Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности представляет собой сложную комплексн.проблему, решение кот. не под силу отдельной науке. Данная проблема уже по самой своей природе является вненаучной и междисциплинарной. Под "вненаучной"мы понимаем оценку, кот. производится обществом. Общество и государство, выделяя значит. долю бюджетных средств на развитие научно-технических исследований, вправе ожидать от науки и техники увеличивающегося вклада в решение стоящих перед обществом социальных проблем.
Такое научное обоснование должна давать оценка научно-технического развития. В ней должны участвовать как представители различных общественных наук, конкретных областей науки и техники.
Оценка, чтобы стать независимой, должна быть не только междисциплинарной, но и международной, т.е. к оценке должны привлекаться незаинтересован. эксперты из др. стран. Для того чтобы координировать подбор и оценочную деятельность экспертных групп, необходима особая бригада системных методологов, не являющихся специалистами в какой-либо области науки или техники, но обладающих общими знаниями о научно-техническом развитии и философии науки и техники.
Оценка эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности должна учитывать самые различные ее аспекты. Вклады отдельн. научн. дисциплин в разработку критериев оценки являются различными:
• естественные и технич. науки предоставляют данные о современном состоянии науки и техники;
• экономические науки поставляют методы экономич.анализа;
• социальные науки вносят вклад в исследование рисков, различными слоями общества, генезиса науки и техники.;
|
• политические науки выдвигают проблемы политич. управляемости научно-технич. развития и его влияния на социально-политич. процессы в обществе;
• юр. науки затрагивают проблемы правов. регулирования новых процессов, возникающ.в обществе в связи с научно-технич. прогрессом.
Методология оценки эффективности научной, научно-технической и инновацион. деятельности включ. различн.методики анализа научно-технич. развития:
• ретроспективный анализ, опирающ. на выявление тенденций научно-технич.развития на основе исследования истории науки и техники;
• анализ рисков функционирующих научн. и технич.систем на основе накоплен. опыта их работы и выявлен. тенденций развития в различн. ситуациях;
• проспективный анализ, предполагающий прогнозирование возможных позитивн. и негативн. последствий внедрения результатов науки и техники;
• анализ сценариев возможного развития современной ситуации и сравнение альтернатив развития;
-исследование и оценку социально-экономических, социально-политических, экологических и т.п. последствий внедрения достижений науки и техники и т.д.
Основой комплексной оценки эффективности научной, научно-технической и инновацион.деятельности и разработки ее методологии являются особые проблемно-ориентирован.междисциплинарн. исследования и системный анализ. В настоящее время особое значение приобретает оценка последствий научно-технического развития на основе их научного исследования, имеются в виду комплексное и общественно-научное исследование и социальная оценка.
|
Дисциплин. организация науки сегодня зачастую становится тормозом на пути возникновения новых научных направлений, многие из кот.являются междисциплин. с самого своего зарождения. Иинновационная политика государства должна направляться на преодоление такого рода дисциплинарных барьеров.
Общ. мнение сегодня повсеместно начинает играть решающую роль. Этот факт философы науки и техники называют трансдисциплинарностъю в отличие от междисциплинарности: современ.наука базируется не только на научных знаниях, но и на многочислен. высказываниях. Возникает необходимость интегрировать трудно согласующиеся между собой политологич., экономич., экологические, социокультурные, технические, социально-психологические и этические аспекты.
Начиная с середины прошлого века, возникает целый класс нового типа неклассич. научно-технич. дисциплин, в кот. развиваются новые формы организации научного знания и исследования. В них объединяются специалисты из самых различных областей науки, техники. К таким дисциплинам относятся кибернетика, системотехника, системный анализ и т.п., оценка научно-технич. развития. Новые дисциплины не соответствуют традицион. стандартам построения отраслей науки, не вписываются в сложившуюся структуру дисциплинарн.организации науки. Это не означает, что они не могут претендовать на статус научн.дисциплин и должны быть исключены из системы государственной поддержки. Устаревшие методологич. представления должны быть скорректированы