МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ





Под методологическими основами исследований понимают те или иные теории, концепции, на которых строится исследование, и которые помогают понять, объяснить, решить рассматриваемую проблему. От выбора метода исследования зависит надежность и достоверность полученных в нем результатов (цифр, утверждений, формул и т. д.).

Существуют две основные группы общих методов научных исследований – теоретические и эмпирические методы, а также группа смешанных, эмпирико-теоретических методов.

Теоретические методы исследований.Теоретические изыскания представляют собой такой вид исследований, когда изучению подвергается новая проблема, вопрос, тема, о которых мало что известно. В процессе исследования требуется определить, какие теории и концепции могут быть применены, а если необходимо, разработать новые теории. Кроме того, нужно определить, можно ли пользоваться существующими методиками.

Распространенными примерами теоретических методов исследования являются идеализация и формализация.

Идеализация. Для осуществления научного исследования широко используются идеальные объекты, не существующие в действительности. Например, в природе не бывает «свободного пространства», идеальных точек, прямых линий, квадратов, окружностей. Однако мы используем их при изучении движения тел, расчетах площадей и расстояний. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущность изучаемого процесса. Идеальные объекты позволяют значительно упростить сложные процессы и системы, что облегчает выявление существенных связей и отношений, формулирование законов.

Формализация. Метод изучения объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме. Это происходит при помощи разных «искусственных» языков – математического, химического и других. Метод обеспечивает полноту обозрения определенной области проблем и использует обобщенный подход к их решению. Формализации свойственна краткость и точность фиксации знания, однозначность терминов, отсюда – четкость и строгость рассуждений, доказательность выводов при использовании метода. Эффективность метода определяется тем, насколько правильно выявлено главное в содержании объекта, его сущность.

Эмпирические методы исследований.Эмпирические исследованияпозволяют проверять применимость разработанных теорий,определять пределы сделанных ранее обобщений. В процессе проверки методом уточнений и прояснений можно находить новые приложения ранее полученным знаниям, раздвигать их границы, делать новые обобщения. К эмпирическим методам исследований относят наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение. Основная задача этого метода – выявить и зафиксировать поведение объекта познания в естественных условиях, в соответствии с программой исследования.

Результат наблюдения не должен зависеть от воли, чувств и желаний субъекта (наблюдателя). Субъект в этом методе получает первичную информацию о мире, об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений. Приборы, используемые в современной науке для наблюдений, должны только усиливать работу органов чувств субъекта, не искажая при этом реальной картины мира.

Измерение. Метод предполагает определение численного значения некоторой величины посредством измерений. Достоинство метода в возможности обработки накопленных данных. Недостаток – необходимость иметь достаточно точные и надежные измерительные приборы.

Сравнение. Метод основан на выявлении сходств и различий предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам. Сравниваться могут как результаты непосредственных наблюдений и измерений, так и результаты их обработки. Например, их статистические характеристики.

Эксперимент (частный случай наблюдения). Данный метод подразумевает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений. Изучаются реакции исследуемых объектов на специально создаваемые воздействия. Чтобы выделить эти реакции, группа исследуемых объектов может сравниваться с контрольной группой, которая таким воздействиям не подвергается. Эксперимент удобен тем, что может повторяться и проводиться как с реальными объектами, так и с их моделями – «заместителями» объекта в познании.

Эмпирико-теоретические методы исследований.К этому типу методов относят методы аналогии, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.

Аналогия. На основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков делается умозаключение о возможности сходства и по другим признакам. При таком подходе после исследования одного предмета (например, модели) делается вывод, хотя и не окончательный, не доказательный в полном смысле этого слова, о другом предмете (системе).

Абстрагирование. Этот метод предполагает мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Результатом процесса абстрагирования является построение абстракции в виде теории, закона, гипотезы и т. д., что формирует новое знание о некоторых сторонах изучаемых объектов.

Индукция. Это метод умозаключения, при котором на основе эмпирических данных строятся теоретические обобщения. Этим методом, например, в математике выводится формула бинома Ньютона. Здесь движение мысли происходит от частных положений к более общим.

Дедукция. Этот метод подразумевает применение общих научных положений для исследования конкретных явлений, движение от более общих суждений к частным логическим выводам. Если накопленный нами опыт говорит, что во время дождя земля становится мокрой, то, узнав, что на улице дождь, мы, даже не глядя в окно, сразу представляем себе лужи во дворе. Если после дождя видим на мокрой земле сухое пятно прямоугольной формы, то полагаем, что здесь стояла чья-то машина.

Наверное, можно сказать, что индукция – это метод логического обобщения частных эмпирических фактов, а дедукция – метод применения накопленного опыта в принятии частных решений.

К специальным методам исследований, широко применяемым в диссертациях, можно отнести методы системного анализа, теории вероятностей и математической статистики, теории принятия решений, моделирования, теории управления и т.д.

Эффективность применения методов зависит от того, насколько их выбор согласован с требованиями и ограничениями, предъявляемыми к ним со стороны объекта, предмета и задач исследования, а также от уровня подготовки соискателя.

 

ТИПОВОЙ ПЛАН НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План научного исследования нужен для того, чтобы помочь соискателю составить общее представление как о работе в целом, так и об ее отдельных частях.

Типовая последовательность этапов проведения исследования может быть представлена следующим списком [1]:

 

I. Подготовительный этап (Глава 1)

• анализ современного состояния конкретной области знания, выявление актуальных научных и практических проблем;

• выбор собственной темы и формирование гипотезы исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• постановка цели и конкретных задач исследования;

• выбор методов (методик) проведения исследования;

II. Основной этап (Главы 2 и 3)

• проведение исследования;

• описание процесса исследования, фиксация, анализ и оценка результатов;

• обсуждение результатов исследования на научных семинарах кафедры и конференциях с целью получения общественной оценки и накопления критических замечаний;

III. Заключительный этап (Заключение и Введение)

• формулирование конечных выводов и рекомендаций;

• публикация материалов диссертации;

Все эти этапы должны быть обязательно пройдены, хотя, может быть, и не с первой попытки. Надо быть готовыми к тому, что к неудавшимся моментам до окончания работы придется вернуться еще не раз, поскольку переделка и корректировка являются неотъемлемыми элементами процесса исследования.

 

ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ПЛАНОВ ДИССЕРТАЦИИ

Авторы методического пособия [5] считают, что любая диссертация должна иметь в своем составе четыре следующие части:

- характеристику современного состояния области исследования, которая составляется с помощью обзора научной литературы. В обзоре должны быть отражены разработки и дискуссии, которые в настоящее время ведутся в данной области. Здесь важно представить собственный взгляд на эту область с оценкой вклада в науку, сделанного другими учеными, с указанием направлений проводимых научных исследований, с определением слабых мест в теоретической и практической науке и обоснованием своих критических замечаний по этому поводу.

- определение направления исследования (поиск «белых пятен» и выбор собственной темы). Здесь должны быть приведены подробные объяснения, что и почему выбрано автором для исследования.

- обоснование достоверности данных и корректности их применения. В этой части диссертации должны быть приведены доказательства уместности и достоверности используемых источников информации, методов ее сбора, обработки и интерпретации.

- описание вклада в развитие науки. Проведенное исследование должно вносить оригинальный (новый, свежий, своеобразный, незаимствованный) вклад в исследуемую область и развитие избранной научной дисциплины. В заключительной части диссертации необходимо дать четкую формулировку этого вклада и оценить его значимость. Нужно убедительно объяснить, почему другие ученые, работающие в данной области, заинтересованы в использовании представленных результатов и станут учитывать их при планировании своей деятельности.

Эксперты считают, что научное исследование можно признать оригинальным в тех случаях, когда в его основе лежит что-либо из следующего списка:

1. Развитие области знаний способом, до этого не применявшимся.

2. Рассмотрение новых разделов научной дисциплины, до этого специалистами не изучавшихся.

3. Выполнение никем ранее не проводимой эмпирической работы.

4. Проявление оригинальности при проверке чужих замыслов.

5. Получение и описание новых фактов по известному вопросу.

6. Использование известного материала, но в новой интерпретации.

7. Изучение определенного метода и применение его в другой области.

8. Испытание в данной стране чего-то такого, что ранее выполнялось только в других странах.

9. Работа на стыке нескольких научных дисциплин и применение различных методик.

Диссертация, удовлетворяющая таким требованиям, могла бы, по мнения авторов [5], иметь следующую структуру:

Введение (с четкой формулировкой цели исследования)

1. Обзор литературы

2. Используемые методы

3. Полученные результаты

4. Обсуждение результатов

5. Выводы

Библиографические ссылки

Приложения

В методическом пособии [6] предлагается оригинальный метод подготовки аспирантов и магистрантов к проведению диссертационного исследования и приведен своего рода шаблон плана диссертации:

Введение (Постановка проблемы)

Глава 1. Познание предмета исследования (познание сущности и форм предмета)

1.1. Предмет во внешней системе

1.2. Внутреннее содержание предмета

1.3. Развитие форм предмета

Глава 2. Методологическое решение проблемы (разработка системы требований к решению проблемы)

2.1. Отдельные требования

2.2. Взаимосвязь требований

Глава 3. Методическое решение проблемы (совершенствование методических документов)

3.1. Разработка новых методик

3.2. Улучшение действующих методик

Глава 4. Внедрение методических рекомендаций в практику (детализация и апробирование рекомендаций)

4.1. Рекомендации к внедрению

4.2. Расчеты улучшения показателей

4.3. Ход и результаты эксперимента по апробированию рекомендаций

Заключение

Библиографические ссылки

Приложения

 

В учебно-методическом пособии [3] – еще один, достаточно общий вариант:

Введение

Глава 1. Критический анализ состояния проблемы

1.1 Развернутая постановка проблемы с учетом ее исходного состояния

1.2. Точки зрения других авторов на проблему и пути ее решения. Анализ предшествующих работ.

1.3. Обоснование и принятие метода исследования.

1.4. Генеральный замысел решения проблемы – теоретическое и методическое обоснование.

Глава 2. Предлагаемые способы решения проблемы.

2.1. Расчленение проблемы на составляющие ее подпроблемы.

2.2. Способы и пути решения подпроблем.

2.3. Соединение результатов решения подпроблем и предлагаемое на этой основе решение всей проблемы.

Глава 3. Проверка и подтверждение результатов исследования.

3.1. Проверка предложенного способа решения проблемы на основе собственных расчетов, опытов, экспериментов, данных.

3.2. Сопоставление полученного результата с другими имеющимися данными, подтверждающими достоверность, прогрессивность, перспективность полученных в диссертации результатов.

3.3. Практическое приложение результатов решения проблемы.

3.4. Перспектива, которую открывают науке и практике итоги диссертационного исследования.

Заключение

Библиографические ссылки

Приложения

 

Много вариантов можно найти в других методических пособиях и авторефератах. Они могут отличаться названиями, количеством глав и разделов, но общие рекомендации, приведенные в [5], относительно того, что диссертация должна состоять из обзора литературы, описания того, что было сделано, обсуждения полученных результатов и заключения с выводами и рекомендациями относительно дальнейшей работы, во всех случаях остаются неизменными.

 





Читайте также:
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...
Определение понятия «общество: Понятие «общество» употребляется в узком и широком...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.049 с.