КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Анкетные данные.
ФИО__________________________________________________________________________
Дата рождения______________________ Поступил(а) из ______________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Сведения о семье.
Мать__________________________________________________________________________________
Отец__________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания_____________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей___________________________________________
Материально-бытовые условия в семье_____________________________________________________
Общий анамнез.
Какая по счету беременность ________ Особенности протекания беременности (токсикозы, падения, травмы, психозы, инфекции)______________________________________________________________
Особенности течения родов (досрочные, срочные, быстрые, стремительные,обезвоженные) _______________________________________________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении__________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электро) ____________________________________________
Асфиксия ____________________ Когда закричал __________________________________
После выписки из роддома:
Особенности сна______________________________________________________________________
Особенности бодрствования____________________________________________________________
Особенности грудного вскармливания______________________________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:
До одного года________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
после одного года_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие.
Стал держать голову с __________________________ Сидеть__________________________________
Стоять __________________________ Ходить_______________________________________________
С какого времени стал раздеваться ____________________ Одеваться___________________________
Обувать ботинки _____________________ Застегивать пуговицы______________________________
Особенности моторики: излишне подвижен ________________________________________________
излишне заторможен _______________________________________________
Ранее речевое развитие.
Время появления гуления____________ Лепета_________________
Первых слов_________________ Фразы___________________
Особенности речевого развития__________________________________________________
Занимались ли с логопедом _______________________________________________________________
Возникновение заикания.
Время появления заикания _________________ Предполагаемые причины _______________________
_______________________________________________________________________________________
Как проявилось заикание _________________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)______________________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года_______________________________________
_______________________________________________________________________________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи ________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________
Бывают ли периоды плавной речи__________________________________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено_______________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
В семье____________________________________________________________________
В общении со сверстниками___________________________________________________
В д/с ______________________________________________________________________
В незнакомой обстановке_____________________________________________________
Отношение ребенка к заиканию__________________________________________________
Есть ли страх речи_____________________ Страх общения __________________________
Отношение в семье к заиканию ребенка___________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей) ____________
_____________________________________________________________________________
Состояние дыхания.
Тип дыхания _________________________ Ритмичность ____________________________
Характер вдоха при речи_______________________________________________________ Продолжительность речевого дыхания ___________________________________________
Состояние просодических компонентов речи.
Темп речи_____________________________ Ритм речи______________________________
Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания__________________
_____________________________________________________________________
Характеристика голоса:
Сила голоса________________________ Высота_____________________________
Тембр______________________ Особенности модуляций______________________
Интонированность речи (употребление основных видов интонации)___________________
_____________________________________________________________________
Внятность речи______________________________________________________________
Симптоматика заикания.
А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания.
I Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.)
Шепотная речь________________________ Сопряженная речь_______________________
Отраженная речь____________________ Вопросно-ответная речь_____________________ Пересказ прослушанного текста (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)____________________________________________________________________
Рассказ по серии картинок, по картинке___________________________________________
Самостоятельный рассказ_______________________________________________________
Особенности (зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)________________________________________
_____________________________________________________________________________
II.
Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)______________________________
Локализация судорог:
· Дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные) ___________________
· Голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные)_________________________
· Артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)______________________________
· Смешанные________________________________________________________________
Степень заикания _____________________________________________________________
III. Наличие сопутствующих судорог тела, лица (тики, гримасы) _____________________
_____________________________________________________________________________
Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания.
I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.)_______________________________________
_____________________________________________________________________________
II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования:
1. Моторных__________________________________________________________
а) произвольные ______________________________________________________________
б) непроизвольные ____________________________________________________________
2. Речевых:___________________________________________________________
а) произнесение отдельных звуков и междометий___________________________________
б) произнесение слов и словосочетаний___________________________________________
3. Изменение стиля речи________________________________________________________
III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)__________
_____________________________________________________________________________
IV. Формы речи и ситуации, когда заикание наиболее выражено _____________________
_____________________________________________________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка.
Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________ _____________________________________________________________________________
Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления_________________
_____________________________________________________________________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
– активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности)_________________________________________________________________
– устойчивость и преобладающий фон настроения__________________________________
– степень эмоциональной возбудимости___________________________________________
Другие особенности__________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
1. Исследование слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек _________________________________________
б) определение направления звука _____________________________________________
2. Восприятие и воспроизведение ритма __________________________________________
3. Исследование зрительного восприятия:
а) узнавание цветов __________________________________________________________
б) подбор картинок к данному фону ____________________________________________
4. Исследование зрительно- пространственного гнозиса и праксиса:
а) право, лево _______________________________________________________________
б) верх, низ, сзади, спереди ___________________________________________________
в) складывание разрезных картинок ____________________________________________
г) складывание фигур из палочек:
- по образцу ______________________ - по памяти _________________________
5. исследование общей моторики:
Сила _____________________________ Точность ________________________________
Темп _____________________________ Координация ____________________________
Переключаемость ___________________________________________________________
6. Исследование мелкой моторики:
Ведущая рука _____________________Точность движений ________________________
Темп ___________________ Синхронность правой и левой руки ____________________
Переключаемость ___________________________________________________________
Исследование анатомического строения артикуляторного аппарата.
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы…) ___________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов) _________________________
Прикус (прогения, прогнадия, открытый боковой, перекрёстный, открытый передний) ______________
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина) ___________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________
Язык (массивный, маленький, укороченная подъязычная связка) ______________________________
Звукопроизношение.
Звуки | Характер произношения звуков | ||
Изолированно | в словах | во фразах | |
(к)-(г) (кь)-(гь) | |||
(й) | |||
(с) | |||
(сь) | |||
(з) | |||
(зь) | |||
(ц) | |||
(ш) | |||
(ж) | |||
(щ) | |||
(ч) | |||
(л) | |||
(ль) | |||
(р) | |||
(рь) | |||
(м) (мь) | |||
(н) (нь) | |||
(а) | |||
(о) | |||
(у) | |||
(и) | |||
(ы) | |||
(э) | |||
(ю) | |||
(я) | |||
(е) |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование речевой моторики.
1. Состояние мимической мускулатуры.
Поднять брови (удивиться) _________________Нахмурить брови ____________________
Прищурить глаза _____________________ Втянуть щёки __________________________
Надуть щёки __________________ Сглаженность носогубных складок ______________
2. Состояние артикуляторной моторики (выполнение упражнений – «Маятник», «Бегемотик», «Качели», «Оскал – Хоботок» и другие)
а) наличие или отсутствие движений ___________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, напряжённый) ____________________________________
в) темп движений (быстрый, медленный, нормальный) ___________________________
г) переключение от одного движения к другому _________________________________
д) объём движений (полный, неполный) ________________________________________
е) точность выполнения ______________________________________________________
ж) длительность удержания заданного положения ________________________________
з) замены движений _________________________________________________________
и) добавочные и лишние движения ____________________________________________
к) наличие тремора _______________________ саливации ________________________