ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) 40.04.01
«ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» для магистратуры
История и методология юридической науки
Учебно-методические рекомендации
По изучению дисциплины
(актуализация 2017 г.)
Курс: 1
Семестры: 1
Форма обучения: очная, заочная, ГВД
Срок освоения ОПП по форме обучения: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Для набора 2017 года
Москва – 2015
Составитель: Сырых В.М. доктор юридических наук, профессор
«7» апреля 2015г.
Учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины обсуждены на заседании кафедры теории права, государства и судебной власти (протокол № 9 «7» апреля 2015г.)
Зав. кафедрой: Ершов В. В., доктор юридических наук, профессор
_____________ «____»_____________2015 г.
Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины одобрены Учебно-методической комиссией ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № __ от «__» ________ 2015 г.
Учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины одобрены Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № __ от «__» ________ 2015 г.
ãРоссийский государственный университет правосудия, 2015
ãСырых В.М., 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методические указания для магистрантов по освоению дисциплины
Общие рекомендации по подготовке докладов на семинарах и оппонирования им
Методические указания для магистрантов по освоению дисциплины
В процессе изучения курса «История и методология юридической науки» магистрант должен иметь глубокие знания по всем вопросам программы, а также обладать умениями, предусмотренными Федеральным государственным стандартом, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. № 1763 и настоящим Учебно-методическим комплексом.
Учебный курс имеет целью развить и конкретизировать знания и умения, полученных при изучении курсов «Теория государства и права», «Философия права», «История и философия науки», иных отраслей науки, в том числе правовой науки. Поэтому успех в освоении программы данного курса во многом зависит от глубины знаний и устойчивости умений, полученных при изучении названных учебных дисциплин.
Логика изучения курса «История и методология юридической науки» характеризуется дедуктивным стилем изложения учебного материала, т.е. движением мысли от общих тем к особенным и конкретным, от изучения системы методов современных исследований предмета правовой науки в общем виде к овладению навыками отдельных исследовательских процедур. Завершается курс уяснением особенностей жанра основных видов научных исследований права и государства. Поскольку лекционные занятия не охватывают всех тем курса, то обучающимся необходимо внимательно следить за изложением лектором изучаемого материала, и конспектировать основные положения лекции. Конспект лекций облегчит процесс самостоятельного изучения обучающимися остальных тем курса, увидеть их взаимную связь и усвоить особенности применения в правовой науке ее отдельных специальных и частных методов.
Семинарские (практические) занятия призваны закрепить и углубить знания, полученные магистрантами в ходе лекции и самостоятельной работы. На семинарских занятиях обучающиеся должны демонстрировать глубокие знания курса как в процессе устного ответа на отдельный вопрос, так и при обсуждении ответов других участников семинара, в особенности в порядке оппонирования этим ответам. При этом магистрант должен уметь свободно излагать любой вопрос темы, вынесенной на семинарское занятие, формулировать логически и эмпирически обоснованные выводы и положения, правильно использовать лексический аппарат курса, знать дефиниции его основных понятий и категорий.
В конечном итоге лекционные и семинарские занятия призваны создать достаточно прочный фундамент знаний и умений, позволяющих магистрантам успешно усвоить вопросы, изучаемые самостоятельно, а также при необходимости подготовить контрольную работу на уровне требований, предъявляемых к работам подобного рода.
Общие рекомендации по подготовке докладов на семинарах и оппонирования им.
Доклады на семинары следует готовить вдумчиво и на основе последовательного тезисного плана изложения порученной преподавателем темы доклада.
Изложение темы должно быть логичным, последовательным, полным и с использованием принятых в учебной дисциплине понятий и категорий. При этом приветствуется проблемное изложение тематических вопросов – со сравнительным приведением различных научных точек зрения (мнений) отечественных и зарубежных правоведов по излагаемым вопросам. Для этого требуется обращение к соответствующим теме доклада источникам знаний – научным монографиям, статьям в журналах, в сборниках конференционных статей, публикациям в Интернете, различных СМИ и др.
Порученное преподавателем или инициативное оппонирование тематическому докладу на семинаре должно основываться, прежде всего, на предварительном изучении самим оппонентом темы доклада с использованием рекомендованной научной и учебной литературы, а затем на внимательном выслушивании доклада с пометками при этом своих замечаний по нему. В соответствии с этим оппонент в своём выступлении даёт общую оценку докладу с точки зрения его полноты, точности, последовательности и логичности раскрытия его темы докладчиком. Эта оценка включает в себя не только положительное признание доклада, но и критическое отношение к его недостаткам с предложением своих вариантов их устранения.
В данном оппонировании докладчик и оппонент используют поиск правильности и точности понимания тематических вопросов доклада, аргументацию и критику своих мнений в соответствии с их правилами.
Изучение тем дисциплины следует основывать на применении принципов научного познания – объективности, относительности, системности, диалектичности и др. При этом в изучении тем занятий, ввиду последовательности их усвоения, необходимо запоминать и использовать знания по предыдущим темам, поскольку они находятся в смысловой связи друг с другом.