ВВЕДЕНИЕ
Выполнение студентами в процессе учебного процесса учебных и научных работ является важным этапом подготовки будущих специалистов.
Целью данных методических указаний является ознакомление студентов с основными правилами по оформлению работ в соответствии с требованиями государственных стандартов, а также выявление основных трудностей, возникающих в процессе выполнения и оформления научных и учебных работ.
Основные требования к содержанию работы
Студенческая работа должна представлять законченный научный труд, который содержит систематизированные данные, выводы и обоснования по проблеме, заявленной в названии работы.
Работа должна содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист,
- содержание,
- введение,
- основная часть,
- заключение,
- список используемых источников,
- приложения.
Титульный лист является первой страницей работы и содержит следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации или другого структурного образования,
- наименование организации (в том числе и сокращенное);
- вид работы – строчными буквами с первой прописной, наименование – прописными буквами
- должности, ученые степени, ученые звания руководителя
- должности, ученые степени, ученые звания исполнителя
- город и год выпуска отчета.
Подписи и даты подписания должны быть выполнены только черными чернилами или тушью.
Элементы даты приводят арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: дату 10 апреля 2000 г. следует оформлять 10.04.2000. Примеры оформления титульных листов приведены в приложениях А–В.
Задание на работу выдается руководителем работы. Пример оформления листа задания приведен в приложениях Г-Д.
Реферат должен содержать:
- сведения об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;
- перечень ключевых слов;
- текст реферата.
Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний из текста работы, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание и обеспечивают возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.
Текст реферата должен отражать:
- объект исследования
- цель работы;
- метод или методологию проведения работы;
- результаты работы;
- экономическую эффективность или значимость работы;
- прогнозные предположения о развитии объекта исследования.
Пример составления реферата приведен в приложении Е.
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Введение должно содержать цель и задачи работы, оценку современного состояния заявленной проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, актуальность и новизну темы.
В основной части работы приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты, проделанной работы.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполнения работы; оценку полноты решений поставленных задач; разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов, оценку эффективности внедрения.
Список используемых источников содержать сведения об источниках, использованных при написании работы. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003. Пример оформления используемых источников приведен в приложении Ж.
В приложениях рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных.
Требования к оформлению работы
Общие требования
Изложение текста и оформление работы выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001.
Страницы текста работы и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4. Работа должна быть выполнена на компьютере с использованием текстового процессора MS Word версии не ниже 2010 и распечатана на принтере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210мм*297мм) через полтора интервала. Шрифт Times New Roman, черного цвета, высота букв, цифр и других знаков — 14 пунктов.
Для настройки параметров шрифта необходимо в Word 2010 выбрать вкладку Главная, в группе Шрифт нажать кнопку вызова диалогового окна , в появившемся окне (рисунок 1) настроить соответствующие параметры [6].
Рисунок 1 – Настройка параметров шрифтов в MS Word 2010
Текст отчета следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, левое и нижнее — 30 мм, верхнее — 20 мм.
Абзацный отступ – 1,25 см.
Для настройки параметров полей в Word 2010 окно настройки параметров страницы вызывается через вкладку Разметка страницы, группа Параметры страницы и кнопку вызова диалогового окна , (рисунок 2, 3) [6].
Рисунок 2 – Настройка размеров полей в параметрах страницы в MS Word 2010
Рисунок 3 – Настройка размера страницы в MS Word 2010
Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.
Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на язык отчета с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
В работе могут применяться сокращения слов и словосочетаний согласно ГОСТ 7.12-93. Например:
- автономный – авт. (пред словами область, округ, республика);
- автор – авт.;
- вопросы – вопр.;
- город – г.;
- городской – гор.;
- государственный – гос.;
- диаграмма – диагр.;
- доктор – д-р;
- доцент – доц.
- количество – кол-во;
- комиссия – комис.;
- название – назв.;
- областной, область – обл.;
- общество – о-во;
- объединение – об-ние;
- организация – орг.;
- производственный – произв.;
- производство – пр-во;
- район –р-н;
- районный – район.;
- статистический – стат.;
- университет – ун-т;
- университетский – унив.
Также возможно применение общепринятых сокращений [5], например:
то есть – т.е.;
и так далее – и т.д.;
и тому подобное – и т.п.;
и другие – и др.;
и прочие – и пр.;
год – г.;
годы – гг.;
тысяч – тыс.;
миллион – млн;
миллиард – млрд;
рубль – руб. или р.;
копейка – коп. или к.
Не рекомендуется сокращенные слова и словосочетания выносить в заголовки разделов, подразделов пунктов и подпунктов.
Наименования структурных элементов работы таких как «Реферат», «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованных источников» служат заголовками структурных элементов отчета. Заголовки структурных элементов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатаются прописными буквами, не подчеркивая.
Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Дальнейшее деление подпунктов не допускается. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.
Каждый структурный элемент работы, а так же каждый раздел основной части следует начинать с нового листа (страницы). Для этого необходимо в Word 2010 выбрать вкладку Вставка, в группе Страницы выбрать элемент Разрыв страницы (рисунок 4) или на вкладке Главная в группе Абзац нажать кнопку вызова диалогового окна , в появившемся окне Абзац поставить галочку с новой страницы (рисунок 5) [6].
Рисунок 4 – Выполнение разрыва страницы в MS Word 2010
Рисунок 5 – Выполнение разрыва страницы через вкладку Главная раздел Абзац в MS Word 2010
Не допускается разрыв между заголовком подраздела (пункта, подпункта) и текстом подраздела (пункта, подпункта).
Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов работы
Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.
Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.
Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.
Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.