Применение полимерных материалов дает хорошие результаты только при тщательном выполнении операций по подготовке поверхности в зоне дефекта. Следы краски и коррозии не допускаются. По концам трещины сверлят отверстия диаметром 2,5…3,0 мм. Снимают фаску вдоль трещин под углом 60…700 на глубину 1…3 мм. Зачищают поверхность на расстоянии 40…50 мм от трещины шлифовальным кругом, дважды обезжиривают ацетоном с последующей просушкой в течении 8…10 мин. На подготовленную поверхность шпателем наносят эпоксидный состав Б при ремонте чугунных и стальных деталей, состав В – алюминиевых деталей.
Если длина трещины на детали меньше 20 мм, то проводят отверждение нанесенной композиции при комнатной температуре 12 ч. А затем деталь нагревают в термошкафу по одному из режимов: при температуре 40 0С в течение 48 ч, при - 60 0С – 24 ч, при - 80 0С – 5 ч, при - 100 0С – 3 ч.
Трещины длиной 20…150 мм заделывают постановкой накладок из стеклоткани. При этом первая накладка должна перекрывать трещину на 20…25 мм, а вторая на – 30…40 мм. Каждую накладку прокатывают роликом для удаления воздуха и лучшего их прилегания к детали.
Трещину длиной более 150 мм заделывают наложением металлических накладок толщиной 1,5…2 мм с перекрытием трещины на 40…50 мм на эпоксидную композицию с последующим закреплением их винтами. В накладке сверлят отверстия диаметром 10 мм на расстоянии 50…70 мм друг от друга.По этим отверстиям накернивают и сверлят отверстия в детали, нарезают резьбу М8. Данный способ может применяться в тех случаях, когда трещины расположены на плоских поверхностях деталей. Хорошие результаты при заделке трещин дает применение фигурных вставок с последующей герметизацией зоны нанесения эпоксидной композиции.
|
Для восстановления неподвижных подшипниковых соединений применяют эпоксидные композиции, эластомеры и анаэробные герметики. Поверхности зачищают до блеска, дважды обезжиривают ацетоном с последующей сушкой в течение 10 мин.
При большом износе на подготовленные посадочные поверхности шпателем наносят эпоксидный состав (Б или Г – для стальных и чугунных деталей, В – для алюминиевых деталей),выдерживают в течение 2 ч для состава Б и 1 ч – для состава Г. Деталь устанавливают на кондуктор, закрепленный на столе и формируют слой эпоксидного состава под номинальный размер с помощью калибрующей стальной оправки и отверждают.
При ремонте неподвижных соединений (корпус-подшипник или вал-подшипник) часто применяют эластомер ГЭН-150 (В) и герметик 6Ф. Поверхность, на которую наносят покрытие, зачищают абразивной шкуркой на тканевой основе до металлического блеска, обезжиривают, просушивают в течение 10 мин, наносят равномерно тонкий слой эластомера и выдерживают на воздухе 20 мин. Толщина одного слоя 0,01…0,015 мм. При необходимости наносят последующий слой и проводят при температуре 115…160 0С в течение 30 мин. Неподвижные соединения собирают запрессовкой с натягом 0,01…0,03 мм.
Восстановления посадочных отверстий под подшипники в корпусных деталях.
1) на изношенную поверхность наносят слой эпоксидной композиции и калибруют.
2) вклеивают заранее изготовленную втулку с помощью эпоксидного состава. При фиксации колец с помощью анаэробных герметиков поверхности обеих деталей очищают и обезжиривают. На поверхности деталей наносят герметик. При сборке детали центрируют с помощью оправок и приспособлений. Собранное соединение выдерживают в неподвижном состоянии при комнатной температуре 30…40 мин.
|
резьбовые отверстия в корпусных деталях восстанавливают установкой ввертышей. Ввертыши закрепляют нанесением на поверхности их и отверстия эпоксидного слоя. При небольших износах соединение восстанавливают путем нанесения эпоксидного состава на подготовленные отверстие и шпильку (болт). При износе до 0,3 мм наносят состав Е или анаэробный герметик, а более 0,3 мм – состав Б, при восстановлении соединения с алюминиевой деталью – состав В. Для фиксации (стопорения) резьбовых соединений применяют анаэробный герметик или состав Е.
Обеспечение герметичности. Зачищают и обезжиривают поврежденный участок, наносят на него эпоксидный состав А, покрывают составом одну сторону стеклоткани и наматывают на поврежденный участок, вновь наносят эпоксидный состав и отверждают.
Для устранения повреждений машин в полевых условиях применяется аптечка ПУ-186, которая состоит из восьми туб – шесть туб наполнены эпоксидной смолой с пластификатором и наполнителем (состав серого цвета) и две тубы – отвердителем (состав цвета слоновой кости). Аптечками укомплектовываются подвижные ремонтные мастерские, а в ремонтно-восстановительных частях создаются посты ремонта деталей полимерными материалами.
Для восстановления деталей сложной конфигурации применяют технологии нанесение полимерных порошков газопламенным и вибровихровым способами, погружением деталей в расплавы пластмасс, литьем под давлением и др..