План занятия №37
Дисциплина: Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте.
Тема занятия: «Автоматизированные системы диспетчерского управления »
Цель занятия: изучить основы автоматизированных систем диспетчерского управления.
Планируемые результаты:
- образовательные – формирование знаний основных функции и задачах систем диспетчерского управления, понятия и термины, а так же общих сведениях о АСДУ
- развивающие - развитие памяти, владение языковыми средствами: умение логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
- воспитательные – развитие логического мышления, пространственного воображения необходимого для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования
Вид занятия: лекция
План занятия:
1. Функции и основные задачи систем диспетчерского управления
2. Основные понятия и термины
3. Общие сведения о АСДУ
Оснащение: мультимедийный комплекс, презентация.
Литература:
Дополнительные источники:
Интернет ресурсы по данной теме
Автоматизированные системы управления
Автоматизированная система диспетчерского
Системы диспетчерского управления...
4. Система диспетчерского управления движением
Преподаватель: Бондаренко М.С.
Тема занятия: «Автоматизированные системы диспетчерского управления »
План занятия:
1. Функции и основные задачи систем диспетчерского управления
2. Основные понятия и термины
3. Общие сведения о АСДУ
Вопрос 1. Функции и основные задачи систем диспетчерского управления
СДУ представляет собой верхний уровень автоматизации технологического объекта, объединяющий отдельные локальные САУ (САУ ГПА или САУ ГТЭБ, САУ КЦ или САУ ЭС, систем пожарной и технологической безопасности АСПБ и КЗ, СПАЗ) в комплексную автоматизированную систему управления – АСУ ТП.
Функции СДУ:
· Сбор, обработка и отображение в понятной для человека форме информации, получаемой от всех локальных САУ технологического объекта. В том числе:
o информации о текущем состоянии технологического процесса,
o аварийной и предупредительной сигнализации,
o диагностической информации о состоянии технологического оборудования и оборудования САУ.
· Прием управляющих воздействий оператора и передача их для исполнения в соответствующую локальную САУ.
· Архивирование полученных данных, отображение архивных данных по запросу.
· Подготовка и генерирование отчетов о ходе технологического процесса.
· Обеспечение обмена данными с внешними системами на основе общепринятого ОРС-интерфейса (OLE for Process Control).
· Защита информации от несанкционированного доступа лиц, не обладающих соответствующими полномочиями.
· Обеспечение надежности работы, и работоспособности системы при частичной потере функциональности.
Задачи системы:
- контроль выполнения рейса с контролем прохождения заданной трассы маршрута;
- контроль скоростного режима в реальном масштабе времени с последующим анализом;
- учет времени, затрачиваемого на выполнение транспортной работы (время в пути);
- учет продолжительности стоянок в пунктах погрузки и разгрузки с указанием местоположения стоянок на электронной карте;
- контроль качества выполнения заданного (запланированного) объема транспортной работы (прохождение рейсовых заданий в соответствии с заданным почасовым графиком);
- фиксирование отклонений в работе автомобилей от запланированных параметров транспортного процесса (нарушения почасовых графиков движения, уход с запланированного маршрута, сход с линии).
Задачи системы:
• контроль выполнения рейса с контролем прохождения заданной трассы маршрута:
• контроль скоростного режима в реальном масштабе времени с последующим анализом:
• учет времени, затрачиваемого на выполнение транспортной работы (время в пути);
• учет продолжительности стоянок в пунктах погрузки и разгрузки с указанием местоположения стоянок на электронной карте;
• контроль качества выполнения заданного (запланированного) объема транспортной работы
(прохождение рейсовых заданий в соответствии с заданным почасовым графиком);
• фиксирование отклонений в работе автомобилей от запланированных параметров транспортно
го процесса (нарушения почасовых графиков движения, уход с запланированного маршрута, сход с
линии).
АСДУ выполняет следующие функции:
· получение своевременной и достоверной информации с технологических объектов;
· обеспечение оперативного взаимодействия служб объекта при профилактических и ремонтных работах, ведение протокола текущих и аварийных событий;
· автоматизированный учет тепло- и энергоресурсов, обеспечение активного режима их экономии;
· снижение трудоемкости управления технологическими процессами;
· оптимизация режимов работы технологических объектов;
· контроль работоспособности каналов связи;
· повышение точности и оперативности измерения текущих значений технологических параметров.
Преимущества объединенной АСДУ перед локальными системами:
· взаимосвязь всех систем объекта, что существенно повышает их стабильное функционирование;
· экономия на кабельных сетях, пультах контроля, сетевом оборудовании за счет интеграции функций и, как следствие, повышение надежности всей системы;
· оперативность управления всей системой благодаря ее удобству и простоте. Снижается вероятность принятия ошибочных решений заметно повышается комфортность, как для диспетчерских служб, так пользователей их услуг.
Вопрос 2 Основные понятия и термины
АСДУ — система управления технологическим процессом, предназначенная для контроля и управления режимами работы оборудования объекта автоматизации.
АСДУ обеспечивает оптимизацию работы инженерных систем объекта благодаря оригинальной технологии управления проектом.
АСДУ-А
автоматизированная система дистанционного управления автобусами;
автоматическая система дистанционного управления автобусами
АСДУ НГПТ
ГЛОНАСС - Глоба́льная навигацио́нная спу́тниковая систе́ма (ГЛОНА́СС) — российская спутниковая система навигации, одна из двух полностью функционирующих на сегодня систем глобальной спутниковой навигации.
Автоматизированная система диспетчерского управления и обеспечения безопасности перевозок наземным городским пассажирским транспортом в городе Москве;
Процесс управления — это целенаправленное воздействие
управляющей системы на управляемую, ориентированное на достижение определенной цели и использующее главным образом
информационный поток.
8 настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АТП — автотранспортное предприятие;
ГИС — геоинформационная система:
ГЛОНАСС — глобальная навигационная спутниковая система Российской Федерации:
КП — контрольный пункт;
МТБС — материально-техническая база строительства;
ПТК — производственно-технологическая комплектация (строительных грузов);
ЦДС — центральная диспетчерская служба:
GPS — глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки.
Вопрос 3 Общие сведения о АСДУ
Автоматизированные системы управления (АСУ) нашли
широкое применение во всех организационно-управленческих
структурах производственного сектора экономики. Особенности
функционирования производственного объекта обусловливают
специфические требования к процессу создания и внедрения АСУ
различного класса и назначения.
Важное место занимают вопросы спутниковой навигации и ее
использования для организации деятельности различных системмониторинга мобильных объектов (СММО). При описании информационного обеспечения, представляющего собой ядро современных АСУ, рассматривается современный подход к их построению на основе использования новейших технологий обработки информации и создания хранилищ данных (ХД). В соответствии с этим в разделе технического обеспечения основное внимание уделено вопросам построения и использования локальных вычислительных сетей (ЛВС).
АСУ — это человекомашинная система, пред-
назначенная для сбора, обработки и выдачи информации, необходимой для оптимизации управления. Автоматизированная система управления базируется на использовании экономико-математических методов, средствах вычислительной техники (ВТ) и реализации внутрисистемных и внесистемных связей на базе телекоммуникационных технологий для отыскания и реализации наиболее эффективного управления объектом.
Автоматизированная система управления представляет собой
организационно-техническую
систему, поддержку выработки управленческих решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сферах деятельности или их сочетаниях.
В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности автоматизированные системы (АС) подразделяют:
на АСУ (отраслевые, предприятия или производственных процессов, технологических процессов и др.);
системы автоматизированного проектирования (САПР);
АС научных исследований (АСНИ);
АС обработки и передачи информации (АСОИ);
АС технологической подготовки производства (АСТПП);
АС контроля и испытаний (АСК);
системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности;
АСУ предприятием (АСУП);
АСУ производственным процессом (АСУПП).