Тема: Профессиональные качества голоса учителя. Жестикуляция и язык жестов; жесты механические, ритмические, изобразительные, интенсивности.




21.04 2020

Задание: вспомнить понятия по теме «Невербальные средства общения», прочитать лекционный материал. Выполнить практические упражнения.

 

Педагогический голос — профессионально сформированный голос, в полной мере обеспечивающий звуковую сторону педагогического общения.

Комплексная характеристика педагогического голоса, включающая такие параметры, как потенциально высокий уровень громкости, широкий динамический и высотный диапазон, разнообразие тембров, благозвучность, полетность, помехоустойчивость, суггестивность, адаптивность, гибкость, устойчивость, выносливость, выявляет его специфику по отношению к другим профессиональным голосам, таким, как певческий голос, командный голос, сценический (актерский) голос, дикторский голос (Василенко Ю. С. [23], Морозов, В. П. [134]).

Некоторые акустические характеристики голоса играют большую роль в деятельности учителя, использующего голос как инструмент взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Так для учителя важна сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект информации оказывается значительно сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно педагог расценивает высоту своего голоса. Главное, чтобы он был естественным.

Темп – скорость говорения – может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп – примерно 100 -120 слов в минуту. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, от стиля произношения, контекста и т.д. При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, так как он не поспевает за ее восприятием слушателями. Они не могут также вычленить в этом медленно текущее потоке главное и второстепенное, а потому теряют нить рассуждения. Учитель, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение. Но в некоторых ситуациях медленный темп речи часто вызывается раздумьями автора или его стремлением пробудить соразмышления у слушателей.

Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится. С учениками не стоит говорить слишком громко.

Одним из проявлений голоса является смех. Смех может звучать мягко и с металлическими нотками, искренне и деланно. В некоторых ситуациях смех - это лучший способ снять напряжённость или избежать погружения в болезненные чувства.

Для педагога крайне важно иметь хорошую дикцию.

Дикция – отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения, а также настроенность на партнера – забота о том, чтобы партнеру не пришлось прилагать усилия, чтобы расслышать речь.

Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Используя их можно научиться преодолевать дикционные трудности. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Такой термин распространен в актерской среде. Паузы (остановки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль. Подчеркнуть и выделить ее.

 

Речевые нарушения:

· КАРТАВОСТЬ – неправильное произношение звуков (Р и РЬ, и др);

· ЗАИКАНИЕ – это нарушение нормального хода речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата;

· НАРУШЕНИЕ ТЕМПА РЕЧИ чаще всего проявляется в виде тахилалии (патологическое ускорение темпа речи) и брадилалии (патологическое замедление темпа речи).

Постановка голоса – процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря постановке голоса голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил.

Гигиена голоса учителя – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата

Педагогическая сфера является сферой "повышенной голосо-речевой ответственности", так как речь, и голос как один из структурных компонентов речевой продукции, является важнейшим инструментом деятельности педагога. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.

Как показывают специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых» профессий очень высока. У учителей она составляет в среднем 40,2%. Причины нарушений голоса различны:

· повышенная ежедневная голосовая нагрузка,

· не умелое пользование голосовым аппаратом,

· несоблюдение правил гигиены,

· врожденная слабость голосового органа.

 

дыхательную гимнастику с элементами аутогенной тренировки (Савинова М. С. [176]).

Практикум

 

1. Речевая гимнастика

Упражнения на тренировку речевого дыхания. Например: «Теплый воздух». Представьте себе, что у вас замерзли руки, - отогрейте их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держите на животе.

· Голосовые упражнения. Например: «Баюканье». Вам предстоит убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».

· Артикуляционные упражнения. Например: Широко открывая рот, четко произносите звуки и слоги:

-И, Э, А, О, У, Ы; -Е, Я, Й, Ю;

Б - П, Г - К, Д - Т, В - Ф;

-АБ, АБИ, АБЭ, АБА, АБУ, АБЫ; -БИБ - БИБ - БИП; БЭБ - БЭБ - БЭП;

Потренируйтесь в произнесении скороговорок:

 

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил.

Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

У ежа ежата, у ужа ужата.

 

2. Упражнение: Перед вами стилистически нейтральный текст. Прочитайте его вслух перед воображаемой аудиторией разными вариантами, предлагая воспринимать не столько содержание, сколько ваши голосовые модуляции: внушить аудитории страх, волнение, восхищение, удивление, грусть.

 

«Обучение правильной дикции не всегда оказывается необходимым, однако педагог, артикулирующий нечетко, говорящий слишком стремительно или, наоборот, замедленно, что вызывает определенные рецепционные трудности, может оказаться непонятным учениками. А сколько трудностей испытывают сами учащиеся, лишенные возможности говорить правильно и ясно! Отдельные явления этого рода находятся в исключительной компетенции дефектологии и логопедии, но многие из них поможет преодолеть школьнику сам педагог. Помнить следует о том, что основа артикуляционно грамотной речи – выработка правильного дыхания, умение привести к идеальной цифре соотношение вдоха и выдоха; начинать произносить даже небольшие отрывки речи следует исключительно на выдохе, что достигается системой певческих упражнений, созданием искусственных артикуляционных препятствий (знаменитые камешки Демосфена) и речью в сопровождении ускоряющегося – замедляющегося ритма ударов метронома, при музыкальном звучании. (А. А. Мурашов).

 

3. Прочитайте, как К. С. Станиславский охарактеризовал речь с плохой дикцией. Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Почему?

 

1. Слово с «комканным» началом подобно человеку с расплющенной головой.

2. Слово с недоговоренным концом напоминает (…) человека с ампутированными ногами.

3. Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед. Мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

4. Моя артикуляция губ плохо развита и так далека от виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слоги и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разрывы гласных, в которых вязнет язык.

 

 

4. Произнесите данные ниже фразы с различными оттенками: приковать к себе внимание, вызвать эмоциональное переживание, вызвать размышление, воспринять как информацию к действию, возбудить ассоциации с уже имеющимися знаниями и в зависимости от педагогической ситуации. («Кто дежурный?», «Идите сюда», «Выполнили ли вы задание?», «Прошу внимания» и.т.п.).

 

5. Произнесите фразу «Сегодня хорошая погода» «голосами разных животных»: кролика, бегемота, мышки, собаки, медведя, змеи и других,- так чтобы резко изменялся ритм, регистр голоса, интонация. Главное в этом упражнении интонации, умение их слышать, умение их создавать.

 

6. Произнесите данные фразы с изменением интонационного наполнения (весело, грустно, по-деловому, жестко, оповещательно, по – дружески, гневно, раздумывающе, удивленно и т.д.): «Зачем ты (вы) это сделал?», «Скоро конец урока», «Каково ваше мнение?».

 

7. Произнесите данную фразу: а) повышая тональность, б) понижая тональность в) сделав логическое ударение на середине фразы

 

«Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого!»

 

 

Выдающийся дирижер Райнер Хельд однажды, заметив, что музыканты во время паузы отвлекаются, переговариваются друг с другом, сказал: «Пауза дается не для отдыха, а для того, чтобы приготовиться к последующей работе…»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: