Определение понятия «композиция»




Основы композиции художественного произведения

В творческом процессе художественного проекти­рования современной одежды, в том числе и прически, главная роль принадле­жит композиции. Композиция, отражая внутреннюю гармоническую упорядоченность во внешнем прояв­лении, является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составляя из них единое це­лое.

Работа над композицией представляет собой про­цесс индивидуального образного мышления художни­ка, его идеи, представления, реализуемые в конкрет­ном художественном произведении. Такой род дея­тельности предполагает наличие у специалиста таланта и интуиции.

Однако при этом композиция является довольно строгой дисциплиной и опирается на знание опреде­ленных правил и законов и использование выразитель­ных средств и приемов, владение которыми необходи­мо дизайнеру для решения творческих задач. Таким образом, творческий процесс работы над композици­ей представляет собой органическое единство интуи­тивного и логического начал.

 

Определение понятия «композиция»

Од­ной из самых существенных областей творческого про­цесса является композиция. Композиция как свойство присуща всему, с чем человек сталкивается в своей жизни при рассмотрении любого объекта с позиций красоты, гармонии, целостности, будь то объект оду­шевленный или неодушевленный, созданный приро­дой или руками и талантом человека.

Слово «композиция» происходит от латинского «compositio», что переводится как сочинение, соеди­нение, связь.

В первоначальном значении этот термин имел до­вольно широкий смысл: в римском праве это обозна­чало примирение сторон при тяжбе, на арене цир­ка — противопоставление борцов. Но в различных трактовках этого слова кроется нечто общее, так как речь во всех случаях идет о двух сторонах, частях, при соединении образующих единство.

В современном понимании композиция — это по­строение художественного произведения, подбор, группировка и последовательность художественных приемов, образующих гармоническую целостность.

Искусствовед М.В. Алпатов утверждал, что ком­позиция как способ организации всех структурных эле­ментов какого-либо явления в единство носит всеобщий характер: «Подражая отдельным принципам стро­ения органической и неорганической природы и по­следовательно развивая их, человек делает компози­цию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинения при­роды. В этом понимании композиция свойственна решительно всем видам искусства. Можно говорить о композиции города или отдельного архитектурного сооружения, о композиции сонаты или романса, о композиции романа, эпопеи или лирического стихот­ворения... Эта общность служит нередко основой со­трудничества художников, представителей различных видов искусства и рождает так называемый синтез искусств...»

 

Началом создания композиции служит идея, кото­рую художник должен хорошо продумать, прежде чем приступать к поиску конкретной формы. Компози­ция предмета всегда обусловливается его назначени­ем и местом в предметной среде. Общее художествен­ное решение зависит от многих факторов: имеет ли вещь больше функциональное или декоративное зна­чение, будут ли ей пользоваться ежедневно или в осо­бых случаях и т.д. Проектируя предмет, дизайнер должен продумать связь между конструкцией, струк­турой его и художественным образом. Хорошо состав­ленная композиция помогает наиболее выразительно выявить идею произведения.

Работа над поиском композиционного решения костюма или другого проектируемого предмета пред­ставляет собой творческий процесс, который в зна­чительной степени является интуитивным.

С другой стороны, композиция — довольно строгая наука и без знания ее правил и закономерностей не может быть подлинного творчества. Поэтому фран­цузский архитектор и дизайнер XX века Ле Корбюзье определил композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора.

 

Вопросы для повторения

1. Дать определение композиции.

2. Что лежит в основе создания композиции?

3. Какие основные задачи призвана решать композиция?

4. Какие факторы определяют композиционное решение проектируемых предметов?

2. Основной закон и свойства композиции

Для того чтобы художник, создавая художествен­ное произведение, мог наиболее ярко и полно выра­зить свой замысел, ему необходимо знание основного закона композиции. Этот закон заключается в постро­ении гармонического единства всех составных частей художественного произведения, единства функцио­нальной, конструктивной и образной формы. Поис­ки путей для создания такого единства являются глав­ной профессиональной задачей художника.

Первое требование основного закона состоит в том, что всякое произведение должно быть законченным целым и не содержать таких частей и элементов, ко­торые бы противоречили его функциональной, кон­структивной или художественной сущности. Все со­ставляющие композиции должны «работать» на общую идею, иногда художнику приходится ради со­хранения единства отказаться от красивой детали, если она противоречит замыслу, разрушает целост­ность.

Композицию можно считать удачной, если соблю­даются следующие условия:

ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

• части не могут меняться местами без ущерба для целого;

• ни один элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для него.

Другое требование закона единства говорит о системе построения целого. При этом чрезвычайно важ­но определить в композиции главную и второстепен­ную части. Композиция всегда состоит из отдельных частей. Их взаимная согласованность и соподчиненность очень важны для создания гармонического единства. Удачное композиционное решение спо­собствует акцентированию главной части, выделению ее как основного элемента композиции. Однако при этом она не может противопоставляться второстепен­ной части, быть ей чужеродной. Другими словами, для создания по-настоящему гармоничного произ­ведения надо найти единство и взаимосвязь между главным и второстепенным, между целым и его ча­стями.

Свойства композиции

Впечатление, которое производит какой-либо пред­мет на зрителя, зависит от его выразительности. Вы­разительность помогает глубже раскрыть содержатель­ную сторону изделия, побуждает подробнее изучить его. Рассматривая такой предмет, мы понимаем его назначение, устройство, или конструкцию, знакомимся с материалом, из которого он изготовлен, убежда­емся в его прочности и качестве и т. д. Если в резуль­тате нашего знакомства с предметом мы получаем эстетическое удовлетворение, то изделие представля­ет собой художественное произведение.

Создание выразительности в некоторых случаях яв­ляется целью художника и подчиняет себе другие ху­дожественные задачи. И это справедливо, ведь, бу­дучи одним из основных свойств композиции, имен­но выразительность в значительной степени считается результатом работы художника, обеспечивая нужное восприятие проектируемой формы в целом.

Другим свойством композиции является ее целостность. Как уже отмечалось выше, в каждом художе­ственном произведении должно быть найдено опти­мальное соотношение и взаимодействие его частей. Основными признаками целостности принято считать;

ограниченность — это четко определяемое отли­чие предмета от среды, в которой он находится; разделение фигуры и фона;

• связность - то есть естественная слитность отдель­ных частей в одно целое, учитывающая назначение предмета, соотношение размеров и пропор­ции его частей, соединение различных материа­лов и др.;

• компактность — то оптимальное количество ча­стей, которое может восприниматься одновре­менно.

Композиция становится художественным произве­дением лишь в том случае, если она обладает еще од­ним свойством — законченностью. Законченность до­стигается тогда, когда у зрителя не возникает жела­ние что-либо убрать или добавить.

Важным свойством композиции является также ее уравновешенность. Визуальное равновесие произведе­ния определяется таким расположением его элемен­тов, когда каждый из них находится в устойчивом со­стоянии. Различные факторы равновесия — форма, размеры, цвет, направление и местоположение — взаи­мосвязаны и обусловливают друг друга.

Каждое изделие имеет точки опоры, обеспечива­ющие его устойчивость, и центр тяжести, который условно называется центром композиции. Компози­ционным центром может быть элемент или часть про­изведения, которые выделяются на общем фоне ок­ружающих или примыкающих к ним частей. Он яв­ляется главным смысловым моментом композиции и может отличаться от остальных элементов благодаря форме, размерам, богатству проработки деталей и т. п.

 

Для обеспечения уравновешенности композиции важно правильно расположить ее композиционный центр. Он далеко не всегда совпадает с геометричес­ким центром произведения и часто смещен вверх или вниз, вправо или влево относительно последнего. Однако нужно помнить, что визуально активной вос­принимается центральная часть произведения, поэто­му не следует размещать композиционный центр на периферии.

 

Вопросы для повторения

1. В чем состоит основной закон композиции?

2. Выполнение каких условий необходимо при составлении композиции художественных произведений?

3. Дать характеристику выразительности как свойству композиции.

4. Каковы признаки целостности композиции?

5. Какие признаки определяют законченность композиции?

6. В чем значение уравновешенности композиции?

7. Что такое композиционный центр и какую роль в ком­позиции он играет?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: