Перечень вопросов для подготовки к итоговой аттестации
1. Понятие интеллектуального труда и его значение в жизни общества.
2. Образование как когнитивный институт общества.
3. Основные права и обязанности студента вуза.
4. Понятие и формы организации учебного труда в вузе.
5. Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда.
6. Основные компоненты культуры интеллектуального труда студента вуза.
7. Критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда студентов.
8. Особенности учебного труда в условиях современной информационно-образовательной среды вуза.
9. Сущность понятий «учебное задание» и «учебная задача».
10. Элементы тайм-менеджмента в учебной работе.
11. Планирование учебной работы: этапы, содержание и структура.
12. Приемы самоанализа, самооценка уровня учебных достижений.
13. Модель принятия решений: необходимые компоненты, этапы, условия.
14. «Ловушки» в процессе принятия решений.
15. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).
16. Основные правила аргументации и доказательства.
17. Типичные ошибки аргументации и доказательства.
18. Особенности учебной работы на семинарах и практических занятиях (техника ответа, устное выступление, участие в дискуссии).
19. Основные требования к выполнению письменных работ: реферат, эссе, доклад, статья.
20. Работа с текстом как вид учебной работы. Основные правила.
21. Особенности самостоятельной работы (работа с текстом, выполнение домашних заданий, повторение пройденного материала);
22. Формы контроля в учебной работе, их краткая характеристика.
23. Презентация результатов интеллектуального труда, основные формы и способы.
|
24. Основные правила работы с Интернет-информацией: как избежать плагиата?
25. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.
основная литература:
1. Галкин С. Индивидуальные особенности памяти М.: Лаборатория книги, 2015. https://online.muiv.ru/lib/books/45810/
2. Зубра А.С. Культура умственного труда студента: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Минск: Дикта, 2013. 228 с. (книгохранилище Московского университета им. С.Ю. Витте)
3. Козлов, В.В. Организационная культура: Учеб. пособие для вузов / В.В. Козлов, Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова; Под ред. М.Н. Кулапова. – М.: КНОРУС, 2013. – 272 с. (книгохранилище Московского университета им. С.Ю. Витте)
4. Любавин К. Развитие интеллекта. М.: Лаборатория книги, 2014. https://online.muiv.ru/lib/books/26568/
5. Мельников О. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. М.: Креативная экономика, 2014. https://online.muiv.ru/lib/books/42408/
6. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Директ-Медиа, 2012. https://online.muiv.ru/lib/books/28725/
7. Ушаков Д. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Институт психологии РАН, 2013. https://online.muiv.ru/lib/books/50382/
дополнительная литература:
1. Березина Т.Н. Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. Йога интеллекта. СПб.: Речь, 2012.
2. Баландин Р.К. 100 великих гениев. М.: Вече, 2005.
3. Бьюзен Т. Учебник быстрого чтения. 4-е изд. Мн.: Попурри, 2006.
4. Демиденко А. Приемы обучения учащихся составлению конспектов и наглядных схем // Вопросы психологии, 2003.
5. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
6. Никитин В.В. Резервы вашего интеллекта: технология интенсивной подготовки к экзаменам. М.: ТЦ Сфера, 2002.
|
7. Силинг М.И. Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя: Учебное пособие. М.: Логос, 2006.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. https://www.mind-map.ru / - Тренинг эффективного мышления. Интеллект-карты
2. https://www.reasoning.ru - Искусство разумного суждения
Темы письменных работ (рефератов, презентаций)
1. Интеллектуальный труд как фактор развития современного общества.
2. Общее и различное в понятиях «учебный труд» и «физический труд».
3. Роль и место знания в системе ценностей человека и общества.
4. Существенные признаки основных компонентов культуры интеллектуального труда.
5. Влияние новых технологий обучения на форму и содержание учебного труда студента вуза.
6. Особенности учебного труда студентов в условиях современной информационно-образовательной среды.
7. Основные критерии и показатели оценки уровня культуры интеллектуального труда.
8. Эффективные приемы самооценки уровня культуры интеллектуального труда.
9. Роль и место (необходимость и возможность) интеллектуальных операций в деятельности человека (студента).
10. Отрицательное и положительное в роли эмоций в познавательной деятельности.
11. Сущность и структура организации учебного труда студентов в вузе.
12. Положительные и отрицательные аспекты традиционных форм организации учебного труда студентов в вузе?
13. Основные (наиболее привлекательные) инновационные формы организации учебного труда студентов в современном вузе.
14. Сущность и содержание приемов тайм-менеджмента («управления временем») в учебной работе.
|
15. Основы формирования мотивационно-целевых установок в учебной деятельности.
16. Сущность понятия «принятие решений» в учебной деятельности.
17. Основные приемы схематизации процесса принятия решений.
18. Характерные ошибки в процессе принятия решений.
19. Сущность и содержание этического аспекта и моральной дилеммы принятий решений.
20. Основные принципы и приемы эффективной коммуникации в учебной деятельности.
21. Основные правила и ошибки диалога «студент-преподаватель».
22. Основные приемы эффективной работы с учебным текстом.
23. Эффективные инструменты визуализации учебной информации.
24. Учебная деятельность: основы техники устного выступления студента.
25. Инновационные технологии обучения: особенности самостоятельной работы студента.
26. Основы эффективных форм контроля в учебной работе.
27. Необходимость и возможность презентации результатов интеллектуального труда.
28. Возможность использования Интернет-ресурсов в учебном труде студента: как избежать плагиата при выполнении письменных контрольных работ?
29. Роль и место новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебной работе.
30. Эффективные приемы самопрезентации в учебной деятельности.