СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Раздел I СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Глава 1. Общество, политика, государственное управление. 11
1.1. Методологические проблемы теории государственного управления и политики. 11
1.2. Генезис и природа публичной власти и государственного управления. 15
1.3. Общество и государственное управление. 16
1.4. Политика и государственное управление. 19
Глава 2. Политическая власть и государственное управление. 24
2.1. Интерпретации понятия политической власти и государственного управления. 24
2.2. Государственное управление как система. 26
2.3. Сравнение системных характеристик политики и управления. 30
Глава 3. Политические режимы: государственная политика и управление. 39
3.1. Политический режим и государственная власть. 39
3.2. Авторитарные типы государственного управления. 42
3.3. Демократический тип государственного управления. 44
Глава 4. Государственное управление и политика как наука. 52
4.1. Политология государственного управления и политики. 53
4.2. Особенности развития государственного управления и политики как науки в различных странах. 54
Раздел II ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА: ПОНЯТИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ, ВЫРАБОТКА, ПРИНЦИПЫ
Глава 5. Государственная политика. 65
5.1. Сущность государственной политики. 65
5.2. Принцип и методы государственной политики. 71
Глава 6. Разработка государственной политики. 79
6.1. Модели разработки государственной политики. 79
6.2. Органы государственной власти и государственная политика. 87
6.3. Политические партии и государственная политика. 90
6.4. «Фабрики мысли» в Центры публичной политики. 94
Глава 7. Основные направления государственной политики. 107
|
7.1. Государственная экономическая политика. 107
7.2. Государственная социальная политика. 119
7.3. Государственная национальная политика. 129
7.4. Государственная экологическая политика. 142
7.5. Международная политика государства. 148
Глава 8. Права человека как фундаментальная цель политики и управления. 158
8.1. Защита прав и свобод человека как одна из главнейших функций государства. 159
8.2. Национальные средства защиты прав и свобод человека. 164
8.3. Взаимодействие национальных и международных систем защиты прав человека. 171
Глава 9. Институт уполномоченного по правам человека (омбудсмана). 180
9.1. Краткая история развития института омбудсмана. 181
9.2. Институт омбудсмана: основные цели и задачи. 184
9.3. Развитие института омбудсмана в современной России.. 186
9.4. Перспективы развития института омбудсмана. 189
Раздел III СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 10. Современные концепции бюрократии и теория организационного развития. 195
10.1. Социальная природа административных организаций и цели организационного развития. 195
10.2. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии. 199
10.3. Стратегии преодоления организационных и бюрократических патологий в развитии организаций. 204
10.4. Роль инновационного потенциала в организационном развитии. 208
Глава 11. Концепция нового государственного менеджмента. 212
11.1. Соотношение политики и государственного менеджмента. 214
11.2. Понятие «руководство» в новом государственном менеджменте. 216
11.3. Рынок и государственный менеджмент. 217
|
11.4. Новый подход к организации. 219
11.5. Оценка государственного управления: эффективность. 220
Глава 12. Новая институциональная теория. 224
12.1. Предпосылки новой институциональной теории. 224
12.2. Методологические основания новой институциональной теории. 229
Глава 13. Концепция «политических сетей». 235
13.1. Общие методологические установки концепции «политических сетей». 236
13.2. Понятие «политические сети». 238
13.3. Виды «политических сетей». 241
13.4. Понятие «руководство» в концепции политических сетей. 242
13.5. Эффективность «политических сетей». 244
Глава 14. Концепция нового способа управления (Governance). 247
14.1. Соотношение политики и управления в концепции «governance». 247
14.2. Теоретические источники концепции «governance». 249
14.3. Принцип сотрудничества как основа нового способа управления. 253
Глава 15. Сущность н специфика синергетического подхода к государственному управлению. 255
15.1. Синергетика как междисциплинарное направление. 255
15.2. Принципы самоорганизации. 256
15.3. Принципы нелинейности. 258
15.4. Хаос, порядок и беспорядок. 265
Раздел IV ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА, НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА
Глава 16. Государство, рынок, общественное благо. 271
16.1. Понятие общественного блага. 271
16.2. Общественные блага и рынок. 274
16.3. Государство — поставщик общественных благ. 278
16.4. Проблемы государства. 280
16.5. Перспективы институционального совершенствования. 282
16.6. Дилемма «государство — рынок». 289
Глава 17. Эффективность государственного управления. 293
17.1. Понятие эффективности государственного управления. 293
|
17.2. Социальная эффективность государственного управления. 298
17.3. Измерение эффективности государственного управления. 302
Глава 18. Конфликты и государственное управление. 309
18.1. Конфликты как объект государственного управления. 309
18.2. Нормативный характер институциализации конфликта в государственном управлении. 316
18.3. Особенности внеинституционального государственного управления конфликтами. 324
Глава 19. Коррупция и борьба с ней. 329
19.1. Понятие коррупции. 330
19.2. Элементы теории коррупции. 333
19.3. Примеры коррупции. 335
19.4. Противодействие коррупции. 337
Глава 20. Государственное управление в условиях риска и чрезвычайных ситуаций. 346
20.1. Политический риск в структуре управленческой деятельности. 346
20.2. Особенности управленческой деятельности органов государственной власти в чрезвычайных ситуациях... 358
Заключение. 373
Сведения об авторах. 375