БЕСЕДЫ С МЕЛОМ В РУКАХ ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ 4 глава




Правила в помощь алкоголикам были отоб­раны таким же образом. Они - результат проб и ошибок. Я полагаю, что каждый, кто читает эти строки, поймет их по-свое­му, исходя из собственного опыта. Нет двух людей, которые видели бы одну и ту же ситуацию одинаково. Для иллюстрации приведу случай, ко­торый происходил дома у моего друга. Мы говорили о точке зрения. У меня в руках был журнал, я попросил друга точно описать, что он ви­дит. Он сказал: "Я вижу красного цвета журнал, размером 8 на 10 дюймов с названием и фотографией президента США, дату и месяц издания". Я сказал: "Теперь я расскажу, что вижу: белый журнал, размером 7 на 8 дюймов, с фотографией Наполеона в середине и рекламой коньяка". Мы смотрели на один и тот же журнал, но он обратил внимание на первую страницу, а я на последнюю. Каждый видит все по-своему. Это приводит нас к взглядам, понятию о них.

Г Л А В А 7

МЫНЕ ОПРЕДЕЛЯЕМ ВЗГЛЯДЫ, ВЗГЛЯДЫОПРЕДЕЛЯЮТ НАШЕ ПОВЕДЕНИЕ

Я думаю, Вам не приходит в голову анализировать свое отношение к выпивке, также, как не приходит в голову анализировать свое отношение к автомобилям, футболу или телевидению. О таких вещах мы задумываемся только тогда, когда в жизни происходит что-то не так. Например, мы задумываемся о машине, тогда, когда у нас сдувает шина на дороге; или ты начинаешь волноваться о футболе, когда твой муж уже второй день смотрит футбол по телевизору без перерыва, не обращая внимания на то, что в кухне не работает водопроводный кран. Но в то же самое время у тебя могут быть другие взгляды о телевидении. Другими словами, у нас изменяются определенные взгляды на вещи вокруг нас, особенно когда они становятся источником конфликта.

Ранее я обсуждал взгляды о выпивке вообще и то, как американцы приходят к ним. Я предполагал, что наши взгляды зависят от культур­ных, религиозных, этических и социальных норм.

Я также пытался пока­зать, что наши взгляды формируются на основе нашего опыта. Когда мы имели горький или болезненный опыт с алкоголиком, мы испытывали силь­ные чувства по отношению к этому человеку. Из этого опыта у нас скла­дывались общие взгляды обо всех алкоголиках. Если Вы сомневаетесь в этом, спросите себя, что бы Вы думали о человеке, который появляется пьяным на похоронах своей матери. Представьте, что этот человек - Ваш брат. Думаете ли Вы, что этот неприятный случай мог бы повлиять на Ваше отношение к алкоголикам.

Какие бы ни были Ваши чувства, я могу сказать одно: если Вы хотите помочь кому-то, то пусть Вами не руководит чувство обиды или злости, иначе Вы потерпите неудачу. Таким образом, мы подходим к первому правилу поведения с алкоголи­ками, на основе которого построены все остальные. Оно очень простое - определи правильное отношение к алкоголику.

Мы уже узнали немного о том, что представляют собой алкоголики, как они ведут себя, что случается с ними, когда они пьют.

Естествен­но, что если человек часто видит поведение пьющего алкоголика, осо­бенно, если это его мать, отец, брат, сестра, муж или жена, то вряд ли у него сложится положительное мнение по отношению к алкоголикам. Очевидно также то, что наше отношение к алкоголикам складывается различными путями. Я бы хотел перечислить причины, обьясняющие это, т.к. первое правило является самым важным из всех остальных. Если у нас нет определенного отношения к алкоголику, которому мы хотим помочь, все остальные правила не имеют смысла.

Причина проста: ты не сможешь и не будешь помогать людям, которых ты презираешь. Мы не определяем взгляды, взгляды определяют наше поведение.

Если Вы сомневаетесь в этом, попробуйте избавиться от одного из Ваших взглядов Это все равно, что избавиться от одной из Ваших привы­чек. Привычка - это повторное действие, которое становится частью на­шей жизни. Так, если мы делаем что-то постоянно, определенным образом, мы делаем это снова и снова, и это укореняется в нас, как, например, одевание пиджака. Я всегда сначала надеваю правый рукав, теперь я мо­гу, конечно, надевать его и по-другому, сначала левый рукав, но для меня это непривычно, и для этого мне потребуются некоторые сознатель­ные усилия. Попробуйте сами. Если Вы едите правой рукой, попробуйте есть левой рукой в течение 3-х дней и Вы увидите, что не мы имеем привычки, а они владеют нами. Привычки - как старые туфли. Они удобны, привыкать к новым иногда болезненно. Со взглядами дела обстоят также. Взгляд - это привычка в мышлении, суждении и чувствах. Взгляды уп­равляют нами и нашим поведением, и мы не можем отделаться от них, как от старых привычек. Самое приятное в отношении взглядов и привычек - это то, что они могут быть как плохими, так и хорошими, и хорошие привычки могут быть такими же постоянными, как и плохие, если мы их будем поощрять. Человек, конечно, существо рациональное - это умное животное, что и отличает нас от других видов жизни на земле. Большинство из нас ис­пользуют наш природный ум для выполнения ежедневных заданий и работы.

Мы используем свой интеллект для разрешения различных проблем, чтобы строить, зарабатывать, заботиться о своих семьях, планировать наше будущее, давать образование детям и т.д. Но рациональные реше­ния, основанные на интеллекте, являются только частью нашей жизни. Во многих делах наши взгляды, принимающие форму нравится - не нравится, диктуют нам, что мы будем делать, т.е. они контролируют наше поведе­ние.

Когда мы рассматриваем взгляды с этой точки зрения (нравится - не нравится), легко заметить, как они контролируют наше поведение.

То, что вы любите или не любите диктует вам, что вы выбираете в меню, какие журналы вы купите в киоске, какую одежду будете носить (у меня, слава Богу, нет проблем в последнем). От того, что вы любите или не любите, зависит, чем вы занимаетесь в свободное время.

Вы можете играть в гольф, кататься на лодке, работать в саду или читать. В общении с людьми взгляды также сильно влияют на поведение. Например, представте себе, что вы мне нравитесь. Я не буду заме­чать ваши недостатки, я сделаю все, чтобы обьяснить любое ваше пове­дение. А если вы мне не нравитесь, я могу увидеть в вас самое плохое. Я могу и не делать этого, могу делать, думаю, что с вами это происхо­дит.

Хорошо было бы думать, что мы смотрим на другого человека или ситуацию обьективно, логично, применяя свой интеллект, как и должны делать взрослые зрелые люди. Но я выбираю друзей не согласно логике и рациональному мышлению, а просто потому, нравятся ни мне или нет.

Я выбираю друзей, если мне приятно с ними общаться. Люди так уж устроены, и здесь нет ничего правильного или не правильного. Это здо­ровое отношение к жизни, именно так стоит жить. Это еще раз доказывает, что не мы определяем взгляды, а взгляды определяют наше поведение.

Было бы ошибкой думать, что я изменю ваши взгляды на жизнь, те взгляды, которые формировались у вас в течение всей вашей жизни. Я не обманываю себя, думая, что это может произойти. Но я очень надеюсь, что вы сможете изменить свои взгляды на некоторые вопросы. Выдавая голую информацию, я не думаю, что вы начнете чувствовать себя по-дру­гому в определенных ситуациях. Но если у вас в руках истина, то вы свободны и можете по-разному вести себя в различных ситуациях. Воз­можно у вас это и не получится, вы можете только попытаться.

Самуил Батлер сказал так 300 лет назад, и это верно до сих пор: "Тот, кто подчиняется против своей воли, молчит и не высказывает свою точку зрения. Если я имел неверную точку зрения на протяжении долгого времени и ты осмелился сказать правду, я не изменю свои взгляды очень быстро, если вообще изменю". Например: мой друг жил с родственницей, которая была старше его, она была убеждена, что очень вредно использовать горячую воду для приготовления пищи, она никогда этого не делала. Мой друг обьяснил ей, что раньше трубы были сделаны из свинца, по­этому воду из них нельзя было использовать, т.к. можно было отравить­ся. Теперь же трубы стали делать из меди. Он даже отвел ее в подвал и показал ей эти трубы. Она кивнула головой и сказала, что поняла, но на следующий же день запретила детям делать какао из горячей воды. Истина была не так важна, как то убеждение, которое глубоко в ней жило. Истина была просто бесполезна. Когда мы имеем дело с алкоголем, наши убеждения также бывают очень стойкими, иногда просто непоколебимыми.

Чтобы мы не говорили, убежде­ния руководят нами и нашими действиями. Для того, чтобы лечить алко­голика, нам нужно понимать свое отношение к нему. Во-первых, т.к. одним из симптомов всех пьющих алкоголиков являет­ся пьянство, давайте рассмотрим наше отношение к этому состоянию. Есть два вида пьянства: первый - это результат злоупотребления алко­голем. Злоупотребление алкоголем, это не одно и то же, что алкоголизм. Иногда даже специалисты не принимают это во внимание. Разница состоит в том, что когда вы слышите слово "злоупотребля­ет", подразумевается свобода выбора. Пьяницы выбирают, сколько и когда им выпить. Пьяницы имеют выбор: пить умеренно, пить допьяна или не пить. Пь­янство, которое является результатом выбора - это результат принятого решения. Алкоголик - это человек, который зависит от алкоголя: его мы судим, хотя он этого не заслуживает, презираем насмехаемся. Алкоголик напивается потому, что у него потеряна свобода выбора. Алкоголик не может не пить и все же именно его мы судим очень строго.

Вы знаете, что когда мы учим своих детей, мы говорим - судить надо грех, а не грешника, поведение, а не человека, "не суди, да не судим будешь" - говорится в Библии. Но на деле не всегда бывает так. Мы су­дим и судим людей, и вы, и я. Не оружие убивает людей, а сами люди. Когда происходит скандал, мы называем имена, начинаются сплетни, выяснения отношений, так уж устроены люди. Пьянство - это понятие ин­теллектуальное: когда мы думаем об этом понятии, мы представляем себе людей, которые пьют - их и судим.

Я уже упоминал о важности юмора, когда мы наблюдаем поведение ал­коголика. Пьяные иногда совершают смешные вещи, потому что их поведе­ние не логично. Нет закона, который бы запрещал смеятся над тем, что смешно, и пьяные шуточки бывают иногда самыми смешными. Я знаю много таких шуточек. Мне нравится их рассказывать, а также слушать. В жур­нале "Виноградная лоза" есть раздел юмора, где всегда можно прочитать анекдотичные истории о пьющих. Между прочим собрания АА, где алкого­лики вспоминают свои прошлые пьянки, бывают очень веселыми. Большинство членов АА с юмором относятся к своему прошлому, потому что они уже не боятся снова оказаться в подобных ситуациях, здесь боль прошлого и радость настоящего. Но смешные ситуации из пьяной жизни и открытая насмешка над боль­ным человеком, как я указывал, это не одно и то же. Комический момент в пьяной истории - это что-то смешное, что делает сам пьяница, но когда мы смеемся на старым Чарли, что он снова пьян, это уже совсем другое дело. На телевизионных экранах в нашей стране не так давно че­ловек рассказывал о своем алкоголизме. Он рассказывал о том, как в раннем возрасте он ходил в школу пьяным. Его спросили: "И что, учи­тель не замечал, что ты был пьян?" - аудитория хохотала.

Другой гость программы, морской медицинский офицер, знакомый с проблемой алкоголизма, вмешался в разговор и сказал: "Видите ли, это является проблемой в нашем обществе". Вот, что он имел ввиду.

Маленький мальчик приходит в школу, имея все симптомы смертельной болезни, а учитель не замечает этого, и люди думают, что это смешно. Друзья, это не смешно! Этот пример ясно показывает отношение к алко­голизму в нашей стране. Смех - это также нервозность, непонимание, как вести себя в ситуации или показатель полной неграмотности. Мы смеемся тогда, когда просто не знаем, что делать. А вопрос состоит в том, как ты относишься к пьянству? Ты видишь пьяного человека на ули­це, смешно ли это? Едва ли. В следующий раз, когда ты увидишь пьяного человека в обществе, и тебе захочется смеятся, посмотри на жену пьяного, весело ли ей смот­реть на него, или еще лучше, посмотри на его детей, если они присутс­твуют там. Или представь, как было бы им смешно видеть пьяными мать или отца. Ты понимаешь, что я имею ввиду, конечно. Мы смеемся над пьяными и таким образом как бы одобряем их дейс­твия, или по крайней мере не осуждаем их, поощряя пить дальше. Пытались ли вы когда-нибудь успокаивать пьяного человека на вече­ринке, в то время, как другие весело смеются над его пьяными выходка­ми. Если вы делали это, то вы знаете, как мало шансов успокоить этого человека, по сравнению с остальными, которые его подстрекают. До тех пор, пока всем весело, пьяница будет куражиться.

Смех здесь значит прощение грехов, там где относятся к пьянке та­ким образом, существует высокая тенденция к росту алкоголизма.

Заметим также, что в выше приведенном примере не указан пол пьяно­го человека, хотя я уверен, что в своем воображении вы нарисовали мужчину. У нас не принято смеятся над женщинами пьяницами или алкого­ликами.

Мы склонны ассоциировать пьяных женщин с женщинами легкого пове­дения. Ими могут воспользоваться мужчины или женщины-хищники всех сортов. Таким образом, наше отношение к мужчинам и женщинам-алкоголи­кам, неодинаково. Признавая большое отличие мужчины от женщины, мы должны понять и принять природу заболевания. Она одинаково влияет как на мужчину, так и на женщину. Тем не менее при лечени алкоголизма мужчины и женщины будут сталкиваться со специфическими проблемами по­ла. Мы также можем проанализировать наши взгляды в отношении алкого­лизма с эмоциональной точки зрения. Это вопрос пьянства и морали.

Спроси себя, аморально ли пьянство. Большинство американцев, вос­питанных в семьях с христианскими устоями, считают пьянство амораль­ным, греховным и осуждают его. У многих из нас эти взгляды прочно ос­таются в сознании, когда мы видим пьяного человека, мы замечаем его поведение, а не то, что стоит за этим. Иногда мы оправдываем челове­ка, зная о некоторых обстоятельствах его жизни: например, печальный опыт развода. Мы можем назвать это "залил горе".

В большинстве случаев мы не задаем слишком много вопросов. Мы считаем пьянство аморальным. Мы не различаем, пьянство это или ал­коголизм, хотя я думаю, что пьянство - безнравственно. Мне кажется важным проанализировать не только сущность наших взглядов, но и их глубину.

Является ли пьянство большим злом, чем другие грехи. Многие люди, которые считают пьянство безнравственным, думают, что это самое боль­шое зло, причина всех беспорядков в обществе. Они считают это большим бедствием, чем ограбление банка.

Хотя многие из этих людей, которые морализируют о пьянстве, могут убить человека словами. Они обсуждают каждую деталь чьей-то частной и, возможно, трагической жизни, оправдывая себя словами: "Ну в кон­це-концов, это же правда". Особенно часто так говорят о людях, которые пьют. "Если он пьет, возникает чувство, что, должно быть он плохой, поэтому я могу сказать о нем, все что захочу, особенно правду". Вот что делает это таким притягательным. (Я думаю, мы никогда не узнаем, что было в мыслях у тех ученых отцов, которые написали нашу прекрасную Конституцию. Но я не могу понять, что они имели ввиду под свободой слова, когда они вносили поправки в законопроект 1.

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим сам процесс выпивки. Аморален ли процесс проглатывания алкоголя?

Однажды я встретил племянника, одного из членов АА, выздоравлива­ющего алкоголика, который сказал мне, что никогда не видел своего дя­дю пьяным. По его словам, дядя часто проповедовал на тему употребле­ния алкоголя, никогда не разрешал хранить спиртное в доме.

Вы видите, как легко искажаются наши взгляды - выздоравливающий алкоголик осуждает выпивку.

Это вполне понятно, если вы представите себе, что стоил в его жизни алкоголь. И все-таки я должен задать вопрос: употребление алкоголя - мо­рально или аморально. Что вы думаете по этому поводу?

Разрешите мне рассказать вам о морали и о себе. Если я думаю, что что-то является безнравственным, вы делаете это, а я нет, я станов­люсь лучше вас, не правда ли? Возможно мы и не такие строгие судьи, но такие люди среди нас есть. Если вы убеждены, что что-то плохо, то люди, которые делают это, плохие. Это ставит вас выше других. Вы мо­рально превосходите их, другими словами, вы лучше. Если вы убеждены, что употреблять алкоголь плохо, это делает вас выше всех, которые пьют. А пьющих людей в нашем обществе много.

Фактически вы осуждаете 50 % человеческой рассы, для которых хлеб и вино являются основными продуктами питания. Вы осуждаете несколько направлений религии, в которых употребляют вино в знак поклонения Бо­гу. Вы считаете всех этих людьми плохими, потому что они пьют напи­ток, который вы отрицаете.

Я бы хотел, чтобы вы проанализировали свои собственные взгляды. Я не могу судить их, но они возможно оказывают влияние на ваше поведе­ние. Как вы относитесь к самому алкоголю? Он хороший или плохой? А как на счет страницы в этой книге? Меня учили тому, что неодушевлен­ный предмет не может быть плохим или хорошим. Такой предмет нельзя рассматривать с точки зрения морали. Из пре­дыдущих глав мы помним, что были люди, которые сначала выступали за умеренное употребление спиртного, а в конечном итоге пришли к осужде­нию самого алкоголя. Интересно, что думает по этому поводу наш добрый Бог, ведь это он сотворил алкоголь!

Теперь давайте вернемся к алкоголикам и к тому вопросу, который я задал в начале этой главы.

Мой друг, ты не можешь не испытывать чувств к человеку, который приходит пьяным на похороны своей матери, это возможно. Ты должен чувствовать что-то. Даже если ты сам выздоравливающий алкоголик, ты не можешь смотреть на все это равнодушно. Особенно, если этот человек - твой брат. Вы можете испытывать различные чувства, такие как стыд, жалость, отвращение, сострадание - но не равнодушие.

Или, например, 20-летняя девушка приезжает домой на новогодние ка­никулы и видит свою мать пьяной, без сознания лежащей на полу в ван­ной, раздетой догола, в три часа ночи. Она не может не испытывать чувств при этом. Чувства, приведенные в этих случаях, формируют проч­ные, установившиеся взгляды.

Иногда мне кажется, что наши взгляды на алкоголь ошибочны, но они ошибочны только в большей или меньшей степени. Вооружившись большими знаниями, мы сможем лучше трактовать их.

В главе 1-ой мы говорили о том, что наши взгляды переходят к нам от родителей, начиная от рождения, а также от религиозного воспита­ния, и конечно, от личного опыта. Хотелось бы обсудить немного под­робнее взгляды некоторых религий на алкоголизм.

Я не собираюсь критиковать какой-либо вид религии. В конце-кон­цов, у меня у самого есть устоявшиеся религиозные взгляды. Но это по­может нам глубже понять истоки появления взглядов.

 

Пожалуйста, оставьте ваши эмоции при себе на минуточку. У меня есть друг, который посвятил свою жизнь работе в области алкоголизма.

Случай, произошедший в его городе, привел его к работе над этой проблемой. Однажды утром в воскресение в церкви появился алкоголик с веревкой на шее. Он вбежал с пронзительными криками, умоляя о помощи. Он был пьяный, вонючий и грязный. Его появление нарушило процесс службы, и прихожане выкинули его из церкви. Несчастная душа, пошаты­ваясь, он пошел от церкви по улице, где его тот час же сбил грузовик насмерть. В церкви прихожане продолжали петь и читать молитвы. Я не хочу сказать, что служба в церкви должна была быть прекращена для разбирательства с этим шумным человеком, какие бы не были у него проблемы. Но этот трагический случай, это отвержение обратившегося за помощью человека оказались смертельным приговором. Символично, что после этого случая у моего друга появилось состра­дательное отношение к алкоголикам, которое должно бы иметь все хрис­тиане. Алкоголики - это больные люди, которым нужна помощь.

Теперь рассмотрим взгляды на алкоголь, которые основаны на орто­доксальной еврейской культуре. Вино - это дар Божий и используется соответственно. Пьянство - это не принятое поведение. Там, где не принято злоупотребление алкоголем, случаи заболевания алкоголизма редки, среди ортодоксальных евреев процент алкоголизма очень низкий, хотя число людей, которые пьют, выше, чем во многих других религиозных группах. У католиков не считается грехом злоупотребление алкого­лем, и среди них случаи алкоголизма встречаются часто.

Фактически, католики-мужчины составляют самый высокий процент сильно пьющих людей любой группы в этой стране - 33 %.

"Сильно пьющие люди" в большинстве являются алкоголиками. Среди других христианских сект употребление алкоголя пропорционально ниже.

Некоторые религиозные группы (такие как мормоны, баптисты, мето­дисты) запрещают употребление алкоголя. Случаи алкоголизма среди лю­дей этих групп встречаются чаще. Они пьют с чувством вины, поэтому они склонны к алкоголизму. Это же свойственно и исламской религии, где также запрещено употребление алкоголя, в результате чего случаи алкоголизма встречаются чаще. Хотя эти примеры не раскрывают общей картины алкоголизма, я поинтересовался некоторой информацией, которую получил в Морском реабилитационном центре алкоголизма в Норфолке, где работал мой знакомый. Он сделал быстрый обзор и обнаружил, что из 70 пациентов-алкоголиков 30 были римскими католиками и 30 - были южными баптистами. Одна религия разрешает злоупотребление алкоголем, другая категорически запрещает. Интересные факты, не правда ли?

Я вспоминаю случай, который произошел на конференции. Один ми­нистр поднял руку и, улыбаясь абсурдности того, что сам говорил, ска­зал: "В моей церкви не существует проблемы алкоголизма. Когда кто-то становится алкоголиком, мы исключаем его из церкви". Он не шутил, а я не критикую. Это просто факт из жизни церкви. Другие факторы так же имеют значение: раса, культура, мировоззре­ние, экономический статус. Многочисленные исследования показали, что эти факторы связаны между собой и играют большую роль в проблеме ал­коголизма.

Возьмем две культурные нации: Франция и Италия. Географически они соседствуют друг с другом, жители этих стран говорят на двух языках. Обе нации, в основном, католики, генетически они кузины, и вино ис­пользуют как национальный напиток. Они пьют его регулярно во время еды, начиная с раннего возраста. Однако во Франции высокий уровень алкоголизма, а в Италии самый низкий в мире. Причина очень проста: французы склонны прощать пьянство, итальянцы - нет. Ясно, что прави­тельство обеих наций решают проблему алкоголизма и изменения происхо­дят, но нужно много времени для ломки сложившихся исторических усто­ев. Интересно отметить, что проблема алкоголизма растет среди послед­него поколения итальяно-американцев. В Италии пьянство осуждается, в нашей стране мы терпим почти все! Мы прощаем в Америке почти все, лю­бым путем, будь то смех или молчание.

Все американцы являются жителями с различными взглядами, основан­ными на комбинации различных факторов. Ясно, что взгляды на алкоголь 3-го поколения ирландских католиков из Бостона могут отличаться от взглядов 2-го поколения японских американцев из Сан-Франциско. Хотя эти взгляды со временем могут изменяться, в некоторых этнических группах они сохраняются. Вот пример из жизни одной моей знакомой супружеской пары. Она - дочь и жена металлурга. Ее муж каждую пятницу приходит домой, отдает деньги и уходит пить. Так повторяется каждую неделю. Еще до замужест­ва девушка знала, что когда она вырастет, ее жизнь будет именно та­кой. Она знала, что будут ссоры, драки, потому что все это было в детстве в ее семье, а также в других соседних семьях. В том окружении это было принято, не осуждалось и повторялось из поколения в поколе­ние.

Наши взгляды формируются и укореняются благодаря нашему жизнен­ному опыту. Вспомним того алкоголика, который приходит на похороны своей матери, представьте, что он Ваш брат. У скольких из Вас, читаю­щих книгу, мать или отец напивались в ответственные моменты Вашей жизни - окончание колледжа или свадьба, можете Вы вспомнить, как Вы себя чувствовали? Наши взгляды очень прочные. Из-за наших человеческих слабостей эти взгляды часто разрушают наши попытки помочь алкоголику. Если в Вашей семье есть алкоголик, то Вы можете сказать: "Я знаю все об алкоголизме, мой отец пьет" - я не уверен, что, живя с алкого­ликом, можно понять болезнь. Но я знаю, что Вы имеете ввиду.

Вы знаете, что такое - жить с алкоголиком и многое из того, что было сказано, бьет по больному месту. Я надеюсь, что Ваш горький опыт даст Вам силы для изучения самой болезни и того, как помочь алкоголи­ку. Какие чувства Вы испытываете по отношению к алкоголикам? Возмож­но, Вы принимаете концепцию алкоголизма головой, а не душой? Даже среди людей, которые понимают алкоголизм, даже среди выздоравливающих алкоголиков, существуют парадоксальные идеи: "Я знаю, он алкоголик" - слышим мы иногда. "Но я не собираюсь помогать ему, до тех пор, пока он не попросит об этом". Мы характеризуем алкоголизм как болезнь те­ла, души и ума. Затем мы ожидаем от человека с больной головой реше­ния. Логичен ли этот взгляд?

Вернемся к примеру из АА. Второй член АА доктор Боб не звонил Биллу Уилсону с просьбой о помощи. Билл был трезвым в течение нес­кольких месяцев, когда он почувствовал в себе сильную потребность по­говорить с другим алкоголиком - с тем, который еще пьет. Он был в Ак­роне Огайо, он нашел доктора Боба. Билл поделился своим опытом, сила­ми и надеждами. Он не сидел в гостинице, ожидая, что кто-то придет к нему.

Когда Бил и Боб написали 12-й шаг программы АА, они сказали, что члены АА, которые хотят оставаться трезвыми должны передавать свой опыт другим алкоголикам, которые звонили в АА и просили о помощи". Члены АА не должны ходить в бары и зазывать людей на встречи АА или в центры по лечению алкоголизма. Но также ясно, что многие члены АА и другие люди думают, что они должны ждать до тех пор, пока пьющий ал­коголик скажет что-то вроде "Я готов" - Боже мой! Алкоголик не знает даже, кто он и что он и почему он все это де­лает.

Я хочу сказать, что существует взгляд, который принимает концеп­цию болезни алкоголизма только теоретически. На самом деле, если это болезнь, можно поставить диагноз и лечить ее, и делать это надо сей­час! Если человеку поставили диагноз - рак, будем ли мы ждать до тех пор, пока болезнь будет прогрессировать и пациент скажет: "Я готов"? Некоторые называют такую игру в ожидание "мертвым молчанием". Так оно и есть. Правильным взглядом является полное принятие концепции алкоголизма, это значит, что мы должны помогать алкоголикам действо­вать, потому что сами они слишком больны, чтобы предпринимать самим какие-то действия. К сожалению, преувалирующим взглядом является не всегда то, что мы хотим. "Я знаю все об алкоголизме, я был там" - го­ворит выздоравливающий алкоголик, позволяя своему другу тонуть, т.к. его "друг" оскорбил его тем, что напился - ведь выздоравливающий ал­коголик провел с ним столько много времени, помогая ему. Как быстро судим мы человека, считая, что знаем, что у него на душе. "Он не хочет выздоравливать" - говорим мы. "Я подожду, пока он станет серьезней". Через некоторое время наш друг срывается на дорогу забвения. Я не считаю, что каждый может или должен помогать алкоголи­ку. Некоторые просто не могут, требуется много времени и большое тер­пение.

Анализируя свои взгляды, мы начинаем понимать, способны ли мы по­могать или нет. Однажды я спросил человека, который спас мне жизнь: "Как далеко ты можешь идти рядом с алкоголиком?" - ответ его был та­кой: "Столько, сколько смогу - потом еще один шаг". Слова словами, но когда речь идет о человеческой жизни, иначе быть не может, человеческая жизнь бесценна. Те люди, которые не спо­собны сделать этот "еще один шаг" или не принимают такие взгляды, не должны иметь дело с человеческой жизнью. Ты помнишь ту медсестру из реанимационного отделения, которая была воспитана дядей-алкоголиком. Она относится к каждому пациенту-алкоголику с полным презрением. Ее мнение ошибочно, но вполне понятно. Она сможет по-настоящему помочь алкоголику, если изменит свои взгляды, но ясно, что это не легко.

Какие же взгляды нам нужно иметь? Насколько мне известно, Бог послал нас на землю не для того, чтобы судить. Он послал нас сюда для того, чтобы любить друг друга. Любить - это просто давать то, что мо­жешь отдать, поэтому взгляды, которые мы должны иметь, очень просты: Что могу я дать, что могу я сделать, чтобы помочь? Как могу я пока­зать свою любовь к алкоголику, ту любовь, какую подразумевал Бог? Искренне задать эти вопросы себе - значит сделать первый шаг в помощи алкоголику. Анализируя свои собственные взгляды и чувства, применяя немного мудрости и понимания, мы становимся более отзывчивыми. Со временем, кто знает! Все начинается с познания. Давайте оставим взгляды на некоторое время и рассмотрим второе правило.

Г Л А В А 8

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫРАСПОЗНАТЬ АЛКОГОЛИКА?

Одной из проблем нашего общества является терпимое отношение к пьянству, поэтому очень трудно распознать алкоголика. Если пьют все, то как можно отличить тех, которые не могут бросить пить, от тех, ко­торые не хотят бросить пить.

Следующей преградой в лечении алкоголизма является игнорирование причины, из-за которой человек попадает в беду. Вместо этого старают­ся ему помочь выбраться из беды. Мы не всегда понимаем случайность ли это или алкоголизм. Я хочу привести пример, подтверждающий эту мысль.

Несколько лет тому назад мой друг, алкоголик, сейчас он уже не пьет, жил в большом городе на Западе.

Во время своего пьянства он лю­бил "вытворять" что-нибудь необычное. Например, однажды, его девушка выкрасила его волосы в ярко-красный цвет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: