Е. Груздова, А. Свешникова




 

АВТОБУСНЫЕ ОСТАНОВКИ — Автобусный транспорт является важнейшим средством внутренней коммуникации города, вследствие этого названия А.о. занимают важное место в городской мифологии. Во-первых, они являются важнейшим средством организации пространства города (Плоский город 25). “Ментальная карта” каждого омича структурирована названиями А.о. Во-вторых, они оказываются механизмом идентификации. В ответ на вопрос “Где живешь?” омич часто называет А.о., ближайшую или наиболее крупную по количеству автобусных маршрутов, проходящих через нее. В-третьих, они выполняют функцию мест исторической памяти. Названия А.о., порой случайные (например, Восточная), фактически стали основой для многих современных топонимов (Топонимика). И, наоборот, для отдаленных районов города, куда порой ходит один-единственный автобус, особое значение будет иметь номер маршрута. Например, маршрут № 66 из центра города до Учхоза мимо Первой линии и остановки этого автобуса послужили основой для создании серии работ Д. Муратова. А.С.

 

“ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА” (“ГрОб”, “ГО”) — культовая панк-группа, возникшая в середине 1980-х гг., яркий представитель направления “сибирский панк”. Её основатель и бессменный лидер Егор Летов родился и живет, правда периодически и без участия в общественной жизни, в Омске. В середине 1980-х он активно соприкасался с неформалами из ХГФ. Содержание мифа имеет внешнюю и внутреннюю редакцию. В кон. 1980-х и самом нач. 1990-х, когда рок-музыка еще не стала частью истеблишмента, а информация была в де-фиците, в СССР панк-группа “ГО” воспринималась как специфически омская, таким образом, при взгляде извне Омск оказывался своеобразной панк- столицей России. Изнутри все выглядит иначе: сам Летов проявлял внешнюю творческую активность где угодно, только не в Омске, чаще в Новосибирске. В этом смысле через Летова актуализируется один из основных мифов Омска — миф о поэте, организованный согласно принципу “нет пророка в своем отечестве”. И в то же время связь Летова с Омском более глубинная: родившись и сформировавшись в Чкаловском районе Омска, он воспринял негативную эстетику безликого, отчужденного промышленного сибирского города, в омском варианте — Степного Вавилона. Пройдя школу гонений со стороны официальной власти именно в Омске, он приобрел уникальный опыт общения с российской властью, лишенной исторических черт, воспроизводящейся из века в век (чиновник, Тихий город, Зарытый город). Поэтому можно сказать, что именно Омск является одним из источников вдохновения для контркультурного творчества Летова, иначе как объяснить его постоянное возвращение в Омск для работы в домашнюю студию “ГрОб-рекордз”. За последние полтора десятилетия Летов не дал ни одного концерта в Омске, хотя теперь его песни можно услышать в Омске в записи на митингах леворадикальной оппозиции, в переходах и на улице в исполнении молодых омских панков. Для контркультурной молодежи города “ГО” — один из важнейших элементов их омского мировосприятия. Кроме этого следует обратить внимание на связь слова панк — “мусор, помойка” — с теми бытовыми экологическими условиями, в которых последнее время пребывает город, придавая иное содержание утверждению: Омск — панк-столица. Е.Г.

 

КОЛЧАК Александр Васильевич (1874—1920) — адмирал, ученый, военачальник и государственный деятель, Верховный правитель России. Деятельность К. в мифологическом восприятии распадается на два этапа — до и во время Гражданской войны. На протяжении первого этапа К. — известный ученый, участник ряда научно-исследовательских экспедиций, полярник и гидрограф, именем которого названы остров и мыс (в 1939 г. переименован советской властью в о-в Расторгуева и мыс Случевского), общественный деятель, разработавший программу реорганизации флота, участник обороны Порт-Артура и боевых действий на Балтике, командующий Черноморским флотом. Второй этап — К. — Верховный правитель России, один из руководителей Белого движения, который вел борьбу против большевиков по “законам военного времени”. Столица К. располагалась 1918—1919 гг. в Омске (Белая столица). Если с мифологической оценкой первого периода все достаточно просто (она однозначно положительная), то для второго периода она более сложная и далеко не столь однозначная. С одной стороны, это период включенности Омска в Большую историю и возможность (упущенная) для реализации всех столичных (Столица) амбиций. Этот период — пик омской истории, решающий перелом, точка бифуркации. Важным при этом оказывается не столько сама деятельность К., сколько ее возможные последствия. Фактически подлинный столичный статус пришел к Омску неожиданно и быстро оказался утерянным, не оставив следов. Консервативной, военно-чиновничьей атмосферы Омска хватило на то, чтобы начать борьбу, но не на то, чтобы одержать победу. В итоге Омск — город “упущенной”, нереализованной истории. В эту реальную историческую “столичность” при взгляде из современного Омска не очень-то и верится. С другой стороны, К. — фигура проигравшая, неоднозначная и трагическая. Негативность отношения к К. определяется не только советской идеологической пропагандой (К. — “кровавый душитель революции”), но и обидой по поводу упущенной возможности. Поражение К. оказалось поражением Омска, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате этого поражения Омск не просто упустил шанс стать столицей. На протяжении всего советского периода среди омичей было широко распространено мнение о “нелюбви” советской власти к бывшей столице К. Актуализация мифа — открытие в 2004 г. на доме купца Батюшкина (Дом Колчака) мемориальной доски, посвященной К. А.С.

 

ЛЮБИНСКАЯ СГУЩЕНКА — консервированное сгущенное молоко с сахаром, производимое Любинским молочно-консервным комбинатом, расположенным в рабочем поселке Красный Яр Любинского района Омской области. Одна из “фирменных”, эксклюзивных омских “сладостей”, пользовавшихся спросом за пределами города и области. Несмотря на стандартную сине-белую упаковку банки и соответствующую общесоюзному ГОСТу технологию производства, омичи уверены в особых вкусовых качествах любинского сгущенного молока. В советское время Л.с. — дефицитный продукт, который необходимо “доставать”, ради чего порой совершались специальные поездки в поселок Красный Яр. Поэтому обладание Л.с. дает основание для особой гордости. Л.с. обладает не только вкусовыми, но и символическими качествами, которые сохранились после того, как продукты перестали быть дефицитом. Среди омичей бытовало мнение, что Л.с. входила в состав номенклатурных спецпайков. А.С.

 

МЕТРО — городской вид пассажирского транспорта, в основном подземного характера. Структура метромифа складывается из нескольких элементов. Во-первых, М. — это символ индустриальной цивилизации. Причем и в плане инженерной мысли, и в плане социальной организации. Первый метрополитен начали строить в Лондоне еще в 1861 г., когда в России только отменили крепостное право. Первое российское М. — это московское М.. Если московское М. уникально своим масштабом, то петербургское М. выделяется сложностью, является неповторимым гидростроительно-инженерным сооружением, впрочем, как и сам город. М. является обязательным атрибутом мегаполиса, без которого город в принципе не может решить транспортную проблему. Во-вторых, М. — это символ постиндустриальной цивилизации, культуроцентристской по существу. М. — это андеграунд, пространство деятельности среднего и низшего классов, тот горизонт города, общественных отношений, где люди предоставлены сами себе. Это обиталище индустриального человека, которое он пытается сделать своим домом. Это еще одна степень свободы. Специфика омского метромифа проявляется в том, что город-миллионер, который давно нуждается в М., никак не может организовать условия его возникновения. Омск совершенно плоский городСтепной Вавилон, у города нет корней, нет и небоскребов. По объективным причинам, из-за качества почвы, в городе не могут быть построены высотные дома. Небо над городом не обжито, нет современного аэропорта, нет высоких домов, воздушный океан над городом свободен для воздушных фрегатов. Казалось бы, огромный пласт мягких осадочных пород под городом должен был быть освоен. Однако в военно-чиновничьем городе пространство под городом не осваивалось ни криминальной социальной группой, подобно московской Хитровке, ни официальными хозяйственниками. Подземные коммуникации крупных европейских городов имеют масштабный вид, в этом смысле Омск — типичный азиатский город. Есть миф о подземном ходе под Омкой между генерал-губернаторским дворцом и крепостью. Объективным основанием для возникновения этого мифа были погреба, оставшиеся от старых построек на берегу Омки, о которых знать не знали новые поселенцы. Единственный пример проникновения человека в недра земли в Омске — это скважина, из которой разливают минеральную воду “Омская 1”. Омское М. должно стать первым настоящим освоением подземного пространства, как следствие — условием для социального освобождения омичей и изменения социального климата. Пока что омский андеграунд располагается в подземных переходах, особой популярностью пользуются переходы на Любинском проспекте, площади Ленина, у кинотеатра им. Маяковского. Не очень людный, но длинный переход под улицей Масленникова облюбовали поклонники группы “Кино” и В. Цоя. Таким образом, создается впечатление, что плоский, растянувшийся вдоль Иртыша город, задыхающийся от транспортного кризиса, боится М. На это указывает миф о том, что омские чиновники из-за своей халатности подарили омское М. Новосибирску, власти которого и технически, и идеологически были лучше к нему готовы. Подобное масштабное строительство не под силу одному городу; в условиях относительной стабильности в советское время Омск упустил свой шанс. В 1990-е гг., казалось бы, начавшееся строительство объективно не могло продолжаться. Заборы с буквой “М” напоминали горожанам об утраченных возможностях. Сейчас, как реабилитация власти, позиционируется построенный метромост — сооружение над городом. Е.Г.

 

НОВОСИБИРСК (до 1925 г. Новониколаевск) — город на юго-востоке Западносибирской равнины, в 636 км от Омска, основанный в 1893 г., получивший статус города в 1903 г., в настоящее время с населением около полутора миллионов, областной центр Новосибирской области и Западносибирского административного округа, по сути, реальная столица Сибири. В ХХ в. главный го-род — соперник Омска, его альтер эго, перехвативший инициативу влияния на регион. Миф о соперничестве Омска и Н. имеет два этапа — тот, что касается возвышения молодого города, и тот, что касается соперничества двух гигантов. Возвышение молодого города Новониколаевска в первые десятилетия советской власти связывают с местью советского правительства городу Колчака. При этом реакцией на консервативный социально-политический климат в Омске в период революционных преобразований стала еще большая консервация. Уже в 1925 г. Н. — окружной город Сибирского края, в 1930 г. — центр Западносибирского края, причем, в отличие от Омска, в Н. культивировался иной — революционный, прогрессивный социально-политический климат. В период соревнования, когда оба города оказались в одной весовой категории, стали мегаполисами, Н. смог перехватить у Омска несколько важнейших градообразующих элементов, позволяющих влиять на регион. Среди них: центр ЗС военного округа; управление ЗС ж.д.; ЗС книжное издательство; региональная га-зета — это то, что когда-то принадлежало Омску; теперь то, что могло бы оказаться в Омске раньше, чем в Н.: Университет, Сибирское отделение Академии наук, Академгородок; Аэропорт международных линий; метро. Кроме этого соперничество городов проявляется на уровне ландшафтов. Новосибирское водохранилище, называемое Обским морем, — своеобразная антитеза омскому мифу о морском городе. В свою очередь, со стороны омичей подвергается сомнению факт впадения Иртыша в Обь, в качестве доказательства приводится утверждение о якобы бóльшем проценте содержания иртышской воды в Обской губе. Соперничество проявляется в “утечке мозгов”: Н., как и Москва, легко принимает тех омичей, кто не смог реализоваться в своем городе. Е.Г.

 

ПИВО — слабоалкогольный напиток. Пиво, как атрибут локальной идентификации среднего класса, не есть специфически омская черта; свои пивные мифы в России имеют почти все крупные города. В таких традиционно пивных государствах, как Германия и Чехия, в которых пивная мифология возникла уже в Средние века, все наоборот: миф тем значимее, чем меньше территория, которой он принадлежит. В первом случае миф культивируется рекламой, во втором — возникает естественным образом, соответствуя специфике места и качеству напитка. Первый вариант сориентирован на массовое производство пива усредненного качества, второй — на сохранение индивидуальных неповторимых черт напитка в ущерб объемам продаж. Омский случай интересен тем, что пивной миф прошел этап трансформации из одного варианта в другой. В советское время омское П. мало чем отличалось от любого другого, старейший Волочаевский завод варил стандартное “Жигулевское”. Первыми специфически омское П. стали варить на заводе “Росар”, оно отличалось по вкусу, по оформлению (появились фирменные росаровские бутылка и пробки) и по названию. Марка П. “Tara Gate” (Тарские ворота) стала гордостью омичей. Тогда же появляется самое демократичное и дешевое П. “Bag Bier”, занявшее нишу между светлым и темным, крепким и слабым П. Среди омичей бытовало мнение, что П. названо в честь первого директора завода “Росар” — Багнюка. Тогда же заговорили об особом пивном качестве воды в Иртыше. Тенденция к расширению рынка выразилась в замене локальной марки “Тара Гейт” региональной маркой “Сибирская корона”, актуализирующей притязания на статус столицы Сибири. Причем реальная корона Царства Сибирского в системе российской геральдики брендмейкерами была проигнорирована. Развитие пивного рынка в России поставило завод “Росар” перед выбором: либо войти в национальные производственные объединения, постепенно теряя специфику, либо остаться независимым в рамках региона. Омское П. еще оставалось напитком со специфическим узнаваемым вкусом, но уже продавалось “на Красной площади”, что вызывало особую гордость омичей. Так как свежее П. доставляли из Омска на самолете, оно относилось к напиткам высокой ценовой категории. Трагическая гибель первого директора завода “Росар” стала началом процесса унификации пивного производства. Как следствие, П. “Сибирская корона” стали производить в других городах, а в Омске было налажено производство иногородних пивных марок. В этот период свою пивную линию запускает завод “ОША”, активизирует свою деятельность Волочаевский завод, пытаясь заполнить вакантное место региональной марки. К этому же времени относится попытка прекратить производство П. марки “Bag Bier”, следует отметить ее специфически омский вид: на этикетке было изображено здание Городской думы, в момент создания этикетки — Областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина. Но, как утверждает народная молва, омичи не пожелали расставаться с любимым напитком. В настоящее время П. “Bag Bier” потеряло свою специфику. Оно, во-первых, перестало быть единственным, занимающим усредненную демократическую нишу, — появились различные сорта этого П., во-вторых, его стали производить в других городах и, в-третьих, на этикетке с узнаваемым готическим логотипом здание Городской думы заменили типичными, и потому безликими, немецкими домиками. Е.Г.

 

РАБИНОВИЧ — фольклорный персонаж типичного “еврейского” анекдота. В Омске приобретает особое содержание в связи с официальным городским топонимом (Топонимика) — ул. Рабиновича — и связанной с ним остановкой (Автобусные остановки) городского пассажирского транспорта по ул. Красный путь. Улица названа в честь Михаила Моисеевича Рабиновича — революционера, социал-демократа, казненного вместе с другими участниками большевистского подполья при колчаковском (Колчак) режиме в Омске. Невысокая осведомленность горожан и тем более приезжих о реальной исторической личности делает возможным наслоение одной информации на другую. Таким образом, Омск предстает городом с анекдотическим топонимом. Пассажиры и водители автобусов нередко произносят название остановки как “Рабиновичи”, во множественном числе. В конце 1980-х гг. по отношению к этому кварталу возник топоним “Израиль” и, как реакция на него, топоним для соседнего квартала “Палестина”. Е.Г.

 

ТАРСКИЕ ВОРОТА — фрагмент Второй Омской крепости (Крепость), построены в 1791—1794 гг., разобраны в 1959 г., полностью восстановлены в 1991 г. Сам факт разрушения связан с освоением городской властной элитой района крепости в центре города. В 1959 г. рядом с воротами был построен двухэтажный дом для первого секретаря обкома партии Е. Колущинского. Соседство элитного дома и полуразвалившегося, используемого как общественный туалет исторического памятника закончилось разрушением последнего. Восстановление Т.в. происходило всем миром, при активном участии омских краеведов и любителей старины, часть денег смогло выделить Общество охраны памятников, часть собрали “в кружку”, и последнюю часть, как выплату долга, дал обком партии. Т.в. являются архитектурным символом, отсылающим к славным былым временам “героического периода”, хотя, как известно, Вторая Омская крепость никогда не оказывалась на театре военных действий (Военный). Т.в. являются востребованным официозным “местом памяти”, которого, видимо, не хватало в постсоветское время (при девальвации Вечного огня, Памятника Героев Революции, многочисленных памятников Ленину и пр.). Они очень часто оказываются задействованными в торжественных (День города) праздниках. Т.в. — “гвоздь” экскурсий “по историческим местам Омска”. Кроме того, Т.в. — это удачный коммерческий бренд, попавший на областной герб. Существовали газета “Т.в.”, пиво “Т.в.”. В этом отношении Т.в. гораздо более востребованы, чем действительно сохранившиеся историко-архитектурные памятники (Тобольские ворота). Е.Г., А.С.

 

ХОККЕЙНАЯ СТОЛИЦА — совокупность представлений об Омске, связанных с победами в ряде соревнований омской хоккейной команды “Авангард”. По сути, это выражение из приобретшей в последнее время особую значимость сферы спорта в “провинциальном комплексе”, демонстрирующее стремление доказать себе и всем собственную исключительность. По мере того как спорт “входит” в культурную, экономическую и даже политическую жизнь общества, являясь не только массовым зрелищем или бизнесом, но и важнейшим средством социальной (а не только личностной) мобильности, растет стремление того или иного провинциального города доказать свой приоритет в каких-нибудь отдельных видах спорта. Омск — не исключение. Спорт для города — “символический капитал”, демонстрация “могущества”, показать которое в современном мире проще в сфере спорта, чем в сфере экономики или художественной культуры (Художественная жизнь). Кроме того, в современном профессиональном спорте болельщики количественно преобладают над собственно спортсменами, а сам институт болельщиков оказывается мощным механизмом воспроизводства мифа, чертами которого является четкое деление на “своих” и “чужих”, общие интересы, традиции, символы, фольклор, а самое главное — опыт “нецерковной соборности”, объединение тысяч различных людей в едином порыве пожелания победы своей команде (или спортсмену) в кульминационный момент соревнования. В истории становления спортивного мифа в Омске можно выделить несколько этапов, которые не столько хронологически сменяют друг друга, сколько накладываются один на другой. Еще в 1920-е гг. приехавший в Омск князь Трубецкой мечтал сделать из города спортивную столицу Сибири. Следующий этап (1940—1960 гг.) — период, когда с Омском связывали фигуры многих известных столичных спортсменов, побывавших в городе, например, великого советского футболиста и хоккеиста Всеволода Боброва, в годы Великой Отечественной войны находившегося в Омске в эвакуации. Следующий этап (1970—1980 гг.) — возникновение собственных спортивных школ, представители которых добились определенных успехов на всесоюзных и международных спортивных соревнованиях. Можно говорить о складывании в Омске собственной школы борьбы (классической и самбо), велоспорта и др. Настоящих успехов добилась омская школа художественной гимнастики Г.П. Горенковой и Л.И. Лебедевой. Ее воспитанницами являются первая советская абсолютная чемпионка мира Г. Шугурова, чемпионки мира Т. Дручинина и И. Чащина. Следующий этап развития спортивного мифа в Омске (1990—2000-е гг.) связан уже непосредственно с хоккейным клубом “Авангард”. Достаточно заурядный провинциальный клуб на протяжении 1990-х гг. превратился в одного из лидеров отечественного хоккея, “суперклуб”. Этот успех во многом связан с покровительством клубу со стороны компании “Сибнефть” (нефть) и Администрации (с 2004 г. Правительства) Омской области. Кроме того, параллельно прогрессу в игре клуба на хоккейной площадке развернута и весьма успешная PR- кампания. В Омске существует официальный фан-клуб “Авангарда”, две телевизионные программы (“Овертайм” и “Ястребиная охота”), официальный интернет-сайт клуба, активно раскручивается бренд клуба (“Омские ястребы”), продаются многочисленные предметы с символикой. Все домашние игры клуба транслируются по ТВ в прямом эфире. В современном Омске существует действительно массовый интерес к хоккею, “принято” быть болельщиком. В этом отношении современный Омск — действительно “хоккейный” город. В СКК им. В. Блинова на матчах команды практически всегда аншлаг. Лидеры “Авангарда” (М. Сушинский, М. Соколов, О. Твердовский), большинство которых не являются воспитанниками омских хоккейных школ, — настоящие кумиры омских болельщиков. “Авангард” живет в рамках собственного мифологического образа остроатакующей “кубковой” команды, с особым бойцовским характером. Нужно сказать, что подобный устойчивый массовый интерес подогревается некоторыми особенностями самого клуба. Во-первых, “Авангард” отличается весьма экстравагантной политикой на трансферном рынке (например, покупка в 2004 г. звезды мирового класса, чешского хоккеиста Я. Ягра). Во-вторых, он действительно добился определенных спортивных успехов: в 2000 г. стал серебряным призером чемпионата России, в 2004 г., поднявшись с 13-го места в турнирной таблице регулярного первенства, выиграл чемпионат, а в 2005 г. — Кубок европейских чемпионов, являясь, таким образом, на этот период формально сильнейшим клубом Европы. А.С.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: