Информационно-библиографическое обслуживание читателей. Новые технологии и электронные ресурсы. ЭБД.




 

Работа строилась по следующим направлениям.

· Библиографирование произведений печати; работа в систематической картотеке статей и прочих картотеках. Совершенствование справочно-библиографического аппарата как базы информационного и справочно-библиографического обслуживания.

 

В рамках отдела развития фондов ЦГБ освоены АРМы «Комплектатор», «Катологизатор» АБИС «Академия». Освоен АРМ «Библиограф», конкретно аналитическая роспись периодических изданий — обрабатывается около пятидесяти названий журналов для детей и взрослых, в том числе, литературно-художественные, исторические журналы, а также статьи краеведческой тематики из сборников. Библиографы также осуществляют регистрацию вновь поступающей периодики, с целью контроля ведут список «Периодические издания не полученные библиотекой» - это важно для учета фонда.

Аналитическая роспись вне АБИС «Академия» ведется во всех подразделениях МУК СЦГБ. Во всех подразделениях налажена печать карточки на принтере.

Отдел краеведения и редкой книги ЦГБ

Интенсивный рост фонда в части пополнения фотодокументами, интернет-ресурсами делает актуальным работу по дальнейшему совершенствованию краеведческого СБА (краеведческая картотека статей, краеведческая картотека знаменательных дат; тематические папки-досье), многоаспектному отражению поступающих документов.

Сделана аналитическая роспись некоторых материалов из газеты «Знамя труда» за период 1950 - 70 — 80 — 90-е годы, не отраженных в свое время в краеведческой картотеке. Тематика материалов разнообразная. Сформированы блоки: «сланцевчане-авиаторы», «сланцевская библиотека», «трудовые династии», «сланцевское литобъединение», «первостроители города».

В Центральной городской детской библиотеке налажена аналитическая роспись газет и журналов. Функцию выполняет сотрудник читального зала. Постоянно отслеживается характер запросов читателей и выявляется стратегия поиска информации. В читальном зале актуальны такие тематические картотеки: «Сценарии литературных праздников, вечеров, утренников», «Праздничный калейдоскоп», «Тематическая картотека поэзии», «Мой компьютер», «Хочу узнать себя», «В грозные годы», «Мой город», «Выбираю будущее».

На старшем абонементе актуальны картотеки: «Твое любимое хобби»; «Самое интересное для девочек»; «Твой сверстник на войне».

· Создание и наличие электронных баз данных.

 

Центр правовой и деловой информации. Для выполнения поиска информации активно используются скоростной Интернет и электронные системы «Законодательство России» и «Консультант Плюс». Тематика запросов самая различная: жилищные отношения, вопросы опеки и попечительства, тарифы ЖКХ, пенсии и льготы, вопросы трудового законодательства, обращения в органы государственной власти и т.д.

В электронной правовой системе «Консультант Плюс» установлены следующие базы данных:

·Законодательство с комментариями и консультациями

·Судебная практика

·Финансовые и кадровые консультации

·Формы документов

·Законопроекты

·Международные правовые акты

·Правовые акты по здравоохранению

·Технические нормы и правила

«Законодательство России» - бесплатная информационно поисковая система, которая включает в себя более 1,5 млн. документов, единственный электронный источник правовой информации, на который вправе ссылаться в ходе ведения юридического дела.В «Законодательство России» входят:

ñ Законодательство РФ (документы с 1937 года)

·Свод законов Российской империи (включает «Свод Законов Российской империи» в 16 томах 1906 года издания)

·Официальные периодические издания

·Региональное законодательство

Формируется архив документов муниципального образования Сланцевский район - база данных местного законодательства, как в печатной, так и в электронной формах.

В 2013 году осуществлялась программа развивающих встреч «Лишних знаний не бывает» для учащихся 5 - 6-х классов школы №2. Активно использовались игровые формы. Например, познавательная игра «В поисках информации» состояла из различных конкурсов на основе энциклопедических изданий. Беседа «Синее, синее море» включала электронную фото-презентацию «Волшебный морской мир», и викторину «Морские обитатели». Литературная игра «Звездный час» состояла из конкурсов на лучшее знание устного народного творчества. В ходе виртуального экологического путешествия «Заглянем в мир живой природы» ребята узнавали интересные факты о лекарственных растениях, редких птицах и животных.

Для детей и подростков проводилась развивающая программа гражданско-правового воспитания «Дети имеют право».

На занятиях дети из подготовительной группой детского сада №11 получили общее представление об основных правах и свободах маленьких граждан России, познакомились с государственной символикой, все встречи проходили в игровой форме. В результате беседы «Символы и их значения» при помощи электронной презентации дети впервые познакомились с флагом, гербом, гимном своей страны, а также узнали о гербах г. Сланцы, Сланцевского района и Ленинградской области.

Для учащихся 3а класса школы №2 в рамках программы проведена музыкальная фото-презентация с творческими заданиями на тему «Наша Родина – Россия». На встрече «О чести и достоинстве» ребятам предложили разгадать кроссворд, и самостоятельно сформулировать тему диалога. Дети пытались дать свое определение понятиям «честь» и «достоинство», затем узнали, как эти слова трактуются в толковом словаре В.И.Даля. Яркими примерами стали поступки героев, описанные в произведениях А.Гайдара «Совесть» и Л.Пантелеева «Честное слово»; приводились примеры из жизни.

С подростками из школы-интерната №1 (7 - 8-е классы) проведен диалог о социально - опасных поступках «Ошибки молодости или незнание закона?». Обсуждали вопросы: "почему люди нарушают законы, которые они же и создают"; "в чем причина преступности и как можно ее предотвратить". Участники пытались правильно сформулировать понятие «правонарушение» и определить основные признаки и степени опасности правонарушения, отличие преступления от проступка. Вторая часть дискуссии была посвящена наркомании. Учащиеся узнали, что в библиотеке можно получить любую правовую и социально- значимую информацию, использовать как интернет-ресурсы и правовые базы, так и книжный фонд.

С учащимися 8 - 9-х классов школы-интерната №7 прошла беседа о неформальных молодежных объединениях, встреча называлась «Другие». Участники познакомились с терминами «неформал» и «субкультура», затем их вниманию был предложен видеоролик, созданый сотрудниками центра «Мост». Нужно открывать свои таланты, развивать свои способности, общаться с увлеченными людьми, только при этом нельзя забывать о законе - вот главный вывод, сделанный в ходе дискуссии.

Всего к услугами центра в течение года обратилось более 300 горожан, из них по вопросам, связанным с социально значимой информацией более 50. Анализируя деятельность центра следует отметить, что недостаточно велась работа с аудиторией взрослых, недостаточно привлекалось внимание к новым информационным технологиям и правовым базам данных. Вопросами, требующими решения в 2014 году остаются: регулярное обновление баз данных и электронных справочников системы «Кодекс»; формирование, систематизация и хранение фонда документов по вопросам местного самоуправления, как на бумажных носителях, так и в электронной форме; проведение встреч на актуальные и значимые для горожан темы.

Краеведческий отдел ЦГБ. Продолжает работу над созданием электронного краеведческого архива (текстовые материалы, фотоматериалы). Ежегодно главный библиограф составляет электронную версию информационного бюллетеня «Что читать о Сланцевском районе» (распространяется в электронном виде).

· Справочное обслуживание. Библиотечное обслуживания на основе использования компьютерных систем и технологий. Привлечение в библиотеку читателей, предпочитающих электронные ресурсы. Создание путеводителя по сайтам.

По наблюдению, растет количество справок, выполненных с использованием Интернет-ресурсов. Библиотекарь традиционно выполняет роль навигатора. В связи с этим, актуально постоянное обучение сотрудников навыкам работы в электронной среде. Как эффективно ориентироваться в пространстве интернета в течении года библиотекарям объясняла заведующая сектором информатизации и автоматизации библиотечных процессов отдела развития фонда. По результатам занятий составлена памятка «Библиотека в социальных сетях — использование коммуникативных ресурсов сети Интернет»: памятка для участников профессиональной творческой лаборатории /сост. Ю.Б.Щугорева. - Сланцы: МУК Сланцевская центральная городская библиотека, 2011.

Следует отметить, что ресурсы сети Интернет занимают значительное место в массовых мероприятиях МУК СЦГБ, очень популярна форма виртуального путешествия.

Библиотечно-библиографический отдел ЦГБ

В читальном зале продолжает пополняться папка с интернет-адресами для самостоятельных интернет-путешествий под названием «Интернет – новая территория книги». Добавлены адреса полезных сайтов для родителей в помощь воспитанию и образованию, адреса интересных туристических порталов в Санкт-Петербурге. Среди читателей популяризируется чтение в сети периодических изданий и книг. Для читателей есть возможность самостоятельной работы на компьютере и возможность воспользоваться помощью специалиста. В течение последних лет основным направлением являлась информационная поддержка образовательной деятельности.

В Краеведческом отделе ЦГБ в справочном обслуживании по краеведению активно используется электронная версия бюллетеня «Что читать о Сланцевском районе, 2005, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011,2012». Справки выполняются при участии главного библиографа. Интернет-ресурсы а ктивно используются в справочном обслуживании по краеведению. Поиск в Интернете необычайно результативен, открывается ценный краеведческий материал. Знание топонимики края, имен собственных позволяют вести успешный поиск в интернете.

Значительные для нашего краеведения сведения были найдены на сайте Национальный библиотечный ресурс. - режим доступа: https://www.natlib.ru/ Например, разнообразные первоисточники периода XIX — XX в.в., отчеты Гдовской уездной земской управы за разные годы. Много сведений удалось почерпнуть через Единый электронный каталог Российской государственной библиотеки. - режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/s97/s339

Использовались в поиске базы данных Мемориал — электронный архив. - режим доступа: https://www.obd-memorial.ru/ и Возвращенные имена. Северо-Запад России. - режим доступа: https://visz.nlr.ru/

Среди ресурсов, используемых в справочном обслуживании Главным библиографом:

Научная электронная библиотека. - режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp, Наследие Земли Псковской. - режим доступа: https://culture.pskov.ru/,

Национальный библиотечный ресурс. - режим доступа: https://www.natlib.ru/,

Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН). - режим доступа: https://arbicon.ru/,

Журнальный зал. - режим доступа: https://magazines.russ.ru/,

Электронные каталоги Российской Национальной Библиотеки. - режим доступа: https://www.nlr.ru/poisk/,

Единый электронный каталог Российской государственной библиотеки. - режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/s97/s339,

Российская Книжная Палата. - режим доступа: https://www.bookchamber.ru/,

Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина. - режим доступа: https://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx

В центральной городской детской библиотеке (медиатека, читальный зал, старший абонемент) выход в Интернет осуществляется под контролем специалистов и в соответствии с правилами безопасного пользования Интернетом. Пользователи посещают литературные, образовательные сайты, форум «Наш книжный круг, сайты ЛОДБ и СЦГБ, а также безопасные адреса в интернете. Для юных пользователей составлен рекомендательный список «Интересные и познавательные сайты в сети Интернет»: [папка-скоросшиватель] /сост. Н.В.Курова. - Сланцы: Центральная городская детская библиотека, 2012.

Также вниманию детей предлагались адреса vkontakte книжного магазина «Лавочка детских книг», издательств «Самокат», «Махаон», «Азбука», «Компас Гид». Для посетителей, интересующихся правовой информацией, в читальном зале на мониторе компьютера создана папка «Профи-клуб», где собрана информация о разных профессиях, учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования, информация для родителей выпускников. Здесь же находится папка «Все о праве» с адресами сайтов, на которых в доступной для детей форме подана правовая информация: «государство и дети», «президент России гражданам школьного возраста», «права ребенка - твои права», «права и дети в интернете». На старшем абонементе предлагались адреса интересных сайтов для девочек. Еще посетителям открывался адрес форума «Наш книжный круг» и cайт ЛОДБ. - режим доступа: www.lodbspb.ru.

Для открытия посетителями библиотеки новых возможностей интернета, безопасных сайтов была специально разработана программа встреч «Увлекательный мир».

В фонде медиатеки большой выбор развивающих игр, которые пользуются большим спросом. Имеются каталог электронных игровых изданий и каталог электронных научно-познавательных изданий. Многие с большим интересом приходят на занятия студии он-лайн-общения «МЫ ». В течение года прошли интернет-конференции.

В центральной детской библиотеке также осуществляется справочное обслуживание руководителей детского чтения (школьных библиотекарей, педагогов, воспитателей). В читальном зале собран блок уникальных методических материалов (журналы «Читаем, учимся, играем», «Последний звонок», «Книжки, нотки и игрушки…» и т.д.). Используется картотека «Сценарии литературных праздников, вечеров, конкурсов, утренников».

· Методическая работа

 

Имеется полноценная подписка на профессиональные периодические издания. Традиционно ведется аналитическая роспись профессиональных журналов: «Библиотека», «Библиотека и закон», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Библиография», «Независимый библиотечный адвокат», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Читаем. Учимся. Играем». Материал отражается в систематической картотеке статей, раздел 78.

На основе аналитической росписи подготовлены выпуски информационного бюллетеня «Что читать библиотекарю»: информационный бюллетень по материалам периодической печати (по фондам МУК СЦГБ) I полугодие 2012г. /Муниципальное учреждение культуры «Сланцевская центральная городская библиотека»; сост. В.М.Гуслина, – Сланцы, 2012. – 25c. и «Что читать библиотекарю»: информационный бюллетень по материалам периодической печати (по фондам МУК СЦГБ) II полугодие 2012г. /Муниципальное учреждение культуры «Сланцевская центральная городская библиотека»; сост. В.М.Гуслина, – Сланцы, 2011. – 19c.

Бюллетень распространяется в электронном виде. Материал сгруппирован по разделам: например, «Культура, состояние отрасли»; «Общество и библиотека»; «Библиотечное обслуживание»; «Организация и управление»; «Нормативно-правовая база», «Авторское право»; «Библиотечный интерьер, дизайн помещений»; «Социальное партнерство»; «Менеджмент качества»; «Маркетинг»; «Национальная программа чтения» и т.д.

В рамках профессионального обучения главный библиограф трижды провела занятие на тему «Новое в информировании различных групп читателей: Информирование индивидуальное, групповое, массовое. Использование современных технологий». Информирование - сквозная функция библиотеки, осуществляется на всех участках работы. По наблюдению, занятие на заявленную тему полезно как начинающим библиотекарям, так и библиотекарям со стажем. Цель занятий: повышение в профессиональном сознании сотрудников значимости информационного обслуживания; формирование понимания об информационном обслуживании как комплексной деятельности, которое включает систематическое изучение потребностей читателей; совершенствование справочно-библиографического аппарата; мониторинг профильных информационных ресурсов; рекламирование возможностей использования электронных информационных ресурсов). Задача занятий: закрепить представление об информационного обслуживания как обязательном элементе деятельности; дать пояснения и комментарии к формам учета.

Методический кабинет работает также в рамках центральной детской библиотеки. Оказывается методическая помощь школьным библиотекарям, педагогам, воспитателям, методистам города и района. Помощь заключается в предоставлении информации из различных справочных издании, собранных в читальном зале - книг, журналов, электронных изданий.

· Информирование.

На сегодня результат работы по информированию в МУК СЦГБ выглядит таким образом:

Информирование МУК СЦГБ

 

Подразделение Индивидуальное информирование (Абоненты) МУК СЦГБ Групповое информирование (Абоненты) МУК СЦГБ
Центральная городская библиотека Отдел Библиотечно-библиографического обслуживания 6 абонентов (в рамках старшего абонемента) 5 абонентов: 1) любительское объединение «Жизнелюб» 2) любительское объединение «Открытие» 3) группа учителей-психологов 4) группа родителей, приемных родителей и опекунов 5) группа читателей, увлеченных декоративно-прикладной деятельностью
Центральная городская библиотека Отдел краеведения и редкой книги 51 абонент: 27 абонентов (в рамках любительского объединения «Краевед»); 6 абонентов (в рамках любительского объединения «Ковчег»); 18 абонентов (в рамках любительского объединения «ЛитО») 4 абонента: 1) любительское объединение «Краевед» 2) любительское объединение «Лито» 3) группа руководителей подразделений МУК СЦГБ (тема краеведение) 4) группа Молодежный библиотечный центр «Мост»
Центральная городская библиотека Молодежный библиотечный центр «Мост»   12 абонентов (в рамках абонемента)  
Центральная городская библиотека Методический кабинет   1 абонент: группа руководителей подразделений МУК СЦГБ (тема новое в библиотечном обслуживании)
Центральная городская детская библиотека 5 абонентов: 1 - в рамках информационно-демонстрационного зала 4 — в рамках старшего абонемента 3 абонента 1) группа студия «Мы» в рамках информационно-демонстрационного зала 2) группа учащихся начальных классов школ города 3) группа воспитанников учреждений дошкольного образования города
Библиотека для детей и взрослых в Лучках 4 абонента (в рамках абонемента) 2 абонента: 1) группа садоводов-любителей 2) группа «семьи с детьми-дошкольниками»
Всего в МУК СЦГБ 78 абонентов 15 абонентов

 

Примеры.

В отделе краеведения до абонентов индивидуального информирования доводилась информация о новых поступлениях в фонд библиотеки, о книгах, полученных во временное пользование из фондов Ленинградской областной научной библиотеки по МБА.

Для библиотекарей и руководителей подразделений МУК СЦГБ г лавный библиограф ЦГБ готовит информационный бюллетень «Что читать библиотекарю?» Имеется два выпуска: I-я половина, II-я половина года. Бюллетень предполагается размещать на сайте МУК СЦГБ.

В центральной детской библиотеке абонентом группового информирования являются: ученики начальных классов школ города, для них ведущийбиблиотекарь Ю.В.Шилина ежегодно разрабатывает списки летнего чтения. Другой абонент - дети-участники студии on-line-общения «МЫ», для них библиотекарь медиатеки Н.В.Курова готовит информацию о новых поступлениях в фонд библиотеки.

· Массовое информирование. Выпуск библиотечно-библиографической продукции.

 

Поддержка сайта (сайты библиотек содержат массивы библиографических данных). Сайт - реальный экономичный инструмент уведомления о поступивших в библиотеку изданиях и массового информирования.

Сайт и форум Сланцевской центральной городской библиотеки (созданы в мае 2008г.). Планируется работа по активному продвижению сайта к потенциальным пользователям.

Выпуск библиотечно-библиографической продукции.

Отдел развития фондов ЦГБ в 2011г. восстановил выпуск информационного бюллетеня «Новые книги, поступившие в фонды МУК СЦГБ». Вышли в свет выпуски за 1, 2, 3-й кварталы. Отдельно издан Информационный список литературы, поступившей в отдел по работе с межпоселенческим фондом МБУК СЦГБ. 2012 год – 3-й квартал /сост. А.В.Катушкина; компьютерная верстка и печать Л.В.Сердюк. - Сланцы: МУК СЦГБ, Отдел развития фондов, 2013.- 72с.

К сожалению, в пропаганде ресурсов мало используется такой канал массового информирования, как СМИ. На страницах газеты «Знамя труда» традиционно присутствуют и преобладают анонсы мероприятий, отчеты о социо-культурной деятельности.

· Пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Воспитание культуры пользования библиотекой. Обучение навыкам использования информационных технологий

 

Для широкого круга пользователей в целях информирования о каталогах и принципах их организации Отдел развития фонда разработал памятку «Как пользоваться каталогами библиотеки»: (памятка для читателя) /сост. Л.В.Сердюк; отв. за выпуск А.В.Катушкина. - Сланцы: МУК Сланцевская центральная городская библиотека, Отдел развития фондов. - 2013. - 7с. Отдел также оформил плакат «Таблицы Библиотечно-Библиографической Классификации. Плакат размещен в каждой библиотеке в зоне справочно-библиографического аппарата.

Для людей пожилого возраста освоение компьютера становится проблемой. В процессе общения с людьми старшего поколения библиотекарям стало понятно, что это знание особенно будет востребовано, что именно у старшего поколения имеется потребность в приобретении хотя бы первичных навыков работы на компьютере и поиску информации в Интернете. К тому же, библиотеки постоянно рекламируют возможность бесплатного использования сети Интернет в образовательных целях.

О насущности и результатах этой деятельности красноречиво говорит заметка в местной газете «Благодарят за учебу»: [группа пенсионеров, изучающих приемы работы на компьютере в центральной городской библиотеке, благодарят М.Б.Орлову и руководство библиотеки за предоставленную возможность бесплатно изучать основы компьютерной грамотности] //Знамя труда. – 2011. – 6мая. – С.15.

Библиотечно-библиографический отдел ЦГБ. Центр правовой и деловой информации. В сентябре 2010 года впервые в рамках программы «Общение без границ» организованы занятия по приобретению навыков работы на компьютере и поиску информации в сети Интернет для людей старшего возраста. Задача - не только обучить пожилых людей компьютерной грамотности, но и предоставить им возможность для дополнительного общения, социальной адаптации, поиска новой работы или реализации творческих планов с помощью Интернета. В программу обучения вошлиосновы работы на персональном компьютере, работа с современными средствами связи и коммуникации (электронная почта, Skype). Особое внимание было уделено работе в сети Интернет. Виртуальные путешествия происходят на каждом занятии. Состоялось знакомство с сайтом Сланцевской центральной городской библиотеки, порталом города Сланцы и сайтом администрации Сланцевского района, сайтами органов власти, Президента, Правительства, Пенсионного фонда и др. В процессе занятий использовались и популяризировались локальные электронные ресурсы библиотеки – электронные правовые системы «Кодекс» и «Законодательство России». См. отчет о программе.

Кроме этого курсы помогают пожилым людям открыть новые возможности для общения, а так же найти информацию по интересам, для женщин, например, это рукоделие, цветоводство; для мужчин - чтение книг, журналов в режиме online.

В 2012 году на курсы было записано: в феврале-марте 32 человека, в октябре-декабре 36 человек. При этом поток желающих не иссякал даже после того, как группы были сформированы и уже приступили к занятиям, что является показателем актуальности программы.

Каждое занятие завершалось знакомством с интересными сайтами (сайты Президента, Правительства, Пенсионного фонда, муниципального образования Сланцевский район, Сланцевской городской библиотеки). Также слушатели курсов познакомились с электронными правовыми системами «Консультант Плюс» и «Законодательство России».

Центральная городская детская библиотека

В части воспитания культуры пользования библиотекой следует отметить, что самая распространенная форма – экскурсии по библиотеке. Цель - демонстрация возможностей библиотеки, знакомство с устройством и структурой, правилами пользования. Библиотека позиционирует себя не только как место, куда можно обратиться за интересной книгой или необходимой информацией, но и как место проведения содержательного и интересного досуга. Библиотека заявлена как интересное, безопасное место, куда стоит заходить не только по необходимости, но и просто так, по порыву души. Одна из стратегий работы детской библиотеки — создание информационной среды, отвечающей потребностям детей и подростков. Для этого разработана программа «Детский информационный мир», в составе которой «Школа информационной культуры».

Программа «Моя первая библиотека» знакомит детей с возможностями детской библиотеки, формирует умение ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять поиск. Формы мероприятий: экскурсии по библиотеке для воспитанников детских садов и учащихся первых классов, занятия, рассказывающие о структуре книги, обзоры журналов и сайтов популярных детских журналов. На занятии «Как рождается книга? » дошкольники (подготовительные группы д/с №1) смотрят электронную презентацию «Тайна рождения книги», которая рассказывает о возникновении письменности и о технологиях появления книг в разные исторические эпохи и фрагмент мультфильма «Как было написано первое письмо». Участникам предлагается дома самостоятельно создать книжку-картинку.

Для детей старшей группы детского сада №7, 1 и 2-й старших групп детского сада №5, старшей группы детского сада №10 были проведены экскурсии «Дом, где живут книги», в процессе которых они познакомились с детской библиотекой: абонементом, читальным залом и информационно-демонстрационным залом, узнали о книгах и журналах, которые могут взять домой, о выставках и возможности поиграть в компьютерные игры. Дети приняли участие в викторине «Любимые сказки» и посмотрели на большом экране фрагмент м/ф «По дороге с облаками». Встреча «В гостях у книжек» была проведена для 1-б класса школы №1 (26 чел.). На младшем абонементе состоялся обзор «Осенний книжный звездопад», после чего детям было предложено отметить понравившуюся книгу. Проведена игра «По следам Почемучки».

«Как рождается книга»: интегрированное занятие о структуре книги с группой продлённого дня 1-х классов школы №1 и учащихся 2-г класса школы №3 (группа продлённого дня - 11 человек, 2-г класс школы №3 - 26 человек). Цель занятия: развитие интереса к книге. Задача: объяснить в увлекательной форме детям структуру книги и познакомить с историей ее появления. Показана презентация «Как рождается книга», созданная по мотивам книги Б.Зубкова «Книжка про книжку». Завершила встречу игра по немецкой методике: из карточек с картинками дети складывали алфавит, а затем, выбрав две понравившиеся картинки, придумывали свои истории.

На уроке-знакомстве «Путешествие в страну Журналию» для учащихся 3-а и 3-г классов школы №3 состоялся обзор детских журналов из фонда информационно-демонстрационного зала, в ходе которого они отгадывали загадки из журнала «Свирелька», слушали интересную информацию. В заключение ребята познакомились с сайтом журнала «Мурзилка», узнали, что здесь можно раскрашивать, играть и читать старые и новые номера журнала. В интернете можно прочесть также журнал «Апельсин», которого нет еще в детской библиотеке. Заинтересовал ребят и сайт журнала по основам безопасности жизни «Спасайкин» и т. д.

«Приоткроем в книжку дверь»: библиографическая игра по структуре книги (школа №3, 5-а и 5-г классы).Разговор с читателями шел о книгах, которые привлекают внимание ребят. Большинство подростков обращают внимание на яркие обложки, иллюстрации. Читателям было предложено ответить на вопросы викторины, например: "какой элемент книги очень похож на паспорт?", "найдите в книге элемент, который можно считать рекламой?", "книга - незнакомый город; что поможет в нем ориентироваться?" Другое задание давало возможность пофантазировать. Ребята должны были продолжить фразу: «Я открываю книгу...». Каждый увидел что-то свое, например: «...попадаю в фантастический мир необычных животных, узнаю о них все, что они делали, чем питались»; «...попадаю в таинственный дом, содержание помогает мне узнать, кто в нем живет, есть двери (шмуцтитулы), которые ведут в отдельные комнаты (главы)»; «...вижу иллюстрации, которые похожи на освещенные окна дома» В результате ребята в игровой форме получили представление о структуре книги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: