Для студентов направлений бакалавриата
Уфа 2012
УДК 378.147:51
ББК 74.58:22.1
М34
Рекомендовано к изданию методической комиссией механического факультета (протокол № 9 от 27 июля 2012 года) и заседанием кафедры математики (протокол № 7 от 10 апреля 2012 года)
Составители: ст. преподаватель, к.т.н. Валиахметова Ю.И.
ст. преподаватель Карамов В.И.
Рецензент: доцент кафедры физики Юмагужин Р.Ю.
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой математики
доцент Лукманов Р.Л.
Предварительно приведем вопросы по разделу, на которые следует ответить перед решением задач и на зачете.
1. Основные понятия, связанные с матрицами (матрица-строка, матрица-столбец, определитель квадратной матрицы и т.п.)
2. Сложение матриц и умножение матрицы на число. Свойства этих действий.
3. Умножение матриц и его свойства.
4. Вычисление определителей второго, третьего и высших порядков.
5. Обратная матрица, ее строение.
6. Матричная запись системы линейных алгебраических уравнений, решение ее с помощью обратной матрицы.
7. Решение матричных уравнений с помощью обратной матрицы, по формулам Крамера и методом Гаусса.
8. Исследование системы уравнений первой степени общего вида; основная и расширенная матрицы; ранг матрицы; теорема Кронекера-Капелли.
Далее рассмотрим образец решения некоторых типовых задач.
Задача 1. Вычислить определитель 
Решение. По формуле
получим:

Ответ. 59.
Задача 2. Вычислить определитель 
Решение. Используя формулу треугольников
получим:

Ответ. -25.
Задача 3. Вычислить определитель
.
Решение. Третий столбец определителя содержит два нулевых элемента. Используя теорему Лапласа, разложим определитель по этому столбцу:



.
Ответ. -36.
Задача 4. Вычислить определитель
.
Решение. Упростим определитель: 
Раскладываем определитель по первому столбцу:

Вынесем общий множитель (5) первого столбца за знак определителя. Получим:


Ответ. -150.
Задача 5. Исследовать систему линейных уравнений; если она совместна, то найти ее общее и одно частное решение.

Решение. Приведем расширенную матрицу системы к ступенчатому виду:


Так как
, то система совместна и является неопределенной.
Количество главных переменных равно
, количество свободных переменных равно
.
Выберем какой-нибудь отличный от нуля минор второго порядка полученной матрицы
, например, минор
. Его столбцы – первый и второй столбцы матрицы
- соответствуют переменным
и
- это будут главные переменные, а
и
- свободные переменные.
Заметим, что в качестве главных переменных в данном примере нельзя выбрать пару
и
, т.к. любой соответствующий им минор равен нулю:
,
,
.
Запишем систему уравнений, соответствующую полученной расширенной матрице:

Перепишем ее в виде:
или 
Обозначим свободные переменные:
через
,
через
. Запишем общее решение системы:
; частное решение при
.
Ответ.
– общее решение,
– частное решение системы уравнений.
Задача 6. Исследовать систему линейных уравнений:

Решение. Приведем к ступенчатому виду расширенную матрицу системы:

Т ак как
, то система несовместна (не имеет решений). В самом деле, последней строке полученной расширенной матрицы соответствует уравнение
, не имеющее решений.
Ответ: система несовместна.
Задача 7. Найти общее решение однородной системы линейных уравнений:

Решение. Приведем матрицу системы к ступенчатому виду:

Так как
, то система является неопределенной. В качестве главных переменных можно выбрать
и
, соответствующие столбцам ненулевого минора второго порядка:
; в качестве свободных переменных –
и
.
Запишем систему, соответствующую полученной матрице:

Из второго уравнения получим
. Подставляя это выражение в первое уравнение, получим
.
Обозначая свободные переменные:
через
,
через
, запишем общее решение системы:
или
.
Ответ.
.
Задача 8.
Найти матрицу С, если

Решение.
,
.
Ответ. 
Задача 9. Решить матричное уравнение

Решение. Если матричное уравнение имеет вид
, где
- матрицы, заданные по условию, а
- искомая матрица, то решение уравнения ищется в виде
.
Найдем обратную матрицу:
, где
- алгебраические дополнения элементов матрицы
.

Так как определитель матрицы
отличен от нуля, то обратная матрица существует и единственна.
,
,
,
.
Тогда
.
.
Проверка.
.
Ответ.
.

Задача 10. Решить матричное уравнение

Решение. Если матричное уравнение имеет вид
, где
- матрицы, заданные по условию, а
- искомая матрица, то решение уравнения ищется в виде
, где
- обратная матрица.
Найдем обратную матрицу:
, где
- алгебраические дополнения элементов матрицы
.
, значит обратная матрица существует и единственна.



,


.
Проверка.


Ответ.
.
Задача 11. Решить систему уравнений методом Крамера:

Решение. Найдем определитель матрицы системы:
.
Так как
, то система имеет единственное решение.
Найдем определители
, заменив в матрице коэффициентов соответственно первый, второй, третий столбцы столбцом свободных членов.


,
,
.
Ответ.
,
,
.
Задание 1. Вычислить определители матриц:
а)
б) 
где
– последняя цифра шифра,
– предпоследняя цифра шифра.
Задание 2. Найдите матрицу
, если:
1)
;
2)
;
3)
;
4)
;
5)
;
6)
;
7)
;
8)
;
9)
;
10)
;
11)
;
12)
;
13)
;
14)
;
15)
;
16)
;
17)
;
18)
;
19)
;
20)
;
21)
;
22)
;
23)
;
24)
;
25)
;
26)
;
27)
;
28)
;
29)
;
30)
.
Задание 3. Решите матричные уравнения и проверьте подстановкой:
1 a)
; б)
;
2 а)
; б)
;
3 а)
; б)
;
4 a)
; б)
;
5 а)
; б)
;
6 а)
; б)
;
7 a)
; б)
;
8 а)
; б)
;
9 а)
; б)
;
10 а)
; б)
;
11 а)
; б)
;
12 а)
; б)
;
13 а)
; б)
;
14 а)
; б)
;
15 а)
; б)
;
16 а)
; б)
;
17 а)
; б)
;
18 а)
; б)
;
19 а)
; б)
;
20 а)
; б)
;
21 а)
; б)
;
22 а)
; б)
;
23 а)
; б)
;
24 а)
; б)
;
25 а)
; б)
;
26 а)
; б)
;
27 а)
; б)
;
28 а)
; б)
;
29 а)
; б)
;
30 а)
; б)
.
Задание 4. Решите систему уравнений методом Крамера и с помощью обратной матрицы:
1
2 
3
4 
5
6 
7
8 
9
10 
11
12 
13
14 
15
16 
17
18 
19
20 
21
22 
23
24 
25
26 
27
28 
29
30 
Задание 5. Исследуйте следующие системы уравнений и найдите их решения:
1 а)
б) 
2 а)
б) 
3 а)
б) 
4 а)
б) 
5 а)
б) 
6 а)
б) 
7 а)
б) 
8 а)
б) 
9 а)
б) 
10 а)
б) 
11 а)
б) 
12 а)
б) 
13 а)
б) 
14 а)
б) 
15 а)
б) 
16 а)
б) 
17 а)
б) 
18 а)
б) 
19 а)
б) 
20 а)
б) 
21 а)
б) 
22 а)
б) 
23 а)
б) 
24 а)
б) 
25 а)
б) 
26 а)
б) 
27 а)
б) 
28 а)
б) 
29 а)
б) 
30 а)
б) 
Литература:
1. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. – М.: Рольф, 2002.-288с., с ил.
2. Лунгу К.Н., Письменный Д.Т., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. Сборник задач по высшей математике. 1 курс. – М.: Рольф, 2001.-576с., с ил.