ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА. ВНИМАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ. МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ




Различные параметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связано с индивидуальными особенностями нервной системы, тренированностью в данном виде деятельности.

Для многих видов деятельности оказывается важным такой параметр внимания, как распределение его на несколько объектов сразу.

Ø Лица с сильной нервной системой, обладающие выносливостью нервных клеток, имеют способность длительно удерживать интенсивное внимание. При этом внешние раздражители только стимулируют повышение внимания к основному виду деятельности.

Ø Для лиц со слабой нервной системой воздействие отвлекающих раздражителей ведёт к ухудшению показателей выполняемой работы.

Для многих видов деятельности оказывается важным такой параметр внимания, как распределение его на несколько объектов сразу. Внимание человека связано с такими индидуально-типологическим особенностями как интроверсия и экстраверсия.

Интроверсия – обращенность вовнутрь, к своим собственным переживаниям.

Экстраверсия – обращенность вовне, к явлениям внешнего мира.

Для работы экстроверты, в силу подвижности нервной системы, делают установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы.

Интровертам свойственна установка на точность выполнения задания. Переключаемость внимания у экстравертов проходит быстро, у интровертов она затруднительна.

Способность к сильной концентрации внимания у музыкантов на собственной деятельности обеспечивает впечатляющие художественные результаты.

ВНИМАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА – ИСПОЛНИТЕЛЯ

Музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий управлять им:

Ø техническое исполнение отличается точностью, отсутствием помарок и небрежности;

Ø исполнении производит впечатление большей осмысленности и логичности, благодаря способности глубокого проникновения в структуру гармонических последовательностей;

Ø музыкально-слуховые представления до начала исполнения характеризуются чёткостью, хорошо развито внутреннее предслышание исполняемого;

Ø эмоциональная сфера находится в «разогретом» состоянии перед исполнением;

Ø личностная сфера характеризуется большой «помехоустойчивостью» в стрессогенной ситуации публичного выступления;

Ø большой объём внимания позволяет его распределять на несколько объектов во время коллективных действий, исполнителю в хоре или оркестре надо распределять внимание между своим исполнением партии и держать в сознании весь спектр звучания оркестра или хора. Хорошего внимания требует игра в ансамбле, аккомпанирование солисту. Качественная работа – это всегда сосредоточенное внимание, включающее в себя и его устойчивость и хорошую переключаемость. Для развития внимания:

1. Закрыть глаза и в течение некоторого времени сосредоточиться только на слуховых восприятиях (не музыкальных).

2. Дослушать извлечённый на инструменте звук до полного его затухания.

3. Представить себе этот же звук внутренним слухом и также «дослушать» его до момента воображаемого затухания.

4. Играя (или только представляя в своем воображении) мелодию с предельной сосредоточенностью, следить за переходом одного звука в другой.

МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Деятельность музыканта основывается на взаимодействии очень тонких координаций слуховых, тактильных и двигательных ощущений, а также на ощущениях пространства и времени. Главными для музыканта являются слуховые ощущения, которые имеют много и разновидностей в форме специальных слуховых навыков.

Виды слуха:

  • звуковысотный
  • мелодический
  • гармоничсеский
  • полифонический
  • тембро-динамический
  • фактурный
  • внутренний

Все они могут развиваться только при одном условии – если музыкант уделяет много внимания развитию у себя внутреннего слуха и связанными с ним музыкально-слуховыми представлениями.

Внутренний слух и муз.-слуховые представления связывают со способностью слышать и переживать музыку про себя, без опоры на внешнее звучание, со способностью, согласно Н.А. Римского-Корсакова, «к мысленному представлению музыкальных тонов и их соотношений без помощи инструмента или голоса».

В современную методику музыкального обучения прочно вошла триада «вижу-слышу-играю». Смысл этой формулы заключается в предварительной активизации внутреннего слышания той музыки, которую предстоит сыграть. Методы:

  • подбор мелодий по слуху в разных тональностях (транспонирование),
  • чередование фраз, сыгранных на инструменте, с фразами, сыгранными «про себя».

Создание чёткого слухового образа музыкального произведения до начала исполнения – показатель профессионального мастерства музыканта, и работать в этом направлении он должен постоянно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: