Recommendations on the organization of a theatrical environment in the preschool educational institution




Рекомендации по организации театрализованной среды в дошкольном образовательном учреждении

Recommendations on the organization of a theatrical environment in the preschool educational institution

 

«Театр все равно, что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть», - Гленда Джексон. Я думаю, что это действительно так. Ведь многим воспитателям и учителям, не говоря уже о родителях, не хватает времени организовывать театрализованную деятельность для своих детей. Однако на самом деле это очень просто, легко и недорого. Вот некоторые рекомендации по организации театрализованной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Сначала в группе подготовьте и оформите специальное место для показа спектакля: и «настоящую» сцену, и кулисы, и зрительный зал с удобными скамейками и стульчиками. В качестве сцены можно использовать специальный подиум или просто свободное пространство, отгороженное шторой-занавесом, кулисы может заменить ширма, передвижной модуль или просто дверь в спальную. «Задником» сцены может быть декоративная штора или ткань с рисунком аппликацией.

Для того чтобы создать представление о месте действия, используйте элементы декорации: два-три дерева – это лес, зеленая ткань или бумага – лужайка, голубая лента – ручеек, красная лента – «огненная река». Не тратьте много времени на такие приготовления, привлекайте к ним детей, приучайте их фантазировать, придумывать новые интересный детали к декорациям (ковер на полу превращается в ковер-самолет) – и тогда всем будет интересно. К тому же это будит детскую фантазию. Появление замыслов у дошкольников, по мнению Л.С. Выготского, связано с развитием творческого воображения [1].

В оформлении «зрительного зала» используйте детские рисунки и произведения художников-иллюстраторов: до начала спектакля или во время «антракта» зрители могут познакомиться с ними и поделиться своими впечатлениями. Хорошим сопровождением спектакля может стать музыкальное и световое оформление, которые помогут вам создать неповторимый эмоциональный фон для развертывающегося на сцене действия.

Для организации театрализованной деятельности вы можете использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (куклы бибабо, настольные театры, магнитные и теневые театры). В ваших силах изготовить оригинальные куклы для своей группы: куклы-марионетки, тростевые куклы, куклы больших размеров, плоские и объемные, из разных материалов. Но наибольшую воспитательную и образовательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми. Не забывайте, что бумага, перья, шишки, пуговицы, вата, пластилин – вещи, из которых можно смастерить все, что угодно: куклу из фольги – «серебряную принцессу», героев сказок из пуговиц или шишек, осьминога из ниток. Вместе с вами дети будут мастерить их с большим желанием и старанием.

Главное, что требуется для спектакля, - это ваша фантазия. Вспомните, как в детских играх какой-нибудь опрокинутый стул изображал самолет, дерево, дворец – все, что угодно! То же и с костюмами. Подойдут любые куски материи, раскрашенная бумага, старые платья, маски и т.д. Немного творчества и перед вами предстает Фея или Золушка, злой Волк или Красная Шапочка.

Если у вас нет полного костюма для исполнения роли, изготовьте эмблему, по которой все сразу узнают воображаемого героя, выделив наиболее типичный признак персонажа. В театральной зоне можно накопить целую коллекцию таких эмблем.

Хорошо иметь в театральном уголке кассу из картона, билеты, «деньги», программки, нарисованные детьми, звонок (колокольчик), детские музыкальные инструменты, фигурки персонажей, картинки-комиксы, геометрические фигуры, муляжи овощей и фруктов. Это подводит детей к театральной деятельности, развивает их воображение.

«Театр масок» - место в группе, где висят разные маски, в том числе и нарисованные своими руками. Р.О. Генон подчеркивал, что «каждый участник карнавала выбирает, пусть даже бессознательно, из набора масок, как правило, ту, которая в наибольшей степени соответствует его помыслам. Маска будто бы призвана скрывать подлинное лицо, на самом деле выставляет напоказ его внутреннюю сущность, которую он обычно вынужден скрывать» [2]. Используйте маски для создания образа различных персонажей, помогайте детям с помощью масок раскрепощаться, бороться с волнением. К тому же они очень хорошо помогают застенчивым детям стать более уверенными в себе, побороть робость и чувство неловкости.

Учите детей вглядываться в лица детей, различать их эмоциональное состояние, распознавать различные оттенки настроения. Для этого вам пригодятся бумажные «лица» (фотографии или рисунки), которые выражают такие чувства, как радость, злость, удовольствие, испуг, разочарование. Можно использовать, напротив, кукол без лица, кукол, изображающих доброго или злого волшебника – все они помогают детям действовать «от их лица», передавать их настроение.

Имейте в театральной зоне «волшебную палочку» - она помогает детям стать невидимкой, великаном или, наоборот, лилипутом, перевоплощаться в любого задуманного героя.

Старайтесь развивать в театрализованной деятельности сенсорное восприятие детей: обыкновенный фломастер и цветные карандаши помогают детям придумать и инсценировать цветные сказки, например, «Зеленая радость», «За синей птицей счастья в Синюю страну»: карандаши превращаются в человечков – и сказка начинается…

Для театрального сказочного уголка подойдут также и так называемые «сказки из мусора». Никому не нужные отходы могут послужить прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов: коробки можно превратить в настольный театр, цветные мелки – в человечков, стружки превращаются в волосы для человечков, полиэтиленовые пакеты становятся красивыми салфетками, пластмассовые стаканчики – зверятами.

Обогащение театрализованной среды самыми разнообразными предметами способствует развитию творческих способностей, воображения, любознательности, мышления и речи ребенка. Все это ещё и формирует культуру чувств ребенка, учит взаимодействию с элементами окружающей среды, развивает его личность. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В.А. Сухомлинский) [3]. Пусть ваши дети как можно чаще играют в сказку, участвуют в представлениях, ведь для них это своеобразная школа общения, самовыражения, познания.

 

Список используемой литературы

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с.

2.Гено, Р.О. О смысле карнавальных праздников // Вопросы философии. – 1991. - №4. С. 45-48.

3.Сухомлинский В.А. Мы слушаем музыку природы. Сердце отдаю детям. – 4-е изд. – Киев, 1973.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: