Тренировка логического мышления
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Приблизительно к 14 годам уровень развития мыслительных операций приобретает черты, характерные для мышления взрослых. Однако начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Дети в 5-7 лет в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотнесение. В начале формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.
Как научить ребенка сравнивать?
Сравнение – это установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями:
1. Выделять признаки объекта на основе сопоставления его с другим объектом. Дети 6 лет обычно выделяют 2-3 свойства. Чтобы ребенок увидел множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Дети должны не только выделять свойства, но и называть их.
2. Определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов. Когда дети научатся выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. в первую очередь нужно обучить проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. Сначала учим искать общие свойства у двух предметов, а затем у нескольких.
|
3. Отличать существенные и несущественные признаки. Умение находить их одна из важных предпосылок обобщения.
После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольникам довольно трудно находить существенные признаки предмета, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать задания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить. Например: два разных цветка могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что их и позволяет назвать цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листики, веточки), уже нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять несущественные свойства, предмет будет относиться к тому же понятию, а если изменить существенное свойство, предмет становиться другим.
Затем можно попробовать на простых примерах показать, как соотносятся между собой понятия общий признак и существенный признак. Важно обратить внимание ребенка, что общий признак не всегда бывает существенным, но существенный всегда общим. Например: общим и несущественным признаком является цвет, а существенным признаком является форма.
|
Умение находить существенные признаки предметов является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.
Игры: «Найди вырезанные кусочки», «Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему»
«Исследователь» одна из самых простых игр на сравнение. Я предлагаю вам изучить вот этот предмет. Каждый по очереди должен назвать какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Нужно назвать этот предмет, сказать зачем он нужен, каковы его основные признаки: цвет, форма, размер, каков он на ощупь, на вкус, на запах, из чего сделан, похож «на..», отличается «от..», что случиться если его ударить, подбросить, бросить в воду, в огонь и т.д.
«Зачем и почему» - построена на вопросах и ответах, она стимулирует не только развитие логического мышления, но и эрудированности. Вопросы трех типов.
1. На предположение, угадывание, додумывание
- Как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем дети пришли в школу?
- … для чего нужны книги?
- … для чего нужны ножницы?
- … зачем нужен телефон?
- … для чего нужен холодильник?
2. На выявление причины или смысла происходящего
- Почему масло тает на раскаленной сковороде?
- Почему зимой включают отопление?
– Почему вода в холодильнике замерзает?
3. На принятие решения и планирование своих действий
- Как узнать сколько времени?
- Маша пошла гулять и заблудилась? Как ей быть?
- В воскресенье мы пригласили гостей. Что мы должны сделать?