М И Н И С Т Е Р С Т В О С П О Р Т А Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
направление подготовки 49.03.01 - Физическая культура
направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»
кафедра Теории и методики гимнастики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория и методика избранного вида спорта
КРУШАНОВОЙ СОФЬИ АНДРЕЕВНЫ
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОК 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
Результаты проверки:
Процент цитирования __________
Процент оригинальности _______
Руководитель:
Береславская Н.В.__________________
(подпись)
«___» _______________ 2020г..
Дата защиты: «__» _______ 2020г.
Оценка: ______________________
Краснодар 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | |
1. Особенности художественной гимнастики как вида спорта | |
2. Характеристика координационных способностей | |
3. Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движений, но и его детали [10].
Техническая подготовка в художественной гимнастике характеризуется сложно-координационными действиями спортсменок, которые выполняются одновременно с манипуляциями предметами на фоне музыкального сопровождения.
Специфика вида спорта предъявляет высокие требования юным спортсменкам в развитии координационных способностей. В художественной гимнастике развитию координационных способностей всегда уделялось пристальное внимание. Учёные, которые занимались вопросами спортивной подготовкой гимнасток: Е.С. Краева [6], Р.Н. Терехина, И.А. Винер [19].
В настоящее время актуален поиск методик повышения эффективности тренировочного процесса без увеличения объема и интенсивности нагрузок. Однако непрерывный рост результатов требует поиска новых форм, средств, методов работы с юными спортсменами. Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса – это сложнейший процесс, успех которого определяется целым рядом факторов.
Одним из таких факторов является повышение уровня координационных способностей и выявления более эффективных способов, средств, методов, при помощи которых можно за минимальный промежуток времени достичь наивысшего результата [1].
Особенно остро с точки зрения воспитания двигательных способностей стоит возраст интенсивного роста и развития организма спортсменок, который происходит в подростковый возрастной период. От изменения длины частей тела, необходимо изменять и подстраивать технику выполнения движений. В период интенсивного роста в длину, гимнасткам приходится выполнять упражнения не только с целью улучшения и спортивного совершенствования техники, но и для того, чтобы не потерять уже наработанные умения и навыки. Данное обстоятельство обуславливает повышение объёма выполнения упражнений, связанных с отработкой техники движений, а также повышение требований к уровню координационных способностей.
Проблема, изучения процесса развития координационных способностей гимнасток 13-14 лет, заключается в возрастающей координационной сложности данного вида спорта, с одной стороны, и в недостаточной разработанности методики развития координационных способностей у детей подросткового возраста, с другой стороны.
Объект исследования: процесс физической подготовки гимнасток 13-14 лет.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей гимнасток 13-14 лет.
Цель исследования: проверить эффективность развития координационных способностей спортсменок 13-14 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Задачи исследования:
1. Изучить художественную гимнастику как вид спорта, определить направленность физической подготовки спортсменок.
2. Описать понятие координационных способностей.
3. Изучить методику развития координационных способностей у спортсменок 13-14 лет в художественной гимнастике.
Методы исследования: Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
Структура работы: Курсовая работа изложена на 26 страницах компьютерного текста, включает в себя: введение, основную часть, содержащую 3 главы, заключение и список литературы, состоящий из 20 источников научно-методической литературы отечественных авторов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Особенности художественной гимнастики как вида спорта
В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику художественной гимнастики и являются ее основным содержанием. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения [5].
Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали [15].
Обилие и специфика средств обуславливают методические особенности художественной гимнастики, среди которых наиболее характерными являются следующие:
Во-первых, свободное перемещение гимнастки по площадке, включающее в себя элементы танца, балета, мимики, пластики, элементы без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной, стабилизованной акробатики.
Во-вторых, художественная гимнастика связана с искусством владения своим телом в естественных условиях. Художественная гимнастика – это искусство выразительного движения [19].
В-третьих, особенностью художественной гимнастики является музыкальное сопровождение. Благодаря слиянию динамики движений с характером музыкального сопровождения, движения получают различную эмоциональную окраску и приобретают танцевальность. Эта связь осуществляется не только в согласовании движения с размерами и темпом музыкального сопровождения, но и в воспитании у занимающихся умения правильно понимать музыку и выполнять движения в соответствии с ее содержанием и формой. Музыка создает более яркое представление о характере движения.
В-четвертых, особенность заключается в возможности эффективно влиять на эстетическое воспитание.
В-пятых, особенность связана с двигательной памятью и вниманием. Для выполнения сложных комбинаций, оригинальных упражнений гимнастке необходимо иметь хорошую память и внимание. Сложность структур двигательных действий гимнасток обуславливает необходимость запоминания большого объема относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и точность воспроизведения движения.
Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от четкого восприятия движения. Восприятие основывается на зрительных ощущениях: глаз оценивает не только удаленность предмета и партнеров, но и прослеживает детали изучаемых и совершенствуемых движений, действий, позволяет получить информацию о них [7].
Успешность обучения и совершенствования в художественной гимнастике во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений.
Внимание гимнастки характеризуется следующими признаками: сосредоточенностью, широким распределением на движущиеся объекты (партнеры, предметы), быстрой переключаемостью с одного эпизода на другой, большим объемом (видеть площадку) и интенсивностью, особенно в напряженных ситуациях.
Следующей особенностью является композиция произвольного упражнения. Тенденция к относительному выравниванию технических и физических возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве) [20].
Последняя особенность – целостность. Это значит, что заданное гимнастке основное движение должно обязательно сопровождаться дополнительными движениями. Например, основное движение: из исходного положения руки влево перевести их дугой книзу вправо. Дополнительными движениями будут:
- движение головы, опускающейся и поднимающейся влево за движением рук;
- движение плечевого пояса, сначала слегка опускающегося, затем чуть поднимающегося соответственно движению рук;
- чуть заметные наклоны туловища в сторону движения рук.
В целом, упражнения выполняются слитно, мягко с небольшим сгибанием рук в суставах. Движения кистей слегка отстают от движения рук. Наиболее ярко целостность движений проявляется в таких упражнениях, как волна и взмах.
Перечисленные выше методические особенности художественной гимнастики характеризуют в основном деятельность спортсменок в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка), гимнастка должна обладать такими качествами: смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.
Художественная гимнастика – многоборье. Гимнастки младших разрядов соревнуются в упражнениях с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) и в упражнении без предмета. Гимнастки старших разрядов упражнение без предмета не выполняют. Помимо многоборья программой соревнований предусматриваются и групповые (5 гимнасток) упражнения с одним или двумя предметами.