Читаем и анализируем текст третьей части. Глава «Последыш».




Анализируем текст первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь»

— Как показано безудержное веселье?

— Какие глаголы использованы?

 

(Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ).

Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).

Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет..., передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.

В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно»…). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.

— Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.

 

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам

Покуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные,...

 

Дорога многолюдная

Что позже — безобразнее:

Все чаще попадаются...)

 

Вывод.

Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:

 

Народ суеверен На баб нарядных глядючи,

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

Быть голоду! быть голоду!

 

В семье деспотизм Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал!...»

 

Пьянству — пристрастие Расхвастался Вавилушка,

И старому, и малому

Подарков насулил.

А пропился до грошика!

 

Таким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:

 

Добра ты царска грамота,

Да не про нас написана...

 

Анализ образа Якима Нагого

— Кто такой Яким Нагой?

(Яким Нагой — представляет ту часть крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России. Он выступает в поэме как народный защитник. Он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях ярмонки, а о всем мире тружеников.

Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким уже не поддакивает барину, Павлуше Веретенникову. У него есть свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства:

 

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей бессовестных

Про нас не разноси!..

 

Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:

 

Работаешь один,

А чуть работа кончена

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

 

В словах Якима о народной душе звучит грозное предостережение:

 

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная

Гневна, грозна, и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям...

 

Таким образом, Яким Нагой — личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно).

 

Читаем и анализируем текст третьей части. Глава «Последыш».

Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями

(Картина коллективного труда, богатырство вахлаков:

 

Народу тьма...

…Проворных кос...

Размахи сенокосные...

…И пало, прошумев!)

 

— Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных?

(Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себя, сохранив отжившую систему отношений. В самом решении помалчивать до смерти старика много от прежней приниженности и покорности.)

Вахлаки безропотно и смиренно переносят всякий раз моральное унижение.

(Народ — богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба.)

Таким образом, главное в этой части — общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Каждый из них (и Влас, и Агап Петров, и Клим Лавин) высказывают свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Вахлачине.

По-иному расценивают сложившуюся в Вахлачине ситуацию Агап Петров. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Петров видит проявление мужицкой глупости и вступает в откровенный конфликт с Последышем:

 

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты!

 

Агап возмущен, он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков.

 

Глава «Крестьянка». Слушаем ответы 4 группы

Как жили корежские крестьяне?

— Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян (в отношениях с помещиками)?

(В отличие от вахлаков поведение корежских крестьян в истории с Шалашниковым и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиком, а страстная жажда независимости.

В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они живьем в землю закопали).

— Кто такой Савелий?

— Как понимает Савелий слово «терпит»?

(Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина).

— Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ассоциация с былиной о Святогоре?

(Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен одновременно).

— Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит?

 

(Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!

 

Звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу).

— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?

(Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безысходность, обреченность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя.

Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда— ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу).

 

Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

«Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.

Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: