический
  2. гармонический
  3. паранойяльный
  4. эгоцентрический

24. Тип отношения к болезни (по Личко). Поведение по типу «раздражительной слабости». Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем - слезы и раскаяние.

  1. дисфорический
  2. неврастенический
  3. гармонический
  4. эргопатический

25. Тип отношения к болезни (по Личко). Неверие в выздоровление, удрученность болезнью, депрессивное настроение (опасность суицида).

  1. анизогнозический
  2. апатический
  3. ипохондрический
  4. меланхолический

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: