КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И ОЦЕНКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ




Качеством называют совокупность потребительских свойств продукции, проявляющиеся при эксплуатации и способные удовлетворять текущие при оценке контроля качества и оценки уровня качества.

Контроль качества - это комплекс мероприятий и нормативных документов, направленных на поддержание качества продукции на заданном уровне.

По типу контроль делиться на:

- входной (исходное сырье и материал – начало конструирования и проектирования изделия – образец/эталон и техническое описание изделия);

- операционный (контроль качества изготовления на определенном этапе);

- выходной (контроль качества готового изделия).

Потребительские показатели качества товаров или услуг – это объективные особенности изделий, которые проявляются в процессе потребления или эксплуатации, позволяющие покупателю (потребителю) удовлетворить различные актуальные потребности. В широком смысле потребительские качества устанавливаются с полезностью, за которую покупатель (потребитель) готов заплатить определенную цену.

Показатели качества делятся по:

- назначению (функциональность, социальность, классификация, универсальность);

- надежности (долговечность, безотказность, ремонтоспособность, сохраняемость);

- эргономичности (антропометрические, психологические и психолого – физиологические аспекты);

- эстетическому показателю (внешний вид);

- экологичности;

- безопасности (токсичные, механические, радиационные и физические особенности).

Общие требования, предъявляемые к контролю качества художественных изделий:

1) Парные изделия должны быть подобраны по размеру, форме, виду, огранке и цвету вставки;

2) Наличие клейма (у ювелирных изделий – серьги, колье и т.п.) и сопроводительного документа;

3) Поверхность изделия должна быть без дефектов (трещин, вмятин, пустот и др.). На крупногабаритных предметах допускается допускаются дефекты, рассредоточенные на поверхности изделия; на нелицевых поверхностях допускается незначительная пористость, волнистость, следы инструментов, не ухудшающих вид изделия;

4) На вазах, кувшинах, кубках допускается не более 2 одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пор, не более 3 рассредоточенных пор на подносах, блюдцах, тарелках и др.;

5) Эмалевые покрытия должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, царапин, пор, пузырьков, пропусков, просветов, пятен, наплывов на филигранные перегородки, и прочих дефектов. Допускаются дефекты:

- незначительная волнистость эмалевого слоя;

- незначительные полосы в местах соединения эмали с перегородкой и кантом;

- на крупногабаритных изделиях незначительная волнистость и разнотонность слоя эмали;

6) на гальванических покрытиях могут быть следы контактов, не ухудшающие вид изделия;

7) сварные и паяные швы не должны иметь пустот, прожегов, по цвету должны соответствовать цвету металла;

8) Изделия с чеканкой, филигранкой, штамповкой должны быть с четким изображением, наличие режущих кромок не допускается;

9) Вставки из камня должны быть закреплены в оправе неподвижно и исключать возможность выпадения. При глухой закрепке ободок металла должен обжимать вставка по рундисту.

10) Оттиски именника предприятия-изготовителя и пробирного клейма Инспекции пробирного надзора наносят на изделия в местах, указанных на чертеже. Оттиски должны быть четкими и ясными и не ухудшать внешнего вида изделия. Образовавшиеся в процессе клеймения вмятины, царапины и другие дефекты должны быть исправлены без повреждения именника и пробирного клейма.

11) Оправы должны соответствовать форме и размеру вставок и не иметь перекосов. Закрепка должна обеспечивать прочное крепление вставок в оправу. Вид, форма и геометрия огранки вставок (бриллиантовая, ступенчатая, смешанная и др.) должны соответствовать техническим условиям на все виды вставок и утвержденному эталону на изделие. Они не должны выступать за пределы нижней части оправы, за исключением случаев, специально оговоренных техническими описаниями.

12) Нанесенные на вставки любым способом изображения должны иметь четкий рисунок, элементы инкрустации и мозаики должны прочно прилегать друг к другу, а швы между элементами — тщательно заделаны мастикой под цвет и фактуру камня.

13) Отделка поверхности вставок из ювелирных камней, полированного стекла и эмали должна быть блестящей, без точек, штрихов и непрополированных участков. Не допускаются: сколы по рундисту, боковым граням и вершинам углов; отклонения по форме, размеру и положению у отдельных боковых граней и площадок, нарушающие симметрию граненой вставки.

14) В изделиях из деталей, нанизанных на нить (бусы, браслеты и др.), в отдельных деталях диаметры отверстий для нити не должны быть более полуторной толщины нити, а края отверстий не должны быть острыми. Толщина нити должна быть не более 1 мм и обеспечивать прочность на разрыв не менее 2 кг. Допускается (кроме изделий из природных и синтетических самоцветов) замена шелковой и капроновой нитей резинкой в шелковой оплетке толщиной не более 2 л/л/; шелковая оплетка или обмотка не должна иметь надрывов. Цвет нитей должен соответствовать цвету изделий.

15) В изделиях с цепочками (колье, кулоны, медальоны и др.) детали последних должны прочно соединяться между собой и обладать максимально возможной для данной конструкции гибкостью, а при подвешивании в вертикальном положении не иметь изломов.

16) В изделиях с булавками (броши, заколки, жетоны и др.) булавки должны быть нагартованными, упругими, без заусенцев, с концами, заостренными на конус. Булавки изделий из драгоценных металлов должны иметь предохранители, обеспечивающие надежность прикрепления изделия к поверхности ткани.

Общие требования, предъявляемые к контролю качества вставок из камня:

- проверка качества обработки поверхности камня;

- проверка пропорции и симметрии граней камня;

- отношения высот верха и низа граненой вставки должны соответствовать требованиям действующих технических условий на граненые вставки;

- допускаются отклонения во вставках из камней:

а) из янтаря (не более двух внутренних или поверхностных трещин длиной до 3 мм и шириной до 0,2 мм; не более двух природных включений в виде черных точек);

б) из бирюзы (неравномерность окраски и наличие дендритов и пятен бурого и черного цветов на площади не более 30% поверхности вставки);

в) из нефрита (неравномерность окраски и точечные включения посторонних минералов размером не более 2 мм на площади не более 20% поверхности вставки)

г) из лазурита ювелирного (точечная вкрапленность пирита и наличие белых и голубых пятен на площади не более 10% поверхности вставки);

д) из хризопраза (неравномерность окраски, наличие белых пятен и точечных включений посторонних минералов на площади не более 10% поверхности вставки)

е) из амазонита, беломорита и кварца розового (природная мелкая трещиноват ость, не угрожающая целости камня);

ж) из остальных цветных камней (неравномерность окраски, дендриты, пятна и прожилки, отличные по цвету от основного тона окраски камня, на площади не более 20% поверхности вставки).

Для контроля качества бриллиантовой огранки используются 4 группы – А, Б, В, Г (высшая группа качества – А, и далее по убыванию) и 4 критерия качества – вес (каратность), цвет, чистота, огранка камня (регламентируется нормативным документов ТУ 117-4.2099-2002). За основу деления на группы качества используются пропорции ограненного камня, включающие себя 5 основных показателей:

1) средний диаметррундиста;

2) диаметр площадки;

3) угол наклона граней верха к плоскости рундиста;

4) высота рундиста;

5) углы наклона граней низа.

Группу качества огранки можно определить на глаз. У группы качества А бриллианты светлые, прозрачные, с правильной симметрией, пересекающиеся квадраты образуют площадку – самую большую грань бриллианта, как показано на рис. 1. На рис. 2 и3 представлены бриллианты с огранкой группы Б и В.

 

Рисунок 1 – Бриллианты огранки группы А  

 

Рисунок 3 – Бриллианты огранки группы В
Рисунок 2 – Бриллианты огранки группы Б

 

 

При выполнении некачественной огранки камня возможно возникновение таких дефектов, которые являются не желательными. Это может быть:

- найв-остаток поверхности кристалла исходного сырья на нижней/верхней части бриллианта, если он не виден при просмотре бриллианта через верх, то этот дефект не влияет на оценку качества по чистоте и оценивается как незначительное искажение симметрии;

- экстра-фацет (дополнительная грань, нанесенная огранщиком, не влияет на оценку по чистоте и оценивается как незначительное искажение симметрии);

- размер и потемнения шипа (калетты) регламентируется в ГОСТР 52913-2008;

Контроль качества изделий осуществляется посредством неразрушимого контроля, включающий в себя совокупность видов контроля, который производятся непосредственно на объект (изделие), при этом объект сохраняет работоспособность без повреждений материала и вешнего вида. Неразрушимый контроль состоит из 10 видов:

1) Магнитный–основывается на регистрации магнитный полей рассеивания, возникающие над дефектами, применяется для контроля объектов из ферромагнитных материалов;

2) Вихретоковый (электромагнитный) – основывается на регистрации и анализе взаимодействия электромагнитного поля;

3) Электрический – регистрирует параметры электрического поля, взаимодействующего с контролируемым объектом;

4) Радиоволновой – регистрирует параметры электромагнитных волн радиодиапазона, взаимодействующий с объектом;

5) Тепловой –регистрирует изменение тепловых полей объекта;

6) Визуально-оптический –основывается на регистрации оптических изменений – изменение интенсивности света, контроль и обнаружение отклонений сварных швов и изъянов материала;

7) Капилярный–основывается на капилярном проникновении в полость дефектов контролируемого объекта;

8) Метод течеискания – используется для выявления сквозных дефектов в замкнутых емкостях

9) радиационный метод – основывается на регистрации ионизируещего излучения макростроения металла;

10) акустический метод – основывается на регистрации параметров упругих волн, определяет коррозийную растрескиваемость, пластическую деформацию.

По завершению проверки качества изделию присваивается документ, называющийся сертификатом качества. Процесс присваивания сертификата качества называется – сертификация. Сертификация – это одна из наиболее эффективных форм обеспечения качества продукции и услуг. Основнымицелями сертификации являются расширение бизнеса и повышение конкурентной способности. Сертификация осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организации системы сертификации. Для выдачи сертификата соответствия качества проводится геммологическая, пробирная, технологическая и художественная экспертизы.

Геммологическая экспертиза. Осуществляет идентификацию камня - определение его физических и оптических свойств, огранки и установление его принадлежности к той или иной группе камней.

Пробирная. Проводится с целью определения наличия пробирного клейма и определение подлинности и соответствия фактического содержимого металла в изделии. На рис.4 представлены основные виды проб и их изображение в соответствии с государственным стандартом, а на рис.5 представлена расшифровка клейма.

Технологическая. Применяется с целью определения соответствия ювелирного изделия требованиям ТУ для изделий того или иного вида – с указанием всех конструктивных, дизайнерских и технологических особенностей.

Художественная. Проводится с целью определения авторства изделия.

 

 

 


После завершения этапа сертификации изделию присваивается сопутствующий ярлык – бирку, содержащая в себе краткую информацию об изделии. Ювелирные бирки включают в себя название изделия, логотип, адрес предприятия изготовителя, наименование изделия и его артикул, название и пробу металла (или только звание материала, если это дерево или керамика), размер и массу в граммах, цену за гамм (для драгоценных металлов) и цену всего изделия, информацию о наличии вставок из камней, дату изготовления, штамп ПТК (прохождение технического контроля). На лицевой стороне бирки должна (обязательно для ювелирных изделий) присутствовать голограмма предприятия изготовителя. Размер ярлыков изделия, имеющие вставки более 5 разных наименований – для гарнитуров, наборов и сервизов – устанавливается в зависимости от количества наносимых реквизитов. Ярлыки заполняются типографическим шрифтом высотой не менее 1,2 мм или вручную шариковой ручкой с черной или синий пастой, допускается использование печатного устройства или резинового штемпеля (изделия, которые изготавливаются из листовой резины методом лазерной гравировки, толщина резины 2,5 мм, глубина гравировки (и высота печатных элементов соответственно) может быть разной и зависеть от ваших задач, а также изображения).На рис. 6 представлен пример ювелирной бирки, а на рис. 7 ее расшифровка.

 

Рисунок 6 – Пример ювелирной бирки

 

 

 
 
Рисунок 7 – Расшифровка ювелирной бирки.

 


После завершения этапа проверки качества и сертификации изделия, производится оценка этого изделия. Оценка проводится по разным видам методик и рекомендациям. Оценка ювелирных изделий проводится по следующим рекомендациям:

1) Оценка базовой стоимости изделия. Определяется из суммы материальной стоимости драгоценных материалов, вставок из драгоценных и полудрагоценных камней и трудозатраты на изготовление (стоимость драгоценного металла определяется по специальным справочным информациям);

2) Оценка ювелирных изделий с бриллиантами. Складывается из себестоимости изделия, определяющейся как сумма стоимости драгоценного металла, бриллиантов, трудозатрат и закрепка камня (себестоимость драгоценногометалла определяется исходя из цены 1 г металла с учетом коэффициента доведения отпускной цены драгоценного металла до оптовой оценки умноженная на массу изделия и уменьшенная на массу);

3) Показатель качества бриллианта определяется в соответствие с нормативным документом – ТУ-25.07.1319-77; розничная оценка предусмотрела на бриллианты круглые с количеством граней 17, 33 и 57 с геометрическими параметрами группы. Бриллианты другой формы оцениваются в соответствие с прейскурантом, действующем на ювелирном рынке;

4) Бриллианты, имеющие мелкие сколы шипа (калетты), ребра и другие незначительные механические повреждения, оцениваются со скидкой 20%; бриллианты, имеющие сколы, отклонения от пропорций и симметрии, наружных трещин на площадке оцениваются со скидкой 40%; бриллианты, не отвечающие современных техническим условиям - оцениваются со скидкой 50%;

5) Оценка качества камней производится согласно описанию групп цвета и массы в скупочном прейскуранте № 111 от 1991 г.;

6) Определение качества изумрудов производится согласно ТУ 95.335-88;

7) Изумруды, рубины и сапфиры ограненные, не соответствующие 3 группе чистоты, оцениваются по 1 г чистоты; драгоценные камни со внешними дефектами оцениваются со скидкой 20% за неравномерность и пятнистость окраски (у сапфиров дихромизм – двухцветность); со скидкой 30% оцениваются камни с царапинами, мелкими сколами, недоогранкой, незначительными стертостями, отклонениями в симметрии; со скидкой 50% - за значительные сколы и видимые дефекты. Изумруды другой формы огранки, кроме каре, прямоугольной и кабошон, оцениваются со скидкой 20%. На рис. 8-10 представлены огранка каре, прямоугольник и кабошон. Изумруды прямоугольной огранки с числом граней больше 49 – оцениваются с надбавкой 20%. Камень александрит оценивается по основным показателям качества изумруда;

Рисунок 9 – Огранка «Прямоугольник»
Рисунок 8 – Огранка «Каре»

 

 

Рисунок 10 – Огранка «Кабошон»

 

 

8) Оценка ювелирных изделий без вставок определяется из цены 1 гметалла с учетом коэффициента умноженный на массу изделия и на наценку производителя (зависит от объема работ). Для изделий со сложной литой формой - стоимость металла умножается на коэффициент 2,25; для литых изделий с разъемными соединениями - стоимость металла умножается на коэффициент 2,25; для изделий из двух- и трехцветного золота - стоимость металла умножается на коэффициент 2,22; для изделий,выполненные штамповкой - стоимость металла умножается на коэффициент 2; для изделий, выполненные штамповкой с дополнительной гравировкой - стоимость металла умножается на коэффициент 3; с чернью или эмалью - стоимость металла умножается на коэффициент 4;

9) Историко – художественная оценка проводится с целью определения у изделия историко – художественной значимости, оценка осуществляется посредством начисления надбавочной комиссии;при оценке произведений ювелирного и камнерезного искусства и произведений мелкой пластики, имеющие историко – художественную значимость необходимо учитывать следующие параметры:

- оригинальность замысла;

- сложность изделия;

- комплектность;

- повышенный антикварный спрос;

- новизна в технологии изготовления;

- редкость;

Экспертной комиссии предоставляется право устанавливать надбавки к оптовой оценке на 100% и больше. При определении повышения надбавочного коэффициента учитывается:

- время создания;

- стилевые признаки;

Документально подтвержденная история (если имеется);

- набор клейм (городское, клеймо пробирного мастера с датой/без даты, клеймо фирмы);

- типичность;

- редкость (характерно для времени бытования).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Настоящая работа была посвящена изучению контроля качества и оценки художественных изделий. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

- изучена структура контроля качества;

- нормативные документы, которым должны соответствовать материалы изготовления, подвергающиеся контролю качества;

- изучены основные рекомендации, применяемые при оценке художественных изделий;

- описаны основные стадии и методы контроля качества и оценки изделий;

- разработано наглядное пособие (стенд);

- описаны основные понятия и структура науки и искусства, описаны их сходства и различия, а также их влияние на мировоззрение человека в современном мире.

Результатом проделанной работы является получение и закрепление знаний в области науки и искусства, произведено углубление и закрепление специальной подготовки. Также были расширены теоретические знания в области материаловедения, художественной обработки материалов, был разработан план наглядного пособия (стенда), который представлен в приложении А.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Федоров Н.Ф. Наука и искусство./ Н.Ф. Федоров - М.:ИФ РАН, 2005 – 400 с.

2. Джахая Л. Г. Наука и искусство./ Л. Г. Джахая - Тбилиси: Хеловнеба, 1977. – 140 с.

3. Куманин В. И. Материалы для ювелирных изделий/ В. И. Куманин, В. Б. Лившиц. – М.: Кладезъ, 1012. – 42 с.

4. Жуков В. Л., Жуков В. В., Калласс Ю. О. Гибридные системы когнитивных моделей объектов дизайна на основе нечёткой логики, генетических алгоритмов и методов искусствометрии / В. Л. Жуков, В. В. Жуков, Ю. О. Калласс // Дизайн. Материалы. Технология. №4 (24) 2012. – с. 17 – 20.

5. Жуков В. Л. Проектирование объектов дизайна в реализации информационных технологий - программный модуль «Распознание творческого эскиза» Дизайн. Материалы. Технология № 2 (17) 2011. – с. 105-107.

6.URL:https://bsuphilosophy.wikia.com/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE (дата обращения 18.03.2018).

Наука и искусство. URL:https://www.studopedia.ru/7_86001_nauka-i-
7.Наука и искусство. URL:https://www.studfiles.net/preview/4018863/ (дата обращения 10.02.2018).

-iskusstvo.html (дата обращения 10.02.2018).
8.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок А1 – Наглядное пособие – стенд (часть 1)

Рисунок А2 – Наглядное пособие – стенд (часть 2)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: