Организационно-правовые основы деятельности ЦБ РФ.




ЦБ РФ возник в результате распада СССР в 1992 в декабре, когда Госбанк (который до 1992 г. выполнял еще функции Госбанка СССР, хотя уже во всех бывших республиках были созданы свои национальные центральные банки) еще в какой-то мере регулировал межтерриториальные расчеты. У него было специальное подразделение (межреспубликанская контора б/н расчетов с вычислительным центром), куда стекались все платежные документы России со всеми странами, или между другими странами СНГ. Украина и Казахстан напрямую еще не работали, а работали через Госбанк.

И только с распадом СССР в 1992 г. возник самостоятельный ЦБ РФ. Статус, задача, функции, полномочия и принципы организации определены федеральным законом о ЦБ РФ и банке России, который был введен еще в декабре 1990 г. и в новой редакции 1995 г.

Почему в 90 г. был создан ЦБ России, но он еще был в каком-то соподчинении госбанка СССР? Потому что в это время, как мы знаем, РФ получила статус независимости. И был создан ЦБ. Правда, деятельность ЦБ с 1990 по 1993 г., когда им управлял некий Матюхин, это было страшное дело. Были грубейшие нарушения, которые иногда сказываются до сих пор.

В федеральном законе о ЦБ определены кроме статуса, задач, функций, полномочий и вопросы взаимоотношения этого банка с органами государственной власти и органами местного самоуправления был установлен порядок образования капитала банка, органов его управления, перечень операций по регулированию денежно-кредитной политики государства, организации системы б/н расчетов, которая входила в его компетенцию, регулирование денежного обращения, регулирование международной и внешнеэкономической деятельности и взаимоотношения с кредитными организациями, т.е. со вторым уровнем банковской системы.

Этим законом определяется (для ЦБ РФ характерно):

1) Уставный капитал ЦБ РФ и все его имущество формировалось или формируется за счет средств бюджета и является федеральной собственностью, а банк является полномочным по владению этими средствами.

2) Все свои расходы ЦБ должен покрывать за счет собственных доходов.

3) ЦБ не регистрируется в государственных налоговых органах, хотя является юридическим лицом, т.е. он не является плательщиком в бюджет. Однажды только был по итогам 1994 г. в 1995 г. решением ГосДумы с большим боем было принято решение о перечислении в связи с большим дефицитом бюджета из доходов банка, которые тогда составлял 37 трлн. руб., 4 трлн в доход бюджета. Это был пока единый случай.

4) ЦБ как юридическое лицо, созданное за счет средств федерального бюджета, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ, если это не предусмотрено соответствующим федеральным законом (отсюда и возникли процедуры, когда сегодня занимаются тройной и т.д. проверкой ЦБ, а как же он использует свои ресурсы).

5) В своей деятельности ЦБ РФ подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти, однако, как юридическое лицо самостоятельно выполняет свои функции в текущей деятельности и не зависит от органов государственного управления.

ЦБ, в соответствии с законом о ЦБ, имеет единую централизованную систему своих органов, и на рис 3.1 мы можем видеть, из чего он состоит. Центральный аппарат ЦБ находящийся в г. Москве, его возглавляет председатель и Совет директоров, состоящий из 12 человек. При банке существует национальный банковский совет из 15 человек. В структуру ЦБ входит система учебных заведений, которые готовят специалистов сугубо для банковской системы, осуществляют переподготовку кадров, повышение квалификации. В него входят региональные, т.е. территориальные главные управления ЦБ и РКЦ, обслуживающие сеть коммерческих банков. Еще есть так называемые полевые банки, которые обслуживает Минобороны. Они были созданы в ходе войны, автором этих банков был отец нынешнего Геращенко. Они существуют до сих пор, однако функционирование полевого банка во время войны резко отличается от его функционирования в мирное время. Там эти функции выполняли начфины определенных воинских объединений, а когда военные действия здесь уже совсем другое. Например, сейчас попробуйте выполнить обеспечение участвующих в чеченской войне по путинскому указанию о выплате з/пл солдатам в $. Без банка ничего не выйдет, их сразу разворуют. А когда есть полевой банк это уже другое дело. Там и учет, и сохранность денег.

Таким образом, ЦБ управляется кроме председателя советом. Совет банка назначается ГосДумой по представлению каждой кандидатуры президентом, сроком на 4 года с возможным переизбранием еще не более 3х раз. Т.е. членом совета банка можно быть непрерывно 12 лет. Какие требования к председателю ЦБ и членам совета банка:

Они не могут состоять в общественно-политических партиях

Не быть в религиозных организациях, т.е. молиться можно или всем богам или никому.

Не имеют права работать по совместительству, кроме преподавательской и научно-исследовательской деятельности. Помните, был скандал с Кисилевым, который являлся преподавателем во ВШЭ, являясь зампредом и одновременно зятем одного из наших известных управляющих в нашем институте. Он работал по совместительству в иностранном банке. Сразу подняли шум и он перешел преподавать в ВШЭ. Могут работать по совместительству только преподавателями или вести научно-исследовательская деятельность, т.е. выполнять какую-то научную деятельность: руководить дипломом, аспирантом и т.д.

Они не могут занимать никакие должности в других организациях.

Они не имеют права разглашать служебную информацию.

И брать потребительский кредит в других банках.

Он кредитуются другим образом. К «маленьким» окладам по з/пл они по итогам года получают по 100-200 окладов премии. Уже не говоря о $, которые у некоторых из них лежат в сейфах и когда их арестовывают, то обнаруживают их (это не для записи).

Функции ЦБ

Председатель и Совет Директоров разрабатывают и осуществляют необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики правительства:

устанавливает общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных организаций

утверждают % ставки рефинансирования коммерческих банков (т.е. учетную ставку)

определяют правила работы кредитных организаций (издание различных инструкций, нормативных документов, циркуляров и т.д.)

принимает решения о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органов ЦБ (это РКЦ, главные управления и т.д.)

утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности ЦБ (сами себе утверждают)

осуществляют оперативное руководство денежно-кредитной системой страны

за счет прибыли, получаемой ЦБ, они могут создавать различные фонды по собственным нормативам, которые определяются советом

ЦБ решением Совета создает фонд переоценки валютных ценностей, который образуется при участии средств госбюджета и призван стимулировать стабильность федеральных валютных резервов.

Для координации работы ЦБ со всеми структурами: государственными, хозяйственными и т.д. при банках функционирует также национальный банковский совет в составе 15 членов. Сюда входят представители Федерального Собрания, Государственной Думы, Президента, правительства, Минэкономики, Минфина, крупных предприятий (1 человек) и коммерческих банков (1 человек).

Национальный совет занимается:

Разработкой концепции развития денежно-кредитной системы страны.

Определяет методы денежно-кредитного регулирования экономики.

Осуществляет контроль за устойчивостью и покупательной способностью рубля и денежного обращения.

Осуществляют меры по поддержанию валютного курса национальной денежной единицы платежного баланса государства.

Разрабатывает принципы кредитования, б/н расчетов, денежного обращения, кассовых операций и т.д.

Производит экспертизу проектов законов в области расчетных кредитных отношений.

Вносит предложения по совершенствованию денежно-кредитной системы и отдельных ее звеньев и другие вопросы.

Как видите, это орган, который направляет, подсказывает в какой-то мере регулирует и даже дает какие-то научные рекомендации по развитию денежно-кредитной системы, по осуществлению денежно-кредитной политики правительства, развитию банковской системы.

Подотчетность ЦБ перед ГосДумой заключается в следующем:

ГосДума назначает на должности и освобождает от должностных обязанностей председателя банка, членов совета по предложению президента

Проводит парламентские слушания по деятельности ЦБ

Обсуждают доклады председателя ЦБ об итогах годовой деятельности ЦБ и основных направлениях денежно-кредитной политики

Определяют аудиторскую фирму для проверки деятельности ЦБ

Рассматривают и утверждают годовой отчет и аудиторское заключение по данному отчету. В годовом отчете по деятельности ЦБ содержится не только цифры его деятельности как органа хозяйственного, т.е. коммерческого или финансового. В нем содержатся данные о состоянии экономики, денежного обращения, о финансировании кредитования, о расчетах и валютных операциях, проводимые мероприятия по реализации денежно-кредитной политики, туда же входит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, распределение прибыли, формирование и использование уставного, резервного и других фондов и т.д. И заключение аудитора.

Как правило, ЦБ проверяется известной иностранной аудиторской фирмой. Годовой отчет ЦБ рассматривается ГосДумой в срок не позднее 15 мая. До 1 июля он должен быть рассмотрен на заседании парламента, а заключение думы по годовому отчету направляется президенту и правительству до 15 июля. Баланс должен быть опубликован в печати. Вот примерно структура и управление ЦБ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: