Летнее путешествие одного учителя

Тяга к открытию нового, любознательность – вот, что движет путешественником. В наши дни, скажете вы, все уже открыто! Ан, нет!

Не могу сказать, что я бывалый турист, но опыт ходьбы под рюкзаком в малокатегорийных краеведческих походах есть – с 2003 года.

Второй год подряд я отправляюсь в экспедицию – Летнюю школу Российского географического общества. Уже стало доброй традицией в день отправления вспоминать прошлогодние события, знакомиться с новыми членами команды, быстро загружать снаряжение в большой прицеп, с разговорами наперебой усаживаться в знакомый автобус и навстречу… в этот раз Предгорьям Алтая.

Дорога! Едешь и любуешься меняющимися природными картинами, как в кино! Лишь иногда отвлечет внимание пролетающая вперед птица, как будто указывает нам дорогу.

Первая остановка – город-курорт Белокуриха, идем в городской краеведческий музей им. С. И. Гуляева, где нас встречает гостеприимная хозяйка – директор музея Тамара Батуева. Экскурсия прошла на одном дыхании, в виртуальном перемещении во времени от мезозоя до наших дней. Как стало нам известно, город возник благодаря живой воде Белокурихи: на стыке равнины и гор в зоне крупного тектонического разлома находятся знаменитые термальные источники с радоном, известные с 1866 года.

К вечеру этого же дня добрались до р. Песчаной, где и разбили наш палаточный лагерь. Хотели за ужином обсудить фас Алтая – границу между горами Алтая и Западно-Сибирской равниной, как вдруг на нас налетел мощный ураган с градом… К счастью, уже через полчаса выглянуло солнце, мы восстановили лагерь, и дружеский костер собрал вокруг себя всех детей и взрослых.

На второй день мы пошли на экскурсию в долину р. Песчаной, где изучали гранитные массивы и исследовали воду местного родника. Выяснили, что примерно около 210 млн лет назад гранитная магма внедрилась в земную кору, в результате чего мы наблюдаем выходы гранитов на поверхность земли.

На третий день мы сворачиваем лагерь и отправляемся в Белокуриху-2. Медленно поднимаемся по дороге-серпантину ввысь, потом, подкрепившись вкусным обедом, идем на экскурсию «Амбарчики» за Софьей Григорьевной Платоновой (кандидат геол.-мин. наук). Название смешное, но и действительно, огромные скалы вдруг появляются среди растительности, как будто огромный великан дорогой растерял свои сундуки!

На самом же деле граниты, оказавшиеся на земной поверхности в результате воздымания из недр земных (более чем двухсот миллионов лет), и измененные под воздействием экзогенных геологических процессов (энергии солнца, колебаний температур, влаги и жизнедеятельности живых организмов), сформировали ландшафты пейзажных скал. Надо сказать, что «Предгорье Алтая» – это природный парк краевого значения, который находится на территории Белокурихи, Смоленского, Алтайского и Солонешенского районов, созданный в год экологии, в 2017 году.

В этот же день, к вечеру, мы поставили лагерь на правом берегу Катуни, недалеко от с. Платово. Удивительно тихое и красивое место мы выбрали неслучайно, так, как завтра у нас очень важный день, требующий много физических сил и выносливости – подъем на гору Бабырган! Шум Катуни нас быстро убаюкал.

Утром быстро уселись в автобус и по дороге с интересом слушали рассказ о горе. Положение горы Бабырган на границе гор породило такую алтайскую легенду. Дочь старика Алтая – Катунь – покинула дом и побежала на север к красавцу Бию. Вдогонку за ней отправился богатырь Бобырган (в переводе с алтайского – летящая белка). Когда он увидел, что опоздал – Катунь и Бий соединились, то упал и превратился в скалу – последнюю гору Северного Алтая. Высота горы – 1008 м, но подъем непростой. Зато какие виды открываются: слева равнина, а справа начало горной страны Алтай!

И вот настал день возвращения домой, но еще нас ждал сюрприз от руководителей Летней школы. Мы приехали в местечко между селами Подгорное и Платово, на левобережной террасе р. Катунь. Здесь находится памятник природы «Следы селевого потока у с. Платово». Этот интересный природный объект представляет собой форму рельефа, возникшую в результате воздействия внешних геологических процессов, называемую земной рябью, или гигантской рябью течения. С высоты птичьего полета этот рельеф напоминает ландшафт пустыни с многочисленными дюнами, либо песчаное дно реки, на котором постоянный ток воды формирует рябь. Форма рельефа в виде гряд иногда до 20 метров. Алтайские суперпотоки четвертичного периода были самыми мощными потоками пресной воды на Земле по своим гидравлическим характеристикам. Рассчитанный д.г.н. А. Н. Рудым расход воды для участка Платово-Подгорное составлял примерно 700000 куб. в секунду. Мы сразу выдвинули версию о возможности всемирного потопа в этом месте… Подробное исследование алтайских и североамериканских четвертичных ландшафтов помогло сравнительным планетологам обнаружить гигантскую рябь течения на Марсе. Вот!

По возвращении в лагерь, меня не покидала мысль о том, в каком удивительном и значимом месте мы живем! Подгоняемые приближающейся грозой, быстро сфотографировались на память у Катуни и уставшие и счастливые поехали домой. Нас снова провожает сильный ливень! По дороге кто-то спал, кто-то эмоционально беседовали, кто-то молча наблюдал за дорогой, мечтая о новом путешествии!