ПРИЗНАКИ НАУЧНОЙ НОВИЗНЫ




Новизна научных положений диссертации является важнейшим требованием к диссертациям любых уровней. Эта мысль подчеркивается во всех методических указаниях по проведению и оформлению диссертационных исследований, начиная с первых и наиболее полных практических пособий для магистрантов, аспирантов и соискателей ученых степеней [4, 7], разработанных профессором Ф.А. Кузиным. В этом требовании заключается сама суть диссертации как квалификационной работы научного содержания.

Признаки научной новизны диссертации могут проявляться в теоретических положениях, выводах, которые впервые сформулированы и убедительно обоснованы, в раскрытии ранее недостаточно исследованных вопросов. Научные положения могут представлять собой законы, закономерности, зависимости, свойства, явления, методы исследований, новые технологии и методы обоснования их параметров и др. В научных положениях может быть все новым, частично новым или содержаться новая совокупность известных положений, новые обобщения или применения.

В начале написания диссертации, при определении ее темы, цели и задач, диссертант записывает предварительную формулу ожидаемой новизны. Ее окончательная формулировка составляется на завершающей стадии оформления готовой диссертации и приводится в заключении.

Автор статьи [8] указывает на необходимость более четкого выделения новизны выдвигаемых на защиту положений диссертации. В формуле новизны должно быть указано, в чем суть предлагаемых изменений (скажем, не просто «предложено новое …», а с конкретным описанием «отличающееся от старого (указать, чем именно) …»). Необходимо также показать, к какому конкретному, измеримому, достижимому и определенному во времени положительному эффекту эти изменения могут привести (или уже привели), и как именно причина и следствие здесь связаны.

Научно изучать – это значит вести поиск причинной связи между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями [7]. Именно этот поиск и приводит к приращению научных знаний и возникновению научной новизны. В статье [8] дана классификация причинных факторов, изменения которых часто предлагаются в диссертациях по экономике и управлению для достижения поставленной цели. Эта классификация, на наш взгляд, может быть полезной на всех этапах диссертационного исследования, начиная от выбора темы диссертации до составления окончательной формулировки новизны.

Автор [8] отмечает, что в экономических работах чаще всего выдвигаются три типа авторских решений, использующих понятия модели (механизма), методики (технологии), концепции (системы взглядов на что-либо). Каждая из названных разновидностей авторских решений может быть охарактеризована определенными, лишь ей присущими признаками новизны.

 

1. Модель, механизм, структура. Новизну модели могут характеризовать следующие признаки (в отдельности или в сочетании):

1.1. Блоки и их элементы, из которых состоит модель (механизм).

1.2. Взаимосвязь блоков иэлементовмодели (механизма). Связи могут быть известными, могут быть новыми. Новизна взаимосвязей блоков и элементов при наличии нового положительного эффекта способствует тому, что предложения автора диссертации буду признаны действительно новыми.

1.3. Особенности исполнения блоков и элементов. Можно встретить модели (механизмы) с одинаковыми блоками и элементами. Тем не менее, их не всегда можно назвать идентичными, поскольку одни и те же блоки и их элементы могут иметь свои конструктивные особенности. Раскрытие особенностей конструктивного исполнения предложенной авторской модели может являться признаком новизны.

1.4.Соотношение размеров блоков и элементов. Необычное значение, либо соотношение размеров, объемов, обеспечивающее новый положительный эффект, также могут быть предметом новизны.

1.5.Применение по новому назначению. Известные механизмы могут найти новое применение, не вытекающее из своего широко известного первоначального назначения.

 

2. Методика. В отличие от модели (устройства, структуры) методика является способом осуществления каких-либо действий, являя собой некий технологический процесс, характеризуемый следующими новыми признаками:

2.1. Действия и операции, из которых состоит методика. Соискатель может ввести в известную методику новые операции, обеспечивающие положительный эффект, либо предложить новую совокупность операций.

2.2. Последовательность действий. Изменение последовательности действий может повлечь за собой новый положительный эффект.

2.3. Режим проведения действий, операций. В методике могут быть заданы условия и режимы осуществления действий, которые являются новыми и обеспечивают достижение заявляемых целей и положительного эффекта.

2.4. Материалы, вещества, условия, механизмы, инструменты и приспособления, участвующие в технологическом процессе.

 

3. Концепция (система подходов или сложившихся взглядов на что-либо, точка зрения). Признаками новизны могут обладать следующие решения:

3.1. Отказ от одних взглядов и поворот к иной точке зрения.

3.2. Развитие известных взглядов.

 

Полезность классификации элементов научной новизны особо подчеркивал организатор Школы молодых ученых Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, профессор Ф. С. Веселков. До недавнего времени методическое пособие с его новаторским методом обучения магистров и аспирантов можно было найти на сайте университета. Сейчас доступ к нему закрыт, но в продаже появилась книга [6].

Применение подобных классификаций на этапах выбора темы и постановки цели и задач исследования может обеспечить условия, при которых каждый раздел диссертации будет четко связан с определенным элементом научной новизны.

В принципе, каждый соискатель может самостоятельно поработать над этим вопросом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: