Тема: Виды музыкальной деятельности в детском саду. Слушание музыки в детском саду.
Количество часов: 2
Цель:
I. Теоретический блок.
Метод - путь для достижения цели, способ работы педагога и детей.
Приемы конкретизируют, детализируют методы.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей детей, формирование основ музыкальной культуры.
Также как и в общей педагогике, в музыкальном образовании дошкольников широко используются методы, которые классифицируются по источнику передачи и получения знаний.
*Наглядные
*Словесные
*Практические
Однако в музыкальном образовании методы имеют свою специфику, обусловленную особенностью музыки.
Наглядные методы:
1. Наглядно – слуховой. Связан с воздействием самой музыки на эстетическое чувство ребенка в процессе восприятия музыкального произведения. «наблюдение за музыкой» (Б.А. Асафьев). Это целенаправленное восприятие музыки в различных видах музыкальной деятельности (пение, ритмика, слушание, игра на ДМИ), в исполнении педагога, симфонического оркестра, различных музыкальных инструментов.
*Один из важных приемов- сравнение.
- контрастных по своему характеру произведений. Колыбельная, плясовая. «Клоуны» Д.Б. Кабалевский, В. Салманов «Голодная кошка и сытый кот»
- сравнение одного музыкального произведения, исполненного разными музыкальными инструментами. К. Сен-Санс «Лебедь» виолончель и арфа, скрипка и фортепиано.
- сравнение изобразительных музыкальных произведений, таких как «Жаворонок» П.И. Чайковского с настоящим образцом звучания, например пение лесного жаворонка (звуки природы)
- Также интересно сравнить изображение в музыке одного образа разными композиторами.
|
«Баба яга» М.П. Мусоргский и «Баба Яга» П.И.Чайковский; «Бабка Ёжка» песня в исп. Т.Морозовой и «Бабка Ёжка» народная дразнилка.
Воспитатель всегда может использовать слуховую наглядность в различных воспитательных целях, используя приемы на развитие слухового внимания. Старшим дошкольникам, без лишних слов музыка напомнит, что делать. (может быть сигналом к режимным моментам, выходу персонажей в театрализованной деятельности и т.п.)
2.Наглядно – зрительный. Конкретизация представлений ребенка о художественных образах. Имеет вспомогательное значение. Показ игрушек, иллюстраций, схем. Игрушка привлечет внимание малыша, показ картинки, а еще лучше настоящего музыкального инструмента поможет старшему дошкольнику получить знания об инструментах. Иллюстрация осеннего пейзажа дополнит восприятие дошкольником произведения П.И. Чайковского «Осенняя песнь» и
Важно не навязывать детям шаблоны, не обеднять творческое восприятие ребенка. Лучше использовать этот метод после прослушивания музыкального произведения, в качестве дополнения или при повторном прослушивании. Использование ТСО часто добавляет яркости впечатлений в образовательный процесс, важно помнить о возрастных ограничениях по использованию такой наглядности.
К зрительной наглядности относится показ воспитателя или ребенка при обучении в различных видах музыкальной деятельности. -показ певческих приемов, способов игры на музыкальных инструментах, движений и. т. п., этот метод эффективен вместе с практическим. Ребенок посмотрел - повторил самостоятельно.
|
На данном методе чаще всего основаны музыкально – дидактические игры.
3. Тактильная наглядность - непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания. Сами того не замечая люди постукивают ногой в ритм музыки, качают головой, шевелят пальцами. Эту особенность восприятия можно использовать для музыкального развития детей.
Словесные методы.
Выступают для ребенка в качестве ориентира при восприятии и исполнении музыки. В музыкальном образовании используется не столько для передачи необходимой информации, сколько для создания образно – психологического настроя. «Слово никогда не сможет до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств … Объяснение музыки должно нести в себе что – то поэтическое, что – то такое, что приближало бы слово к музыке.» В.А. Сухомлинский. Важен тон речи педагога, его эмоциональная окраска, Тон речи педагога может усилить впечатление необычности, сказочности ситуации,.
Беседа с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.
Беседа с детьми обычно строится в форме вопросов и ответов. Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточняется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например,
|
– Какие чувства передает музыка?
- О чем рассказывает музыка.
-Как рассказывает музыка. (средства выразительности)
Или после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое движение можно под нее исполнить?
Рассказ. Развивает ассоциативное мышление, воображение, углубляет представление ребенка о музыкальном образе.
Объяснение применяется в процессе знакомства с новым музыкальным произведением, новым видом деятельности. Объяснение должно быть кратким, четким, ясным, что способствует пониманию задания, стоящего перед ребенком в процессе его общения с музыкой.
Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Так, например, можно объяснить игру для детей старшего возраста:
«Игра с бубном» муз. М. Красева
«В одном городе есть главная площадь, давайте сделаем ее ровной и красивой (дети встают в круг). Ночью жители города спят (звучит спокойная часть муз. произведения, дети присаживаются, закрывают глазки). А ночью добрые волшебники раскладывают детям за спинку бубны, по сигналу дети просыпаются и смотрят у кого же бубен, тогда эти дети выходят в центр площади и играют в бубны под бодрую, веселую музыку, а остальные дети танцуют. Но как только услышите, что музыка поменялась, значит снова наступила ночь, и все снова засыпают, а дети, у которых бубны, становятся волшебниками, они положат их тихонечко любому ребенку и сами должны успеть уснуть до сигнала. Утром у нас будут новые музыканты»
Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, прослушивание пьесы «Дед Мороз» Р. Шумана можно украсить стихотворением Н. Некрасова
….Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
При использовании разновидностей словесного метода необходимо помнить, что чрезмерная вербализация учебно-воспитательного процесса может привести к снижению самоценности музыки как средства общения и снизить значимость собственной музыкальной деятельности ребенка. Так, например, при разучивании детских танцев воспитателю недопустимо без очевидной необходимости давать указания и объяснения во время звучания произведения, лучше это сделать после или использовать другие методы (показ, помощь в выполнении движении)
Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».
Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.
Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.
Художественно- практические методы
Связаны с двигательными реакциями и активными действиями ребенка в процессе его общения с музыкой в разных формах исполнительской деятельности. В пении, ритмике, игре на ДМИ Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений, отрабатывание способов применения знаний по образцу.
В пении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием, однако не перескакивать через усвоение навыков, определенных программой воспитания. В затруднительных случаях необходимо вести углубленную индивидуальную работу.
В зависимости от учебных задач этот метод может иметь проблемный характер, где дети сами находят способы действий, или выполняют вариативные задания.
Приобретая проблемный характер художественно – практический метод развивает в ребенке творчество в восприятии музыки, пении, танцах, игре на ДМИ
Перечисленные методы обучения и методические приемы эффективны в тесном сочетании друг с другом, но главным средством воспитания является музыка, которая сама по себе методична. Так дети раннего возраста замолкают при пении воспитателя, а услышав, игру на фортепиано проявляют интерес и положительные эмоции.
Наряду с общедидактическими методами в методике музыкального образования детей используются методы, обусловленные эстетической сущностью и интоннационной природой музыкального искусства.
-Метод прямого воздействия музыкой подходит для решения конкретной задачи
-Метод опосредованного влияния, которое создает условия для развития даже в самостоятельной деятельности детей.
О.П. Радынова исследуя музыкальную культуру дошкольников выделяет
*метод контрастного сопоставления.
* метод уподобления характеру музыки, активизирующий творческие проявления ребенка.
Виды уподобления
-моторно-двигательное (передача характера музыки в движении)
-тактильное (прикосновения в соответствии с характером музыки)
-словесное (вербальная передача знаний о музыке)
-вокальное (подпевание)
-мимическое (передача характера в мимике)
-темброво-инструментальное (оркестровка музыкальных произведений)
-интонационное (определение эмоциональнойокраски музыки, на основе интонации)
-цветовое (в основе прием «цвет – настроение»
-полихудожественное (в основе сравнение произведений различных видов искусств)