Анатомо-физиологические особенности детей 13-14 лет




Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды. Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов. Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективных методов тренировки [8].

Рассматриваемый нами возраст 13-14 лет относится к четвёртому периоду телесного развития. Он характеризуется активным ростом костно-мышечного скелета. Данный период относится к подростковому возрасту.

Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения проведения с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психологического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усвоение социальных ценностей. Но не только сложные психологические процессы приобретают новый вид в этот период жизни человека, но и происходит существенная перестройка всего организма подростка [12].

Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Это период нравственного развития, когда происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идёт интенсивный процесс окостенения скелета.

Мышечная система в этом возрасте развивается быстрыми темпами. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других [17].

Самый важный факт физического развития подростка – половое созревание, происходит прибавка роста около 6-10 см в год. Масса тела возрастает на 4-6 кг, а окружность грудной клетки увеличивается на 3-5 см, увеличение роста и массы тела в период от 12 до 16 лет составляет 25-30 см и 25-40 кг. Всё это тренер или учитель физкультуры должен принимать во внимание в практике проведения уроков, тренировок, соревнований и других спортивных мероприятий [8].

В этот период идёт второй ростовой скачок организма [12]. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме, становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.

В подростковом возрасте у детей рождается потребность самоутверждения и самостоятельности. Характерной чертой подростков является повышенное внимание к соревнованию, демонстрации физических способностей, они далеко не всегда в состоянии объективно оценить свои силы и возможности. За 10-11 лет обучения с 7 до 17 лет, показатели, характеризующие скоростные проявления человека, улучшаются на 20-60% и более [14].

В подростковом возрасте фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Для подростков характерно ухудшение двигательной координации при интенсивном развитии скоростных и скоростно-силовых качеств. При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств является быстрота. Целенаправленное воздействие или занятия разными видами спорта накладывают положительный след на скоростные способности. К примеру, при звуковом и световом сигнале латентное время реакции не занимающихся равно 0,17-0,25 и 0,2-0,35 с., а у спринтеров высшей квалификации – 0,05-0,1 и 0,1-0,2с. соответственно [14].

Задачи физической подготовки в это время состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции спортсменов, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание стоит уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этих важнейших физических возможностей. Следует заметить, что на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации быстрота воспитывается в тесной связи с ловкостью, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в возрасте 13-14 лет скорость повышается главным образом благодаря увеличению скоростно-силовых качеств и мышечной силы [17].

По этой причине при воспитании быстроты надо стремиться к максимальному увеличению темпа бега и частоты движений, не требующих больших мышечных усилий. Предпочтение следует отдавать естественным движениям. Значительную помощь могут оказать спортивные и подвижные игры, упражнения, выполняемые в игровой форме, в виде соревнований. [18].

Возраст детей 13-14 лет, является подростковым и характеризуется активным ростом костно-мышечного скелета. В этом возрасте происходят интенсивные перестройки в организме. При тренировке с девушками следует учитывать индивидуальные биологические ритмы, в связи с этим, менять интенсивность нагрузки. В данный период уровень развития координации может снижаться, но в то же время он быстро восстанавливается в процессе дополнительных занятий для поддержания координационных способностей. Также тренеру следует обращать внимание на формирование доверительных отношений подростка и взрослого, это может проявляться в создании общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудничества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрослого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

1. Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта. Особенностью мастерства в художественной гимнастике является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали. В настоящее время художественная гимнастика – это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Наиболее типичными упражнениями для художественной гимнастики являются упражнения с различными по фактуре предметами (скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой), в сочетании с движениями без предмета, акробатическими упражнениями, элементами танца и хореографии. Спортивное мастерство гимнасток слагается из следующих компонентов: трудности программ, композиции и качества исполнения.

2. Двигательные способности – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида двигательной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить (формировать, соподчинять, связывать воедино) целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям меняющихся условий. Развитие координационных способностей не сводится ни к одной из сторон подготовки, а составляет одну из стержневых основ всего ее содержания.

3. Возраст детей 13-14 лет, является подростковым и характеризуется активным ростом костно-мышечного скелета. В этом возрасте происходят интенсивные перестройки в организме. При тренировке с девушками следует учитывать индивидуальные биологические ритмы, в связи с этим, менять интенсивность нагрузки. В данный период уровень развития координации может снижаться, но в то же время он быстро восстанавливается в процессе дополнительных занятий для поддержания координационных способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Сов. спорт, 2009. – 219 с.

2. Ботяев В.Л. Взаимосвязь и динамика проявления координационных способностей как фактор актуализации системы спортивного отбора / В.Л. Ботяев, Е.В. Павлова // Вестник спортивной науки. 2008. – №2. – С. 23-26.

3. О. П. Власова. Показатели координационных способностей юных гимнасток при выполнении специальных упражнений на подвижность в плечевых суставах // Вестник ЧГПУ. 2014. – №5. – С. 285-292.

4. О. А. Двейрина. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления // Ученые записки университета Лесгафта. 2008. – №1. – С. 35-38.

5. Г. К. Калугина, Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук / Г. К. Калугина; Урал ГАФК. – Челябинск, 2003. – 187 с.

6. Е. С. Краева, / И. А. Степанова. Влияние специально-двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. – №8 (102). – С. 82-86.

7. Ю. Ф. Курамшин. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю. Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

8. Н. Ф. Лысова. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие / Н. Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015. – 352 с.

9. И. В. Лях. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.

10. Л. П. Матвеев. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 544 с.

11. Е. Н. Медведева. Объективные факторы, обуславливающие ценность трудности равновесий в художественной гимнастике // Ученые записки университета Лесгафта. 2016. – №3 (133). – С. 157-161.

12. Назарова Е. Н. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебник / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. – М.: Академия, 2013. – 256 с.

13. Никитушкин В.Г., Малиновский, С. В., Разинов, Ю. И. Формирование координационных способностей детей 4-12 лет // Вестник спортивной науки. 2012. – №2. – С. 25-29.

14. Петрушкина Н.П. Спортивная физиология: учеб. изд. / Н.П. Петрушкина, А. И. Пустозеров; УралГУФК. – Челябинск: УралГУФК, 2011. – 64 с.

15. Ротерс, Т. Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: учебное пособие / Т. Т. Ротерс. – М.: Академия, 2006. – 175 с.

16. Семёнов, Л. В. Советы тренерам: сборник упражнений и методических рекомендаций / Л. В. Семенов. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 136 с.

17. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: Советский спорт, 2012. – 620 с.

18. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 365 с.

19. Терехина, Р. Н. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / Р. Н. Терехина, И. А. Винер // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 10. – С. 28-29.

20. Художественная гимнастика: Спорт. Музыка. Грация / под ред. В. А. Кирсанова. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 120 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: