Задание 9 к теме «Особенности политического развития русских земель в период феодальной раздробленности. Исследовательская программа.»




 

Выполнила Королёва Анастасия Леонидовна

ГНФ группа ПГ-11

 

 

I. Постановка проблемы:

Почему в период феодальной раздробленности в Новгородской земле установилась республика, а в соседней с нею Владимиро-Суздальской земле – наследственная монархия?

II. Методологические основания исследования:

Форма политического устройства общества определяется расстановкой социально-политических сил, а именно:

1. В обществе действуют различные социальные силы: группы и институты.

2. У каждой из этих сил есть собственные интересы и ресурсы, при помощи которых интересы можно удовлетворить.

3. Соотношение этих интересов и ресурсов выясняется в борьбе и определяет политическую систему общества.

III. Гипотеза:

В Новгороде были наиболее влиятельны (обладали превосходящими ресурсами) те социальные силы, чьи интересы в наибольшей степени учитывались при республиканской форме правления, а во Владимире эти силы оказались слабы.

IV. Исследовательская программа (план исследования):

 

1. Процесс феодальной раздробленности как одна из причин установление разных видов власти в Новгородской земле и в соседней с нею Владимиро-Суздальской.

2. Сходства и различия в политических положениях в княжествах.

3. Великий Новгород.

А) Новгородская земля.

Б) Экономическое развитие.

В) Боярство.

Г) Становление республиканского строя.

Д) Вечевой строй.

4. Владимиро- Суздальская земля.

А) Русская Залесь.

Б) Залесская Русь при Владимире Мономахе.

В) Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком.

Г) Возвышение Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском.

Д) Расцвет Владимиро - Суздальского княжества при правлении Всеволода Большое Гнездо.

5. Заключение.

 

Развитие феодальных отношений, рост экономического и политического могущества отдельных земель привели к распаду единого Древнерусского государства. Наступил период феодальной раздробленности. В отделившихся княжествах происходил дальнейший рост производительных сил, совершенствовалась техника производства. Росли города — ремесленные и торговые центры. Совершенствовалось и расширялось пашенное земледелие — нашли широкое применение соха с железным наконечником и плуг.
Основной силой разъединительного процесса выступило боярство, которое было заинтересовано в укреплении своей власти с помощью местных князей на новых землях, заселенными крестьянскими общинами. Однако впоследствии между усилившимся боярством и князьями возникли противоречия, борьба за влияние и власть. Во многих землях-княжествах она приобретала различный характер. В некоторых землях бояре сумели подчинить себе князей и установить боярское правление, в других — князья смогли подавить сопротивление бояр-земледельцев и утвердить свою власть.

 

В конце XII в. на территории Руси насчитывалось 15, а в середине XIII в. 50 полусамостоятельных и самостоятельных княжеств. Они, образовавшись на обломках единого государства, имея общий язык и культуру, обладали системой политической власти, сложившейся в недрах Древней Руси. И несмотря на то, что каждое княжество проводило самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, торговые, политические и экономические связи земель еще продолжали существовать. В отличие от правителей трудовое население княжеств стремилось к объединению. Мысль о единстве русских земель продолжала жить в сознаний русского народа. В его понятии защита княжества отождествлялась с защитой всей Руси, но интересы феодалов ограничивались укреплением власти в обособленных княжествах и уделах. Более того, владетели и бояре сильных в экономическом и военном отношении земель стремились поглотить более слабые княжества и уделы, что порождало феодальные войны — княжеские усобицы. Они вели к разобщению вооруженных сил Руси. Этот процесс носил двоякий характер. С одной стороны — ослаблялась военная мощь некогда единого государства, с другой — наметилась объединительная тенденция, зарождавшаяся в недрах крупных княжеств.
Наиболее сильными политическими центрами на рубеже XII—XIII стали: на северо-западе — Новгородская земля (Новгородская феодальная республика); на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество.

Великий Новгород. Новгород - особый город в русской истории: отсюда начиналась русская государственность. Новгород - один из древнейших русских городов, второй по значению после Киева. Судьба Новгорода в русской истории необычна. В XIII в. Новгород стал называться Великим Новгородом, в XIV в. это название стало официальным.
В Новгородской земле в отличии о других русских земель установилась боярская республика. Это была одна из самых развитых русских земель. Экономическое процветание Новгорода создало предпосылки для его политического обособления. В 1136 г. новгородцы выгнали наместника киевского князя Всеволода, городом стала управлять выборная администрация. Сложилась так называемая Новгородская боярская республика со своей оригинальной политической традицией - республиканским правлением.

Ее основная территория располагалась между Ильмень озером и Чудским озером, по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мста. Территория новгородской земли делилась на пятины, которые в свою очередь, в административном отношении делились на сотни и погосты. На границах новгородской земли военно-опорными пунктами были Псков, Ладога, Старая Руса, Торжок, Великие Луки, Юрьев. Через эти города проходили важные торговые пути. Самым крупным из этих городов был Псков, который к концу XIII века стал фактически самостоятельной республикой. С XV века жители Новгородской и Ростово-Суздальской земли начали активную колонизацию земель Карелии, по реке Двине, вокруг Онежского озера и Северного Поморья. В результате колонизации в состав Новгородской земли вошли карелы, водь, заволочская чудь (финно-угорские племена). Саамы и ненцы платили Новгороду дань, в основном пушниной. Новгород был крупнейшим торгово-промышленным центром. Город был расположен в средоточии торговых путей, которые связывали Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Активная торговля велась с Волжской Булгарией, восточными странами. Новгород, в котором археологами найдены остатки немецкого торгового двора, был крупным центром торговли с Прибалтикой, Скандинавией, северо-немецкими городами, заключившими в XIV веке торговый и политический союз Ганза. Ремесленное производство Новгорода отличалось широкой специализацией. В целом ремесленники работали на заказ, но кузнецы, ткачи, кожевники и представители ряда других специальностей уже в это время начинали работать на рынок как на внутренний, таки
на внешний. Река Волхов делила Новгород на две стороны: Софийскую и Торговую. Город делился на пять концов-районов. Концы делились на улицы. Ремесленники и купцы создавали свои по профессиям сотни и братчины. Наиболее значимым по влиянию на жизнь Новгорода было купеческое объединение "Иванское сто", купцы которого вели торговлю медом и воском. Несмотря на
большой процент торгово-ремесленного населения, основой экономики Новгородской земли было земледелие. Правда, климатические условия не давали возможности получать высокие урожаи.
В Новгородской земле рано сложилось боярское земледелие. Все плодородные земли были фактически перераспределены между боярами, что не привело к созданию крупной княжеской вотчины. Ее складыванию также не способствовало положение князей, присылаемых в качестве князей-наместников. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически превратившем князя в военно-полицейскую силу. Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136г.
Восставшие горожане изгнали князя Всеволода Мстиславича за"небрежение" городских интересов. В Новгороде установился республиканский строй. Высшим органом власти в Новгороде стало собрание
свободных горожан - владельцев дворов и усадеб в городе-вече.
Оно собиралось или на Софийской площади, или на Ярославовом дворище Торговой стороны. Вече было гласным. На нем очень часто присутствовала масса городского населения (феодально-зависимые, кабальные люди), не имевшие права голоса. Они бурно реагировали на прения по тем или иным вопросам. Эта реакция оказывала на вече давление, иногда достаточно сильное. Вече обсуждало вопросы внутренней и внешней политики, приглашало князя, заключало с ним договор. На вече избирался посадник, тысяцкий, архиепископ. Посадник вершил управление и суд, контролировал деятельность князя.
Тысяцкий возглавлял народное ополчение и вершил суд по торговым делам. Дабы сделать новгородскую епископию своим союзником, боярство в 1156 году добилось выборности архиепископа, который не
только возглавлял церковь в Новгороде, но также ведал казной республики и ее внешними сношениями.
Пять концов были самоуправляющимися, территориально-административными и политическими единицами. В концах собирались кончанские вече, где избирались кончанские старосты. Нижней ступенью
Новгородской организации и управления были объединения "уличан", жителей каждой улицы, возглавлявшихся выборными старостами, избиравшихся на уличанских вече. Вечевой строй Новгорода был формой феодальной "демократии", где демократические принципы на родного представительства, гласности и выборности должностных лиц, создавали иллюзию народовластия.
Фактическая власть в республике находилась в руках боярства и верхушки купечества. За всю ее историю должности посадников, тысяцких и кончанских старост занимали только представители элитной знати, называвшейся "300 золотых поясов". "Меньшие" или "черные" люди Новгорода подвергались произвольным поборам со стороны "лучших" людей, т.е. боярства и верхушки привилегированного купечества. Ответом на это были частые восстания простых новгородцев. Самым крупным из них было восстание 1207 года против посадника Дмитра Мирошкинича и его родственников. Новгород вел постоянную борьбу за свою независимость против соседских княжеств, в первую очередь против Владимиро-Суздальского, стремившихся подчинить себе богатый и вольный город. Новгород был форпостом обороны русских земель от крестоносной агрессии немецких и шведских феодалов.
Владимиро-Суздальские земли.
В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.
Между Волгой и Окой располагалась "Земля за великим лесом". Чтобы из Киева попасть в эти места, нужно было преодолеть "Лес", который таил много опасностей, начиная с обилия диких зверей до "лихих" людей. Поэтому первое историческое название междуречья Оки и Волги –«Русская Залесь». Долгое время в Залеской Руси никаких значительных событий не происходило. До X в. здесь жили финно-угорские племена мери и веси. Но с Х в. начинается колонизация этих земель новгородскими словенами и кривичами. Ученые полагают, что Залесская Русь стала привлекать переселенцев по следующим причинам:
- здесь пролегала старинная торговая дорога из Новгорода на Волгу;
- земля здесь была богата в сельскохозяйственном отношении: множество рек, заливных лугов, богатые выходы чернозема среди лесов; славяне могли здесь заниматься своими исконными занятиями - земледелием и скотоводством;
- Северо - Восточная Русь не знала иноземных нашествий;
- здесь не было княжеских усобиц.
И в X - ХI вв. здесь выросли города - Ростов, Белозерск, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Центром земли был Ростов. В XII в. эти земли ещё не были самостоятельным владением, и киевских князей не привлекали. Первоначально связь Ростовского края с Киевом выражалась в уплате дани великим киевским князьям. Позднее в Ростове княжили сыновья великого князя киевского Владимира Святославича - Борис и Ярослав, в Муроме - Глеб. После раздела Киевской Руси между сыновьями Ярослава Мудрого в 1054 г. Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. В это время возвышается Суздаль.
В XII в. начался очень важный в русской истории процесс - перемещение центра государства с юга - из Киева - на северо-восток - во Владимир.
Залесская Русь при Владимире Мономахе. В 1093 г. этот край перешел во владение Владимира Мономаха, который смог оценить уникальность этих мест. В 1108 г. на берегу реки Клязьмы основал мощную крепость и назвал ее своим именем - Владимир. Ростово-Суздальская земля становится наследственной вотчиной Мономашичей.
При Владимире Мономахе эта земля вошла в орбиту политической, экономической и культурной жизни Киева. В 1113 г. Мономах был приглашен на киевский престол как самый авторитетный на Руси князь.
Ростово-Суздальская земля при Юрии Долгоруком. В Ростово-Суздальскую землю Мономах послал одного из своих младших сыновей - Юрия. Юрий, как младший сын, не мог претендовать на киевское княжение. Но он оказался очень активным человеком и энергично занялся устройством своего княжества: поощрял переселенцев, строил города (Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Переяславль-Залесский), крепости, церкви, монастыри. Новые города становятся опорой княжеской власти. Юрий Владимирович укреплял свое княжество и оборонял его от волжско-камских булгар. При нем началась упорная борьба княжеской власти с местной боярской знатью. 4 апреля 1147 г. состоялась встреча Юрия с черниговским князем Святославом Ольговичем в небольшом селении Москва. Юрий давал пир в честь свадьбы своего сына Андрея. Описание этой встречи попало на страницы летописи. Это было первое упоминание в летописи о Москве. И дата - 4 апреля 1147 г. - считается датой основания Москвы.
Владение Юрия Владимировича ширилось, укреплялось и вскоре превратилось в самое сильное на всём Северо - Востоке. Это дало Юрию возможность начать борьбу за общерусское первенство. Юрий стал стремиться к киевскому престолу. За это его и прозвали "Долгоруким".
В 1155 г. он захватил-таки киевский престол. Но Юрий Долгорукий в Киеве не прижился, киевские бояре его не приняли. Через два года после одного из пиров он умер. Предполагают, что он был отравлен киевлянами.
Юрий Долгорукий всю свою жизнь мечтал о Киеве, но в русской истории он прославится другим - как основатель Москвы.
При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская земля стала ведущей среди всех русских земель.
Владимиро-Суздальское княжество при Андрее Боголюбском. Юрий Долгорукий очень хотел передать киевский престол своим детям. Поэтому, став киевским князем, он передал своим сыновьям в управление земли близ Киева. Старшему сыну - Андрею - передал Вышгород - пригород Киева. Андрею Юрьевичу было уже 30 лет, все эти годы он прожил в родной Ростово-Суздальской земле, которую очень любил и считал своей опорой. Киева и киевлян он не любил. Андрей был сыном половецкой княжны, возможно, поэтому был очень упрямым. Однажды ночью, против воли отца, он покинул Вышгород и вместе со своей дружиной отправился в родную Ростово-Суздальскую землю.
Уход Андрея из Киева сыграл судьбоносную роль в русской истории. Андрей тайком увез с собой местную религиозную святыню - икону Богоматери. По преданию, когда дружина оказалась рядом с Владимиром, то конь, везший икону Богородицы, вдруг встал и не хотел идти дальше. Андрей посчитал это особым знаком: значит, сама Богородица захотела пребывать здесь. На том самом месте Андрей заложил село, назвал его Боголюбово. Боголюбово сделалось его любимым местом пребывания. Сам же он на века получил прозвище Боголюбский.
Напористый, энергичный, Андрей Боголюбский резко отличался среди остальных русских князей. После смерти Юрия Долгорукого бояре Ростова и Суздаля выбрали Андрея Боголюбского своим князем. Бояре не хотели, чтобы к ним присылали князя из Киева. Бояре надеялись, что в благодарность Андрей будет править вместе с ними. Но Андрей продолжил курс отца на укрепление княжеской власти: отдалил от власти старых, влиятельных отцовских бояр, согнал с ростово-суздальских столов всех своих братьев и племянников, и никому, даже своим сыновьям, не давал уделов в Ростово-Суздальской земле. Андрей Боголюбский не хотел дробления своей земли. Он также продолжил курс отца на установление гегемонии Ростово-Суздальской земли и пытался подчинить своей воле других русских князей. В 1169 г. он со своей дружиной взял Киев, подверг его страшному разгрому, но править в нем не стал, посадив там своего брата Глеба. В 1170 г. он пошел походом на Новгород Великий и заставил город временно подчиниться своей власти и сменить князя и посадника. Столицу своего княжества он перенес из Ростова и Суздаля в молодой Владимир. Андрей Боголюбский стал укреплять, возвышать свою столицу, обустраивать новыми зданиями. Он построил, как в Киеве, парадный въезд в город - Золотые ворота. Он стал показывать всем, что находится под особым покровительством Богородицы: для привезенной иконы Божьей Матери выстроил Успенский собор. В честь Богородицы ввел новый религиозный праздник - Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), который со временем стал одним из самых любимых на Руси. Во Владимире началось "житие", прославление иконы из Вышгорода. Она получит название "Владимирская". Икона Владимирской Богоматери сыграет колоссальную роль в становлении русской государственности. В критические моменты русской истории русский народ всегда будет просить ее заступничества.
Андрей Боголюбский вел борьбу за приоритет Владимира в церковных делах и пытался учредить свою церковную митрополию, независимую от Киева. Но константинопольский патриарх не дал своего согласия, но уже брата Андрея - Всеволода Большое Гнездо- великим владимирским князем киевский митрополит назвал во Владимире.
Религиозный центр Руси стал перемещаться во Владимир. История Киевской Руси закончилась. Началась история Руси Владимирской.
Во Владимире Андрей пережил страшный удар - кончину своего совсем еще молодого сына Изяслава после ранений в боях с половцами. Летописец назвал сына Андрея "вишенкой, срубленной в цвету". В память о сыне безутешный отец решил построить храм. И в 1165 г. возник самый поэтичный храм русского средневековья - церковь Покрова на Нерли. Этот храм считается архитектурным совершенством: мастерам удалось передать глубокую печаль, смирение, простоту, созерцание.
В своем княжестве Андрей вел себя как суровый и властный хозяин. Это вызвало недовольство боярства. Возник заговор, и июньской ночью 1174 г. Андрей был заколот кинжалами своим близким окружением.
Значение деятельности Андрея Боголюбского для русской истории велико: Андрей Боголюбский гениально ощутил исчерпанность роли Киева как центра русских земель. В результате его деятельности центр политической власти окончательно переместился из Киева во Владимир.
Владимиро - Суздальское княжество в правление Всеволода Большое Гнездо. После смерти Андрея Боголюбского после двух лет междоусобиц на владимирском престоле оказался его брат - Всеволод, по прозвищу "Большое Гнездо" (у него было 8 сыновей и четыре дочери, и у всех было большое потомство, что было редкостью в те времена). Всеволод был сыном византийской принцессы. Он был одним их тех, о ком говорили - "истинный византиец". Тонкий, умный, дипломатичный, он сумел поладить со всеми своими братьями и сесть на владимирский престол. Но, укрепившись на престоле, Всеволод продолжил политику отца и сводного брата Андрея - в княжестве стал укреплять свою собственную власть. Мятежные бояре были казнены, их имения конфискованы, сепаратизм знати, таким образом, был подавлен.
Укрепив свою власть внутри княжества, Всеволод Большое Гнездо стал оказывать все большее влияние на дела в других княжествах: вмешивался в дела Новгорода, захватил земли в Киевском княжестве, в результате походов 1177, 1180, 1187 и 1207 гг. подчинил своему влиянию Рязанское княжество. С помощью дипломатических интриг он усиливал свое влияние в Южной Руси, ссорил, сталкивал князей между собой, что привело к новому разгрому Киева в 1204 г.
Всеволод Большое Гнездо стал именоваться великим князем. Великим его признали все русские князья. Его волю исполнял даже митрополит Киевский и всея Руси. Его правление - это время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. После его смерти между его сыновьями началась междоусобная борьба. Победу в ней одержал Юрий (1212-1238). При нем княжество еще больше укрепилось, наметился экономический подъем. В 1220 г. Юрий нанес крупное поражение волжским булгарам и в 1221 г. основал Нижний Новгород. Но в 1238 г. монголо-татары разгромили княжество, опустошили и сожгли его города. Княжество прекратило свое существование и распалось на несколько земель.
Итак, князья Северо - Восточной Руси - Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо - проводили одну и ту же политику:
- укрепляли свою личную власть внутри своего княжества;
- укрепляли, возвышали свое княжество;
- распространяли свою власть на другие русские земли.
В результате их деятельности во Владимиро-Суздальском княжестве стала складываться своя политическая традиция - единовластие.
Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.
Но в русских землях осталось память, как правили владимиро-суздальские князья и к чему это приводило: правили они единовластно, и это приводило к миру и спокойствию во Владимиро-Суздальском княжестве.
В XIII в. процесс дробления Руси продолжился. Но в Северо-Восточной Руси уже началась встречная тенденция - борьба владимирских князей за объединение русских земель под властью одного общепризнанного князя.

Рассмотрев исторические процессы происходившие в Великом Новгороде и во Владимиро-Суздальской земле можно сделать вывод, что выбор политического режима на прямую зависел от того какие политические силы превосходили в начальный период феодальной раздробленности. В Великом Новгороде таковыми оказалось боярство, которое было заинтересовано в укреплении своей власти с помощью местных князей на новых землях, заселенными крестьянскими общинами. В Новгородской земле рано сложилось боярское земледелие. Все плодородные земли были фактически перераспределены между боярами, что не привело к созданию крупной княжеской вотчины. Ее складыванию также не способствовало положение князей, присылаемых в качестве князей-наместников. Это ослабляло позиции князя в борьбе с новгородским боярством, фактически превратившем князя в военно-полицейскую силу. И так в Новгороде были все предпосылки для укрепления боярства. Во Владимиро – Суздальской земле же более сильной оказалась княжеская власть. Возвышение княжества приходится на период правления князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, показавшие себя мудрыми правителями. Таким образом можно сказать, что правит тот кто первым проявит свою силу и инициативу.

3.а)Данное исследование построено на эмпирической модель т.е. с использованием реальных фактов и источников, в данном случае письменных и археологических.

б)При работе с этими источниками автор пользовался следующими исследовательскими процедурами:

1.Верификация

2.Работа с историческими памятниками (документами).

3.Археологисеские раскопки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: