Начнем с определения того, что собственно собой представляет цвет. Обычно цвет воспринимается людьми как свойство предмета, на самом деле, чтобы узнать истинную природу цвета, необходимо разобраться в двух вещах: природе световых лучей, которые позволяют нам видеть окружающие предметы, и устройстве глаза, благодаря которому мы воспринимаем предметы цветными. Почему дизайнеру важно знать, что цвет не является непосредственным свойством предмета? Как минимум потому, что один и тот же цвет будет восприниматься человеком совершенно по-разному, в зависимости от окружения, особенностей среды, в которую этот цвет помещен. Наверняка каждый из вас видел изображение, представленное на рисунке.
Опыт Исаака Ньютона
Это иллюстрация опыта, проведенного Исааком Ньютоном в 1676 году. Суть этого опыта заключалась в том, что через узкое отверстие луч солнечного света направлялся на трехгранную призму, в которой он рассеивался на отдельные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета, плавно переходящие один в другой и составляющие цветовой спектр («spectrum» по-гречески значит «смотрю»), можно было рассмотреть на экране, на который был направлен прошедший через призму свет. Если пропустить этот спектр через собирающую призму, то в результате он опять превратится в луч белого света. Таким образом, цвета создаются световыми электромагнитными волнами, каждая из которых имеет свою длину и определенную частоту колебаний. Человеческий глаз может распознавать волны в диапазоне от 400 до 760 нм. Если удалить из спектра один цвет, например зеленый, то оставшиеся цвета (красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый), пропущенные через собирающую призму, дадут луч красного цвета. Если уберем желтый – луч станет фиолетовым, уберем оранжевый – луч окрасится в синий цвет. Такие пары цветов называются дополнительными по отношению друг к другу. В случае, когда свет излучается (солнечный свет, свет от лампы, монитор компьютера и так далее), смешение дополнительных цветов друг с другом в итоге дает белый цвет, как и смешение всех цветов спектра. Но цвет окружающих нас в повседневной жизни предметов мы можем воспринимать благодаря отраженному от них свету. Красная кружка кажется нам красной потому что материал, из которого она сделана, поглощает все цвета светового луча, кроме красного. То есть все предметы вокруг нас на самом то деле не имеют никакого цвета. Цвет создается при их освещении в момент нашего визуального восприятия.
|
За восприятие цвета человеком отвечают рецепторы глазной сетчатки, так называемые колбочки и палочки. Всего сетчатка нашего глаза насчитывает три вида колбочек, различных по спектральной чувствительности. Красные поглощают длинные волны, зеленые – волны средней длинны и синие – короткие волны.
Поскольку чувствительность этих колбочек не слишком высока, для хорошего восприятия цвета необходимо достаточно яркое освещение. При недостатке света активизируются рецепторы, расположенные на сетчатке глаза, которые называются палочками. Все эти разновидности рецепторов реагируют на свет, преобразуя его в электрические импульсы, которые передаются по нервам в кору головного мозга и там уже расшифровываются как восприятия различных цветов. Если света мало, цвета человеческий глаз будет различать плохо, все они будут в своей насыщенности приближаться к оттенкам серого, поскольку палочки,
|
Если мы осветим красную чашку светом, пропущенным через зеленый фильтр, цвет чашки станет казаться нам серым. Это происходит потому, что в зеленом свете нет лучей красного цвета, которые могли бы быть отражены материалом чашки, все лучи поглощаются этим материалом. Все материалы вещественных предметов, а так же любые пигменты художественных красок являются поглощающими по отношению к световым лучам. Дополнительные цвета в этом случае при смешении дают нам серо-черный цвет.
Физиологические основы восприятия цвета отвечающие за так называемое сумеречное зрение, не различают цвета.
Каждый человек имеет свое уникальное цветовое восприятие. Это связано именно с тем, что число колбочек, отвечающих за восприятие той или иной длинны волн, у каждого человека индивидуально. В целом, лучше всего глаз воспринимает длины волн, соответствующие зеленому цвету (около 550 нм), поэтому наибольшее количество оттенков мы видим именно в нем.
Не смотря на различия восприятия людьми цветов, существуют общие закономерности. Взгляните на изображение, размеры прямоугольников одинаковые, но за счет различного цвета возникает ощущение, что одни фигуры расположены ближе, а другие дальше. Самым близким кажется прямоугольник желтого цвета, самым дальним представляется темно-синий прямоугольник.
Цвета всегда вступают во взаимодействие с окружающими их цветами и оказывают друг на друга определенное влияние; в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. В. Кандинский в монографии «Язык красок» подробно исследует движение и равновесие цветов на примере пар цветовых контрастов.
|
Он говорит о том, что в жизни цветов существует два типа контрастов: холод или тепло цвета определяет его склонность к светлому или темному.
Рассмотрим первую пару цветовых контрастов.
Желтый и синий (два основных цвета в системе Цветов).
Теплота и холод краски – это ее склонность к желтому или синему. Движение цветов происходит в горизонтальном направлении; при теплой краске – к зрителю, при холодной – удаление от него.
Движение теплого и холодного усиливается, если добавить контраст светлого и темного. Движение желтого возрастет с осветлением, синего – с затемнением. Желтый цвет настолько тяготеет к светлому, что вообще не может быть очень темным, синий же, наоборот, может получить такую глубину, что будет граничить с черным. Это первый тип движения теплого и холодного, но существует еще и движение второго ряда.
Рассмотрим два круга одинаковой величины: синий и желтый.
Желтый круг, излучающий, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку. Синий круг получает концентрическое движение, как бы заползает внутрь и удаляется от человека. Если к желтому добавить синий, сделав его более холодным, появляется зеленоватый опенок, и оба движения – горизонтальное и эксцентрическое – сразу замедляются, синий как бы тормозит движение желтого, а при дальнейшем добавлении его эти противоположные движения уничтожаются и возникает полная недвижимость – зеленый цвет.
То же происходит и с белым, если в него добавить черный – возникает серый цвет – по тону близко стоящий к зеленому, но в зеленом есть возможность жизни, которой нет в сером, так как он состоит из красок, не имеющих активной движущей силы.
Говоря о цветовых контрастах, необходимо рассмотреть еще один их вид – контраст светлого и темного.
Белый действует на зрителя как «великое безмолвие», но полное возможностей. Черный цвет звучит как нечто лишенное возможностей, внешне – беззвучная краска, на фоне которой всякая другая, даже малозвучная, становится сильнее, активнее, чем она есть на самом деле. На фоне же белого другие краски утрачивают чистоту звучания. Равновесие между контрастными белым и черным достигается механическим смешением, когда образуется серый цвет, беззвучный, неподвижный, но полный возможностей. Подобный серый возникает и при смешении зеленого и красного – пассивности и деятельности.