Но в любом случае нет проблемы данных и их систематического анализа. Есть только науковедческая проблема налаживания кооперации с коллегами.




* * *

Рассмотрим некоторые наиболее желательные проекты исследований, ориентированные на корректную постановку задачи практического создания 9-го транспортного коридора. Ограничимся названиями проектов и краткими аннотациями. Мы очень заинтересованы в 9 - МТК и сейчас ведем весьма активные переговоры с коллегами относительно возможной кооперации в исследованиях связанных с 9 - МТК. В том числе обсуждаются и те проекты, которые отмечены в данном тексте. Но проекты во многом формулируются под коллектив и заказчика. Поэтому не будем вдаваться в лишние детали и только изложим суть дела.

 

ОБЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ РАБОТ

В определении тематики мы исходим из того, что проект 9-го транспортного коридора не есть только транспортный проект. Он рассматривается как комплексный проект, связанный с освоением территорией, по которым он пролегает и сопредельных территорий даже весьма удаленных от него.

Чисто транспортных проблем мы в данном проспекте не касаемся. Предлагаемые исследования будут вестись с учетом решения проекта коридора как транспортной проблемы, но посвящены в основном проблемам освоения территорий и влияния ряда факторов на транспорт. Это аспект часто упускается и именно он является часто роковым для реализации транспортных проектов. О степени значимости широкого круга факторов можно судить, например, по провалу тех проектов транспортных коридоров, которые были связаны с Балканами.

 

Общая цель исследования в описании 9-го транспортного коридора в его целостном предпроектном описании со следующих позиций:

* Ритмика общего процесса освоения территорий транспортного коридора и сопредельных с них территорий;

* Ритмика событий в пределах территорий коридора и сопредельных с ним территорий;

* Эволюция транспортных сетей на европейской части РФ и детальное исследование соответствия проекта 9-го коридора объективно существующим тенденциям в эволюции транспорта;

* Эволюция энерго-производственных циклов на территории европейской части РФ и ее влияние на формирование транспортного коридора и освоение территорий в его пределах;

* систематическое исследование геополитики в рамках данного коридора и определение набора факторов и степени их влияния на транспортный коридор.

Итогом проведенного цикла исследований по 9-му транспортному коридору станет детальное описание территории коридора и сопредельных территорий и определение наиболее разумных путей освоения поданного пространства, с учетом существующих факторов влияющих на процессы его освоения. Решение собственно транспортной проблемы будет вестись в рамках задачи комплексного освоения данной территории и степени ее влияния на процессы освоения в целом в европейской части РФ.

 

С нашей точки зрения, по степени очередности постановки и решения проблем, нужно, прежде всего, ставить вопрос о следующих проектах:

 

Ритмика социально-экономических процессов за значимый промежуток времени по трассе 9-МТК и ее влияние на транспортные потоки. Сбор данных по ритмике и постановка задач дальнейшего и более детального описания ритмики по отдельным факторам.

Пространственно-временная динамика социо-культурной освоенности территорий по трассе 9-МТК и сопредельным районам.

Исследование инвестиционной географии по трассе 9 - МТК.

Морфология транспортных сетей и место 9-МТК в эволюции транспортной освоенности европейской части российской СКС.

Эволюция энерго-производственных циклов в российской СКС за значимый промежуток времени. Сбор данных по этому вопросу и определение направлений дальнейших и более детальных исследований. Определение инвестиционной географии и отраслевой структуры для инвестиций по трассе коридора.

Это исследовательские проекты, которые должны делаться в первую очередь по следующим причинам.

Первое. Они во многом являются базовыми и определяющими постановку и решение остальных проектов и научных исследований по 9 -МТК в целом.

Второе. Эти проекты и информация, на которую они направлены, не могут быть почерпнуты из имеющихся исследований.

Заказчиками по данным проектам могут быть самые различные организации. Итак, коротко о различных исследовательских проектах, которые могут быть полезными в практической реализации 9 - МТК.

Изложим в свободной форме некоторые положения по наиболее желательным исследовательским проектам. Их строгое обоснование может быть сделано по первому требованию потенциальных заказчиков.

Проект 1.

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОЗДАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Нужно проделать следующую работу:

· Библиография публикаций по проблемам транспортных потоков и создания транспортных коридоров.

· Аннотации и описание потенциальных областей применимости по наиболее ценным работам.

· Полные электронные тексты наиболее ценных работ, которые могут быть использованы в дальнейшем при решении научных и научно-практических задач, связанных с 9-м транспортным коридором.

· Критический анализ методологий анализа транспортных потоков и их прогнозирования.

· Критический анализ методологий создания транспортных коридоров.

· Рекомендации по использованию имеющегося массива научных и научно-прикладных работ при решении задач 9-го транспортного коридора.

Отчет представляется на компакт-диске. Это очень важное техническое условие. Оно разумно и для всех последующих отчетов. Это станет основанием для оперативного копирования данных и их использования в последующих работах.

Данные должны быть интегрированы в ОДИССЕЮ. Думается нужно делать первые реальные шаги по формированию содержательной части данной программы.

Очень важно, чтобы такого рода работа проводилась представителями различных дисциплин. В частности, представителями экономики, социологии и некоторых других наук. При существующей научной раздробленности при постановке комплексных практических задач важно налаживать связь специалистов.

 

В процессе исследования будут сформулированы основные выводы, полученные в процессе работы. Также будет приведена программа дальнейших исследований по транспортному коридору №9. Она может быть учтенной при определении направлений работы этого бюро.

Выводы и программа исследований будут обсуждены с коллегами из различных организаций и городов РФ. В основном это будут географы, экономисты и специалисты по транспорту. На это необходимо определенное время.

Надеемся, что это не только позволит лучше выполнить работу, но и выявить специалистов, которые уже имеют значимые научные результаты, в той или иной мере связанные с исследованием транспортного коридора № 9. Привлечение таких специалистов может позволить в минимальные сроки и с реально небольшими затратами получать предельно важные научно-практические результаты высокого уровня, связанные с транспортным коридором № 9.

 

Проект 2.

РИТМИКА СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ЗА ПЕРИОД С 1700 ПО 1998 ГОДЫПО ТРАССЕ РОССИЙСКИХ УЧАСТКОВ 9-ГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ

В рамках проекта будут решаться следующие задачи:

Создание электронной базы данных годовой ритмики социальных и экономических событий по трассе российских участков 9-го транспортного коридора и прилегающим к нему территориям. Описываемый период времени с 1700 по 1998 годы. Учитывается 40 параметров.

Анализ влияния различных факторов на транспортные потоки в зоне российских участков 9-го коридора за период времени с 1700 по 1998 годы. Определение и детальное описание действия наиболее значимых факторов.

3. Разработка методики прогнозирования влияния различных факторов на транспортные потоки по трассе российских участков 9-го коридора, с учетом ежегодного дополнения представленной базы данных.

 

 

Проект 3.

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ДИНАМИКА СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИЙ ПО ТРАССЕ 9-МТК И СОПРЕДЕЛЬНЫМ РАЙОНАМ И СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ - СССР - СНГ НА УРОВНЕ МАКРО И МЕЗОРАЙОНОВ

 

Финансирование проекта: ситуация очень сложная. Такого рода проекты невероятно важны, но фактически за них никто не платит. Будет подана заявка в Миннауки и РФФИ. Также будут подана заявка в зарубежные фонды. Если результат будет научным, то все равно исследование будет проведено за счет средств лаборатории социо-культурной динамики и прогнозирования. В таком варианте оно будет в несколько сокращенном варианте.

Время окончания работы: предположительно конец 2000 года - начало 2001 года.

 

Большая тема, которая нуждается в более детальной постановке. Скорее она распадется на ряд более мелких тем. По данному проекту многое сделано. В частности уже проведено районирование. Задача в уточнении границ районов и систематическом описании социо-культурных районов и анклавов. Это реально большая работа, которая требует коллективных усилий.

 

Эту работу можно проделать примерно в течение года. Основанием для этого является то, что можно опираться на исследования, которые никогда не публиковались и которые проводились с середины 1980-х годов. Это, прежде всего гигантская работа, проделанная профессором Лейзеровичем по микрорайонированию европейской части бывшего СССР. Это исследования профессора Гольца, наши собственные работы и ряда других специалистов. В рамках информационно-аналитического бюро можно будет обобщить имеющиеся базы данных. Естественно, все это будет сделано по согласованию с авторами. Есть предварительные договоренности с ними. Значимость такой работы очень велика. Она, прежде всего, связана с определением стратегии освоения каждого конкретного макро, мезо и микро региона, по которому пройдет 9-й коридор.

 

В рамках данного проекта можно конкретно рассмотреть очень важный вопрос, связанный с анализом процесса социо-культурного освоения территорий. Существуют различные уровни освоенности пространства. Приведем некоторые понятия.

Неизвестное пространство ” – пространство, лежащее за пределами проживания людей определенной социо-культурной общности. Люди могут иметь определенные сведения о существовании данного пространства, но никогда не бывать там. Представления о нем предельно абстрактны. Это во многом пройденный этап освоения Земли. Он характерен для весьма ранних исторических стадий контактов культур.

Место ” – приватизированное пространство, хорошо освоенное человеком или группой людей. Местом может быть как пространство постоянного проживания, так и наиболее известные места своей СКС, с которыми осуществлено кратковременное или заочное знакомство. Например, город Москва и, в особенности, некоторые его районы являются местом для русских людей в целом, независимо от их конкретного проживания. Место – пространство, наполненное смыслом и ценностями человека определенной социо-культурной общности.

Свое пространство ” – пространство, закрепленное за определенной социо-культурной общностью людей. Это, по сути дела, хоумленд в понимании данного термина в теории социо-культурных систем. Основная характеристика связана именно с закрепленностью за определенным социо-культурным стандартом. Освоенность своего пространства может иметь самый различный характер.

Пионерное пространство ” – пространство, закрепленное за определенным социо-культурным образованием, но находящееся на начальной стадии освоения. При наличии пионерного пространства стратегически важной задачей является его скорейшее освоение, которое может протекать в самых различных формах, вплоть до генерирования экологических кризисов. Пионерное пространство очень привлекательно для путешествий и спортивного туризма.

Периферия ” – закрепленное за определенным социо-культурным стандартом пространство, отличающееся слабой освоенностью. Об этом можно судить по контрасту с наиболее развитыми с точки зрения освоения территориями данного социо-культурного образования. Периферия - понятие историческое. Оно возникает на определенном этапе освоения и по достижении определенного уровня освоенности исчезает. Освоение периферии также во многом осуществляется через массовый туризм.

Чужое пространство ” - закрепленное за иным социо-культурным образованием пространство. Степень его освоенности может быть совершенно различной, но важно, что оно контролируется иным социо-культурным стандартом. По мере развития человечества разграничение своего и чужого пространства приобретает линейный характер. В идеале, это социо-культурно обоснованная государственная граница, привязанная к природным объектам. Например, российско-китайская граница, проходящая по Амуру, где имеют место периодические конфликты, но в целом проблем разделения России и Китая не возникает и нет ничего подобного западной границе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: