Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт




В США в настоящее время существуют три основныхтипа СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Каковы же особенности,механизми ос­новные направления деятельности каждого из этих типов?

Зоны внешней торговли

Первые ЗВТ, создававшиеся на основе За­кона о зонах внешней торговли (1934 г.) пре­следовали цели глубже вовлечь США в миро­вую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добить­ся снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и ут­верждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий деятельность их админи­страции. В 1950 ив 1991 гг. в указанный Закон были внесены существенные поправки и допол­нения. направленные на расширение деятель­ности ЗВТ и ее диверсификацию.

Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории США, под­разделяются на зоны общего назначения и спе­циализированные (субзоны). Зоны общего на­значения (они располагаются, как правило, око­ло или на территории портов и аэропортов) на­ходятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначе­ния имеет сдаваемые в аренду площади для хра­нения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон имеются также площадки промышленных пар­ков, на которых пользователи зон могут распо­лагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тари­фов для государственных компаний.

Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский вариант того, что в международной практике называется зо­ной свободной торговли или свободной гава­нью) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а ряде случаев допускается незначительная обработка реэкс­портируемых иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различ­ным организациям, существующим при прави­тельстве штата или при местных властях (на­пример администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хо­зяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение тор­говли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми орга­низации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах — в Нью-Йор­ке, Новом Орлеане, Сан-Франциско. Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подоб­ные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Одна­ко более всего количество зон общего назначе­ния увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление кон­курентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52 созданных в 1970 г. зон общего назначения 24 были расположены в го­родах, не имеющих выхода к океану или Вели­ким озерам). Важную роль в этом процессе, по­мимо возросшего объема торговли США, сыг­рали активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торго­вой инфраструктуры.

Специализированные зоны (субзоны) орга­низуются в интересах компаний (обычно круп­ных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы толь­ко на одного пользователя. Такие зоны созда­ются решением руководства зон общего назна­чения, утверждаемым Комитетом по внешне­торговым зонам, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или раз­личных промышленных производств. Посколь­ку статус субзоны является вторичным по от­ношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существую­щим производствам, для его получения не тре­буется отдельного законодательства. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение опера­ций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размешают­ся за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, нала­живания импортозамещающих производств.

Впервые специализированные зоны возник­ли в 1952 г. после внесения в Закон 1934 г. до­полнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные (в том числе сборочные) производства, и вначале стали временными пло­щадками для проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которой были размешены производственные мощности, была утверждена Комитетом по зонам внешней торговли в 1962 г. в г.Пенуэлос (Пуэрто-Рико), где компания «Юнион карбайд», получив раз­решение на закупку неквотированного объема сырой нефти для выпуска необходимой продук­ции, построила нефтехимический завод. В 1980 г. в США насчитывалось семь специали­зированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транс­портным и конторским оборудованием, тексти­лем и стальными трубами. В середине 80-х го­дов в субзонах было разрешено создавать пред­приятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной тех­ники, телефонных аппаратов, холодильных ус­тановок и автомобилей. Именно льготы, полу­чаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.

Торговые зоны общего назначения в боль­шинстве случаев компактно располагаются на одном участке и занимают небольшие, в не­сколько сот акров (1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны в силу производственной необходимости рас­ширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногда три—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Кан­зас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон.

Практика показывает, что большинство со­здаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объек­тивных и субъективных причин не смогла вы­полнить поставленные перед ними задачи.

В последние 25 лет в США наблюдался бы­стрый рост количества ЗВТ: за 1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на откры­тие еще около 70 зон. Вместе с тем в виду не­эффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992 гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939— 1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданы другим зонам.

К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически на территории всей страны. География их размещения свидетель­ствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих вы­ход к морю или океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к вод­ным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по 6, Аризона и Ми­чиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобного географического положения создание ЗВТ диктовалось комплексом эконо­мических, производственных и социальных факторов.

Широкому распространению СЭЗ способ­ствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как мест­ным. так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы.

1. Таможенные пошлины и внутренние на­логи США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары пере­возятся из зоны внешней торговли на террито­рию таможни и предназначаются для внутрен­него потребления.

2. Товары, находящиеся в ЗВТ, не облагают­ся таможенными пошлинами и с них не взима­ются акцизные сборы; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов.

3. Товары, которые экспортируются из ЗВТ в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не под­лежат квотированию.

4. Товары, экспортируемые из зоны внеш­ней торговли, благодаря хорошо отлаженной на ее территории системе охраны не требуют боль­ших страховых затрат.

5. Таможенная процедура при экспорте то­варов из ЗВТ сведена к минимуму.

6. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся на территорию ЗВТ. Исклю­чение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможен­ной службы.

7. Импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствии с проце­дурой, позволяющей импортеру уплачивать та­моженную пошлину либо на товар, поступив­ший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

8. Импортеры продукции таких отраслей промышленности, как судо- и автомобилестро­ение, производство конторского и промышлен­ного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможен­ную территорию США освобождаются от уп­латы так называемого инверсированного или обратного тарифа. Механизм установления по­следнего предусматривает более высокие по­шлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. Освобождение от такого тари­фа позволяет, например, автомобильным ком­паниям США. осуществляющим в ЗВТ сборку различных узлов и блоков из деталей внутрен­него и импортного производства, при их ввозе на таможенную территорию США уплачивать пошлину в размере 2.5% ад валорем (ставка, которая применяется при импорте готовых авто­мобилей), а не обычную 4-11% (ставка на им­порт комплектующих деталей), В 90-е годы око­ло 90% экономической активности в ЗВТ было связано с деятельностью фирм обрабатываю­щей промышленности (главным образом авто­мобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из ЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на пери­од нахождения иностранных товаров в преде­лах ЗВТ (до момента их выпуска на таможен­ную территорию США), а также невзимание по­шлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьютеры товаров иностранного производства располагаются на территории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существую­щий запрет розничной торговли на террито­рии зон, компании розничной торговли, рас­полагающие на этих территориях свои скла­ды, также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.

О масштабах и основных направлениях де­ятельности зон внешней торговли США свиде­тельствуют следующие данные. В 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (по сравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том чис­ле в зонах общего назначения 10,7 млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150 млрд. долл.

Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образом благодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции на базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди последних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для производства аудиотехники, конторское и оптическое обору­дование, компоненты и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон — заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. их было около 40), на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составля­ют 75% от общего объема завозимых в ЗВТ то­варов (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время в зонах внешней тор­говли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм. главным образом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек.

Таким образом, зоны внешней торговли, глу­боко интегрированные в экономику страны. вносят заметный вклад в ее социально-эконо­мическое развитие, прежде всего стимулируя американские компании с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более кон­курентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли так­же благотворно влияет на инвестиционный кли­мат в стране, противодействуя тенденции сокра­щения рабочих мест и способствуя росту внеш­ней торговли (через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внут­реннего рынка — в начале 90-х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в ЗВТ.

В последние годы США прилагают большие усилия в направлении повышения эффективно­сти зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на фе­деральном уровне была разработана специаль­ная программа, нацеленная на повышение эф­фективности зон и постепенную переориента­цию их деятельности с импортных на экспорт­ные операции. В соответствии с этой програм­мой были приняты меры по оказанию поддерж­ки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях, где существует жесткая конкурен­ция со стороны иностранных компаний. В чис­ле таких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: