Работа строилась по следующим направлениям.
· Библиографирование произведений печати; работа в систематической картотеке статей и прочих картотеках. Совершенствование справочно-библиографического аппарата как базы информационного и справочно-библиографического обслуживания.
В рамках отдела развития фондов ЦГБ освоены АРМы «Комплектатор», «Катологизатор» АБИС «Академия». Освоен АРМ «Библиограф», конкретно аналитическая роспись периодических изданий — обрабатывается около пятидесяти названий журналов для детей и взрослых, в том числе, литературно-художественные, исторические журналы, а также статьи краеведческой тематики из сборников. Библиографы также осуществляют регистрацию вновь поступающей периодики, с целью контроля ведут список «Периодические издания не полученные библиотекой» - это важно для учета фонда.
Аналитическая роспись вне АБИС «Академия» ведется во всех подразделениях МУК СЦГБ. Во всех подразделениях налажена печать карточки на принтере.
Отдел краеведения и редкой книги ЦГБ
Интенсивный рост фонда в части пополнения фотодокументами, интернет-ресурсами делает актуальным работу по дальнейшему совершенствованию краеведческого СБА (краеведческая картотека статей, краеведческая картотека знаменательных дат; тематические папки-досье), многоаспектному отражению поступающих документов.
Сделана аналитическая роспись некоторых материалов из газеты «Знамя труда» за период 1950 - 70 — 80 — 90-е годы, не отраженных в свое время в краеведческой картотеке. Тематика материалов разнообразная. Сформированы блоки: «сланцевчане-авиаторы», «сланцевская библиотека», «трудовые династии», «сланцевское литобъединение», «первостроители города».
|
В Центральной городской детской библиотеке налажена аналитическая роспись газет и журналов. Функцию выполняет сотрудник читального зала. Постоянно отслеживается характер запросов читателей и выявляется стратегия поиска информации. В читальном зале актуальны такие тематические картотеки: «Сценарии литературных праздников, вечеров, утренников», «Праздничный калейдоскоп», «Тематическая картотека поэзии», «Мой компьютер», «Хочу узнать себя», «В грозные годы», «Мой город», «Выбираю будущее».
На старшем абонементе актуальны картотеки: «Твое любимое хобби»; «Самое интересное для девочек»; «Твой сверстник на войне».
· Создание и наличие электронных баз данных.
Центр правовой и деловой информации. Для выполнения поиска информации активно используются скоростной Интернет и электронные системы «Законодательство России» и «Консультант Плюс». Тематика запросов самая различная: жилищные отношения, вопросы опеки и попечительства, тарифы ЖКХ, пенсии и льготы, вопросы трудового законодательства, обращения в органы государственной власти и т.д.
В электронной правовой системе «Консультант Плюс» установлены следующие базы данных:
·Законодательство с комментариями и консультациями
·Судебная практика
·Финансовые и кадровые консультации
·Формы документов
·Законопроекты
·Международные правовые акты
·Правовые акты по здравоохранению
·Технические нормы и правила
«Законодательство России» - бесплатная информационно поисковая система, которая включает в себя более 1,5 млн. документов, единственный электронный источник правовой информации, на который вправе ссылаться в ходе ведения юридического дела.В «Законодательство России» входят:
|
ñ Законодательство РФ (документы с 1937 года)
·Свод законов Российской империи (включает «Свод Законов Российской империи» в 16 томах 1906 года издания)
·Официальные периодические издания
·Региональное законодательство
Формируется архив документов муниципального образования Сланцевский район - база данных местного законодательства, как в печатной, так и в электронной формах.
В 2013 году осуществлялась программа развивающих встреч «Лишних знаний не бывает» для учащихся 5 - 6-х классов школы №2. Активно использовались игровые формы. Например, познавательная игра «В поисках информации» состояла из различных конкурсов на основе энциклопедических изданий. Беседа «Синее, синее море» включала электронную фото-презентацию «Волшебный морской мир», и викторину «Морские обитатели». Литературная игра «Звездный час» состояла из конкурсов на лучшее знание устного народного творчества. В ходе виртуального экологического путешествия «Заглянем в мир живой природы» ребята узнавали интересные факты о лекарственных растениях, редких птицах и животных.
Для детей и подростков проводилась развивающая программа гражданско-правового воспитания «Дети имеют право».
На занятиях дети из подготовительной группой детского сада №11 получили общее представление об основных правах и свободах маленьких граждан России, познакомились с государственной символикой, все встречи проходили в игровой форме. В результате беседы «Символы и их значения» при помощи электронной презентации дети впервые познакомились с флагом, гербом, гимном своей страны, а также узнали о гербах г. Сланцы, Сланцевского района и Ленинградской области.
|
Для учащихся 3а класса школы №2 в рамках программы проведена музыкальная фото-презентация с творческими заданиями на тему «Наша Родина – Россия». На встрече «О чести и достоинстве» ребятам предложили разгадать кроссворд, и самостоятельно сформулировать тему диалога. Дети пытались дать свое определение понятиям «честь» и «достоинство», затем узнали, как эти слова трактуются в толковом словаре В.И.Даля. Яркими примерами стали поступки героев, описанные в произведениях А.Гайдара «Совесть» и Л.Пантелеева «Честное слово»; приводились примеры из жизни.
С подростками из школы-интерната №1 (7 - 8-е классы) проведен диалог о социально - опасных поступках «Ошибки молодости или незнание закона?». Обсуждали вопросы: "почему люди нарушают законы, которые они же и создают"; "в чем причина преступности и как можно ее предотвратить". Участники пытались правильно сформулировать понятие «правонарушение» и определить основные признаки и степени опасности правонарушения, отличие преступления от проступка. Вторая часть дискуссии была посвящена наркомании. Учащиеся узнали, что в библиотеке можно получить любую правовую и социально- значимую информацию, использовать как интернет-ресурсы и правовые базы, так и книжный фонд.
С учащимися 8 - 9-х классов школы-интерната №7 прошла беседа о неформальных молодежных объединениях, встреча называлась «Другие». Участники познакомились с терминами «неформал» и «субкультура», затем их вниманию был предложен видеоролик, созданый сотрудниками центра «Мост». Нужно открывать свои таланты, развивать свои способности, общаться с увлеченными людьми, только при этом нельзя забывать о законе - вот главный вывод, сделанный в ходе дискуссии.
Всего к услугами центра в течение года обратилось более 300 горожан, из них по вопросам, связанным с социально значимой информацией более 50. Анализируя деятельность центра следует отметить, что недостаточно велась работа с аудиторией взрослых, недостаточно привлекалось внимание к новым информационным технологиям и правовым базам данных. Вопросами, требующими решения в 2014 году остаются: регулярное обновление баз данных и электронных справочников системы «Кодекс»; формирование, систематизация и хранение фонда документов по вопросам местного самоуправления, как на бумажных носителях, так и в электронной форме; проведение встреч на актуальные и значимые для горожан темы.
Краеведческий отдел ЦГБ. Продолжает работу над созданием электронного краеведческого архива (текстовые материалы, фотоматериалы). Ежегодно главный библиограф составляет электронную версию информационного бюллетеня «Что читать о Сланцевском районе» (распространяется в электронном виде).
· Справочное обслуживание. Библиотечное обслуживания на основе использования компьютерных систем и технологий. Привлечение в библиотеку читателей, предпочитающих электронные ресурсы. Создание путеводителя по сайтам.
По наблюдению, растет количество справок, выполненных с использованием Интернет-ресурсов. Библиотекарь традиционно выполняет роль навигатора. В связи с этим, актуально постоянное обучение сотрудников навыкам работы в электронной среде. Как эффективно ориентироваться в пространстве интернета в течении года библиотекарям объясняла заведующая сектором информатизации и автоматизации библиотечных процессов отдела развития фонда. По результатам занятий составлена памятка «Библиотека в социальных сетях — использование коммуникативных ресурсов сети Интернет»: памятка для участников профессиональной творческой лаборатории /сост. Ю.Б.Щугорева. - Сланцы: МУК Сланцевская центральная городская библиотека, 2011.
Следует отметить, что ресурсы сети Интернет занимают значительное место в массовых мероприятиях МУК СЦГБ, очень популярна форма виртуального путешествия.
Библиотечно-библиографический отдел ЦГБ
В читальном зале продолжает пополняться папка с интернет-адресами для самостоятельных интернет-путешествий под названием «Интернет – новая территория книги». Добавлены адреса полезных сайтов для родителей в помощь воспитанию и образованию, адреса интересных туристических порталов в Санкт-Петербурге. Среди читателей популяризируется чтение в сети периодических изданий и книг. Для читателей есть возможность самостоятельной работы на компьютере и возможность воспользоваться помощью специалиста. В течение последних лет основным направлением являлась информационная поддержка образовательной деятельности.
В Краеведческом отделе ЦГБ в справочном обслуживании по краеведению активно используется электронная версия бюллетеня «Что читать о Сланцевском районе, 2005, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011,2012». Справки выполняются при участии главного библиографа. Интернет-ресурсы а ктивно используются в справочном обслуживании по краеведению. Поиск в Интернете необычайно результативен, открывается ценный краеведческий материал. Знание топонимики края, имен собственных позволяют вести успешный поиск в интернете.
Значительные для нашего краеведения сведения были найдены на сайте Национальный библиотечный ресурс. - режим доступа: https://www.natlib.ru/ Например, разнообразные первоисточники периода XIX — XX в.в., отчеты Гдовской уездной земской управы за разные годы. Много сведений удалось почерпнуть через Единый электронный каталог Российской государственной библиотеки. - режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/s97/s339
Использовались в поиске базы данных Мемориал — электронный архив. - режим доступа: https://www.obd-memorial.ru/ и Возвращенные имена. Северо-Запад России. - режим доступа: https://visz.nlr.ru/
Среди ресурсов, используемых в справочном обслуживании Главным библиографом:
Научная электронная библиотека. - режим доступа: https://elibrary.ru/defaultx.asp, Наследие Земли Псковской. - режим доступа: https://culture.pskov.ru/,
Национальный библиотечный ресурс. - режим доступа: https://www.natlib.ru/,
Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН). - режим доступа: https://arbicon.ru/,
Журнальный зал. - режим доступа: https://magazines.russ.ru/,
Электронные каталоги Российской Национальной Библиотеки. - режим доступа: https://www.nlr.ru/poisk/,
Единый электронный каталог Российской государственной библиотеки. - режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/s97/s339,
Российская Книжная Палата. - режим доступа: https://www.bookchamber.ru/,
Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина. - режим доступа: https://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
В центральной городской детской библиотеке (медиатека, читальный зал, старший абонемент) выход в Интернет осуществляется под контролем специалистов и в соответствии с правилами безопасного пользования Интернетом. Пользователи посещают литературные, образовательные сайты, форум «Наш книжный круг, сайты ЛОДБ и СЦГБ, а также безопасные адреса в интернете. Для юных пользователей составлен рекомендательный список «Интересные и познавательные сайты в сети Интернет»: [папка-скоросшиватель] /сост. Н.В.Курова. - Сланцы: Центральная городская детская библиотека, 2012.
Также вниманию детей предлагались адреса vkontakte книжного магазина «Лавочка детских книг», издательств «Самокат», «Махаон», «Азбука», «Компас Гид». Для посетителей, интересующихся правовой информацией, в читальном зале на мониторе компьютера создана папка «Профи-клуб», где собрана информация о разных профессиях, учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования, информация для родителей выпускников. Здесь же находится папка «Все о праве» с адресами сайтов, на которых в доступной для детей форме подана правовая информация: «государство и дети», «президент России гражданам школьного возраста», «права ребенка - твои права», «права и дети в интернете». На старшем абонементе предлагались адреса интересных сайтов для девочек. Еще посетителям открывался адрес форума «Наш книжный круг» и cайт ЛОДБ. - режим доступа: www.lodbspb.ru.
Для открытия посетителями библиотеки новых возможностей интернета, безопасных сайтов была специально разработана программа встреч «Увлекательный мир».
В фонде медиатеки большой выбор развивающих игр, которые пользуются большим спросом. Имеются каталог электронных игровых изданий и каталог электронных научно-познавательных изданий. Многие с большим интересом приходят на занятия студии он-лайн-общения «МЫ ». В течение года прошли интернет-конференции.
В центральной детской библиотеке также осуществляется справочное обслуживание руководителей детского чтения (школьных библиотекарей, педагогов, воспитателей). В читальном зале собран блок уникальных методических материалов (журналы «Читаем, учимся, играем», «Последний звонок», «Книжки, нотки и игрушки…» и т.д.). Используется картотека «Сценарии литературных праздников, вечеров, конкурсов, утренников».
· Методическая работа
Имеется полноценная подписка на профессиональные периодические издания. Традиционно ведется аналитическая роспись профессиональных журналов: «Библиотека», «Библиотека и закон», «Библиотековедение», «Библиотечное дело», «Библиография», «Независимый библиотечный адвокат», «Справочник руководителя учреждения культуры», «Читаем. Учимся. Играем». Материал отражается в систематической картотеке статей, раздел 78.
На основе аналитической росписи подготовлены выпуски информационного бюллетеня «Что читать библиотекарю»: информационный бюллетень по материалам периодической печати (по фондам МУК СЦГБ) I полугодие 2012г. /Муниципальное учреждение культуры «Сланцевская центральная городская библиотека»; сост. В.М.Гуслина, – Сланцы, 2012. – 25c. и «Что читать библиотекарю»: информационный бюллетень по материалам периодической печати (по фондам МУК СЦГБ) II полугодие 2012г. /Муниципальное учреждение культуры «Сланцевская центральная городская библиотека»; сост. В.М.Гуслина, – Сланцы, 2011. – 19c.
Бюллетень распространяется в электронном виде. Материал сгруппирован по разделам: например, «Культура, состояние отрасли»; «Общество и библиотека»; «Библиотечное обслуживание»; «Организация и управление»; «Нормативно-правовая база», «Авторское право»; «Библиотечный интерьер, дизайн помещений»; «Социальное партнерство»; «Менеджмент качества»; «Маркетинг»; «Национальная программа чтения» и т.д.
В рамках профессионального обучения главный библиограф трижды провела занятие на тему «Новое в информировании различных групп читателей: Информирование индивидуальное, групповое, массовое. Использование современных технологий». Информирование - сквозная функция библиотеки, осуществляется на всех участках работы. По наблюдению, занятие на заявленную тему полезно как начинающим библиотекарям, так и библиотекарям со стажем. Цель занятий: повышение в профессиональном сознании сотрудников значимости информационного обслуживания; формирование понимания об информационном обслуживании как комплексной деятельности, которое включает систематическое изучение потребностей читателей; совершенствование справочно-библиографического аппарата; мониторинг профильных информационных ресурсов; рекламирование возможностей использования электронных информационных ресурсов). Задача занятий: закрепить представление об информационного обслуживания как обязательном элементе деятельности; дать пояснения и комментарии к формам учета.
Методический кабинет работает также в рамках центральной детской библиотеки. Оказывается методическая помощь школьным библиотекарям, педагогам, воспитателям, методистам города и района. Помощь заключается в предоставлении информации из различных справочных издании, собранных в читальном зале - книг, журналов, электронных изданий.
· Информирование.
На сегодня результат работы по информированию в МУК СЦГБ выглядит таким образом:
Информирование МУК СЦГБ
Подразделение | Индивидуальное информирование (Абоненты) МУК СЦГБ | Групповое информирование (Абоненты) МУК СЦГБ |
Центральная городская библиотека Отдел Библиотечно-библиографического обслуживания | 6 абонентов (в рамках старшего абонемента) | 5 абонентов: 1) любительское объединение «Жизнелюб» 2) любительское объединение «Открытие» 3) группа учителей-психологов 4) группа родителей, приемных родителей и опекунов 5) группа читателей, увлеченных декоративно-прикладной деятельностью |
Центральная городская библиотека Отдел краеведения и редкой книги | 51 абонент: 27 абонентов (в рамках любительского объединения «Краевед»); 6 абонентов (в рамках любительского объединения «Ковчег»); 18 абонентов (в рамках любительского объединения «ЛитО») | 4 абонента: 1) любительское объединение «Краевед» 2) любительское объединение «Лито» 3) группа руководителей подразделений МУК СЦГБ (тема краеведение) 4) группа Молодежный библиотечный центр «Мост» |
Центральная городская библиотека Молодежный библиотечный центр «Мост» | 12 абонентов (в рамках абонемента) | |
Центральная городская библиотека Методический кабинет | 1 абонент: группа руководителей подразделений МУК СЦГБ (тема новое в библиотечном обслуживании) | |
Центральная городская детская библиотека | 5 абонентов: 1 - в рамках информационно-демонстрационного зала 4 — в рамках старшего абонемента | 3 абонента 1) группа студия «Мы» в рамках информационно-демонстрационного зала 2) группа учащихся начальных классов школ города 3) группа воспитанников учреждений дошкольного образования города |
Библиотека для детей и взрослых в Лучках | 4 абонента (в рамках абонемента) | 2 абонента: 1) группа садоводов-любителей 2) группа «семьи с детьми-дошкольниками» |
Всего в МУК СЦГБ | 78 абонентов | 15 абонентов |
Примеры.
В отделе краеведения до абонентов индивидуального информирования доводилась информация о новых поступлениях в фонд библиотеки, о книгах, полученных во временное пользование из фондов Ленинградской областной научной библиотеки по МБА.
Для библиотекарей и руководителей подразделений МУК СЦГБ г лавный библиограф ЦГБ готовит информационный бюллетень «Что читать библиотекарю?» Имеется два выпуска: I-я половина, II-я половина года. Бюллетень предполагается размещать на сайте МУК СЦГБ.
В центральной детской библиотеке абонентом группового информирования являются: ученики начальных классов школ города, для них ведущийбиблиотекарь Ю.В.Шилина ежегодно разрабатывает списки летнего чтения. Другой абонент - дети-участники студии on-line-общения «МЫ», для них библиотекарь медиатеки Н.В.Курова готовит информацию о новых поступлениях в фонд библиотеки.
· Массовое информирование. Выпуск библиотечно-библиографической продукции.
Поддержка сайта (сайты библиотек содержат массивы библиографических данных). Сайт - реальный экономичный инструмент уведомления о поступивших в библиотеку изданиях и массового информирования.
Сайт и форум Сланцевской центральной городской библиотеки (созданы в мае 2008г.). Планируется работа по активному продвижению сайта к потенциальным пользователям.
Выпуск библиотечно-библиографической продукции.
Отдел развития фондов ЦГБ в 2011г. восстановил выпуск информационного бюллетеня «Новые книги, поступившие в фонды МУК СЦГБ». Вышли в свет выпуски за 1, 2, 3-й кварталы. Отдельно издан Информационный список литературы, поступившей в отдел по работе с межпоселенческим фондом МБУК СЦГБ. 2012 год – 3-й квартал /сост. А.В.Катушкина; компьютерная верстка и печать Л.В.Сердюк. - Сланцы: МУК СЦГБ, Отдел развития фондов, 2013.- 72с.
К сожалению, в пропаганде ресурсов мало используется такой канал массового информирования, как СМИ. На страницах газеты «Знамя труда» традиционно присутствуют и преобладают анонсы мероприятий, отчеты о социо-культурной деятельности.
· Пропаганда библиотечно-библиографических знаний. Воспитание культуры пользования библиотекой. Обучение навыкам использования информационных технологий
Для широкого круга пользователей в целях информирования о каталогах и принципах их организации Отдел развития фонда разработал памятку «Как пользоваться каталогами библиотеки»: (памятка для читателя) /сост. Л.В.Сердюк; отв. за выпуск А.В.Катушкина. - Сланцы: МУК Сланцевская центральная городская библиотека, Отдел развития фондов. - 2013. - 7с. Отдел также оформил плакат «Таблицы Библиотечно-Библиографической Классификации. Плакат размещен в каждой библиотеке в зоне справочно-библиографического аппарата.
Для людей пожилого возраста освоение компьютера становится проблемой. В процессе общения с людьми старшего поколения библиотекарям стало понятно, что это знание особенно будет востребовано, что именно у старшего поколения имеется потребность в приобретении хотя бы первичных навыков работы на компьютере и поиску информации в Интернете. К тому же, библиотеки постоянно рекламируют возможность бесплатного использования сети Интернет в образовательных целях.
О насущности и результатах этой деятельности красноречиво говорит заметка в местной газете «Благодарят за учебу»: [группа пенсионеров, изучающих приемы работы на компьютере в центральной городской библиотеке, благодарят М.Б.Орлову и руководство библиотеки за предоставленную возможность бесплатно изучать основы компьютерной грамотности] //Знамя труда. – 2011. – 6мая. – С.15.
Библиотечно-библиографический отдел ЦГБ. Центр правовой и деловой информации. В сентябре 2010 года впервые в рамках программы «Общение без границ» организованы занятия по приобретению навыков работы на компьютере и поиску информации в сети Интернет для людей старшего возраста. Задача - не только обучить пожилых людей компьютерной грамотности, но и предоставить им возможность для дополнительного общения, социальной адаптации, поиска новой работы или реализации творческих планов с помощью Интернета. В программу обучения вошлиосновы работы на персональном компьютере, работа с современными средствами связи и коммуникации (электронная почта, Skype). Особое внимание было уделено работе в сети Интернет. Виртуальные путешествия происходят на каждом занятии. Состоялось знакомство с сайтом Сланцевской центральной городской библиотеки, порталом города Сланцы и сайтом администрации Сланцевского района, сайтами органов власти, Президента, Правительства, Пенсионного фонда и др. В процессе занятий использовались и популяризировались локальные электронные ресурсы библиотеки – электронные правовые системы «Кодекс» и «Законодательство России». См. отчет о программе.
Кроме этого курсы помогают пожилым людям открыть новые возможности для общения, а так же найти информацию по интересам, для женщин, например, это рукоделие, цветоводство; для мужчин - чтение книг, журналов в режиме online.
В 2012 году на курсы было записано: в феврале-марте 32 человека, в октябре-декабре 36 человек. При этом поток желающих не иссякал даже после того, как группы были сформированы и уже приступили к занятиям, что является показателем актуальности программы.
Каждое занятие завершалось знакомством с интересными сайтами (сайты Президента, Правительства, Пенсионного фонда, муниципального образования Сланцевский район, Сланцевской городской библиотеки). Также слушатели курсов познакомились с электронными правовыми системами «Консультант Плюс» и «Законодательство России».
Центральная городская детская библиотека
В части воспитания культуры пользования библиотекой следует отметить, что самая распространенная форма – экскурсии по библиотеке. Цель - демонстрация возможностей библиотеки, знакомство с устройством и структурой, правилами пользования. Библиотека позиционирует себя не только как место, куда можно обратиться за интересной книгой или необходимой информацией, но и как место проведения содержательного и интересного досуга. Библиотека заявлена как интересное, безопасное место, куда стоит заходить не только по необходимости, но и просто так, по порыву души. Одна из стратегий работы детской библиотеки — создание информационной среды, отвечающей потребностям детей и подростков. Для этого разработана программа «Детский информационный мир», в составе которой «Школа информационной культуры».
Программа «Моя первая библиотека» знакомит детей с возможностями детской библиотеки, формирует умение ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять поиск. Формы мероприятий: экскурсии по библиотеке для воспитанников детских садов и учащихся первых классов, занятия, рассказывающие о структуре книги, обзоры журналов и сайтов популярных детских журналов. На занятии «Как рождается книга? » дошкольники (подготовительные группы д/с №1) смотрят электронную презентацию «Тайна рождения книги», которая рассказывает о возникновении письменности и о технологиях появления книг в разные исторические эпохи и фрагмент мультфильма «Как было написано первое письмо». Участникам предлагается дома самостоятельно создать книжку-картинку.
Для детей старшей группы детского сада №7, 1 и 2-й старших групп детского сада №5, старшей группы детского сада №10 были проведены экскурсии «Дом, где живут книги», в процессе которых они познакомились с детской библиотекой: абонементом, читальным залом и информационно-демонстрационным залом, узнали о книгах и журналах, которые могут взять домой, о выставках и возможности поиграть в компьютерные игры. Дети приняли участие в викторине «Любимые сказки» и посмотрели на большом экране фрагмент м/ф «По дороге с облаками». Встреча «В гостях у книжек» была проведена для 1-б класса школы №1 (26 чел.). На младшем абонементе состоялся обзор «Осенний книжный звездопад», после чего детям было предложено отметить понравившуюся книгу. Проведена игра «По следам Почемучки».
«Как рождается книга»: интегрированное занятие о структуре книги с группой продлённого дня 1-х классов школы №1 и учащихся 2-г класса школы №3 (группа продлённого дня - 11 человек, 2-г класс школы №3 - 26 человек). Цель занятия: развитие интереса к книге. Задача: объяснить в увлекательной форме детям структуру книги и познакомить с историей ее появления. Показана презентация «Как рождается книга», созданная по мотивам книги Б.Зубкова «Книжка про книжку». Завершила встречу игра по немецкой методике: из карточек с картинками дети складывали алфавит, а затем, выбрав две понравившиеся картинки, придумывали свои истории.
На уроке-знакомстве «Путешествие в страну Журналию» для учащихся 3-а и 3-г классов школы №3 состоялся обзор детских журналов из фонда информационно-демонстрационного зала, в ходе которого они отгадывали загадки из журнала «Свирелька», слушали интересную информацию. В заключение ребята познакомились с сайтом журнала «Мурзилка», узнали, что здесь можно раскрашивать, играть и читать старые и новые номера журнала. В интернете можно прочесть также журнал «Апельсин», которого нет еще в детской библиотеке. Заинтересовал ребят и сайт журнала по основам безопасности жизни «Спасайкин» и т. д.
«Приоткроем в книжку дверь»: библиографическая игра по структуре книги (школа №3, 5-а и 5-г классы).Разговор с читателями шел о книгах, которые привлекают внимание ребят. Большинство подростков обращают внимание на яркие обложки, иллюстрации. Читателям было предложено ответить на вопросы викторины, например: "какой элемент книги очень похож на паспорт?", "найдите в книге элемент, который можно считать рекламой?", "книга - незнакомый город; что поможет в нем ориентироваться?" Другое задание давало возможность пофантазировать. Ребята должны были продолжить фразу: «Я открываю книгу...». Каждый увидел что-то свое, например: «...попадаю в фантастический мир необычных животных, узнаю о них все, что они делали, чем питались»; «...попадаю в таинственный дом, содержание помогает мне узнать, кто в нем живет, есть двери (шмуцтитулы), которые ведут в отдельные комнаты (главы)»; «...вижу иллюстрации, которые похожи на освещенные окна дома» В результате ребята в игровой форме получили представление о структуре книги.