Теоретическая часть
Вариант 1. Информатика и информация
План
1. Предмет информатики.
2. Понятие, свойства и характеристики информации.
3. Классификация и кодирование данных.
Вариант 2. Информационные технологии в профессиональной деятельности
План
1. Понятия информационной технологии.
2. Виды и основные компоненты информационных технологий.
3. Информационные системы и технологии в правоохранительной деятельности.
Вариант 3. Кибернетика как научное направление информатики
План
1. Понятие и задачи управления.
2. Научные направления кибернетики.
3. Кибернетические системы.
Вариант 4. Классификация компьютеров. Аппаратные средства.
План
1. Классификация и характеристики компьютеров.
2. Структура и принцип работы компьютера.
Вариант 5. Программное обеспечение: понятие и классификация
План
1. Операционные системы.
2. Сервисные программы.
3. Инструментальные системы.
4. Прикладные программные продукты.
Вариант 6. Алгоритмы и программирование
План
1. Алгоритмизация вычислительных процессов.
2. Языки и системы программирования. Создание компьютерных программ.
Вариант 7. Компьютерные сети
План
1. Назначение, классификация и архитектура компьютерных сетей.
2. Сетевое оборудование и программное обеспечение для организации сети.
3. Организация и основные возможности Интернет.
Вариант 8. Электронный документооборот
План
1. Понятие электронного документооборота.
2. Системы электронного документооборота.
3. Электронная подпись.
Вариант 9. Представление информации в компьютере
План
1. Информационные процессы и их особенности.
2. Кодирование и представление информации в компьютере.
Вариант 10. Методы защиты компьютерной информации
План
1. Методы защиты информации в компьютерных системах.
2. Основные нормативные акты в сфере информационной безопасности.
Практическая часть
Практические задания выполняются с целью выработки у обучающихся навыков подготовки текстовых документов и статистической обработки данных на персональном компьютере.
Ниже приведены 10 заданий для самостоятельной работы. В каждом задании предлагается решить задачу с использованием табличного процессора Microsoft Office Excel. Ряд задач ориентированы на статистический анализ таких показателей преступной деятельности, как уровень, динамика и структура преступности. При этом в заданиях под уровнем преступности понимается отношение числа преступлений, зарегистрированных за определенный период в некотором регионе, к количеству жителей этого региона из расчета на 1000 человек. Формулы для расчета статистических показателей даны справочно-вспомогательных материалах.
С помощью текстового редактора Microsoft Office Word следует подготовить отчет в виде электронного документа. Отчет должен содержать таблицы с исходными данными, формулировки, а также результаты выполнения заданий. Файл отчета предъявить преподавателю.
Номер задания выбирается на основе совпадения его последней цифры с последней цифрой номера зачетной книжки.
Задание 1
Данные табл. 1 характеризуют динамику преступности в некотором регионе. Вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные; а также среднегодовые уровень преступности, прирост, темп роста и темп прироста. Среднегодовой прирост найдите как среднее арифметическое цепных приростов, а среднегодовой темп роста – как среднее геометрическое цепных темпов роста.
Таблица 1
Годы | Количество грабежей (тыс.) |
132,4 | |
148,8 | |
167,3 | |
198,0 | |
251,4 | |
344,4 | |
357,3 | |
295,1 | |
244,0 | |
205,4 | |
217,4 | |
240,3 | |
224,3 | |
224,0 | |
220,1 | |
240,1 |
Результаты расчетов оформите в виде табл. 2 и табл. 3. Постройте график по данным табл. 1.
Таблица 2
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост цепной | Темп роста цепной | Темп прироста цепной | |
Таблица 3
Среднегодовой уровень | |
Среднегодовой прирост | |
Среднегодовой темп роста | |
Среднегодовой темп прироста |
Задание 2
По исходным данным табл. 1 (см. задание 1) вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста базисные (базис – первый уровень ряда); средний уровень ряда динамики, а также средние абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. Средние абсолютный прирост и темп роста найдите по значениям базисного и последнего уровней ряда. Результаты расчетов оформите в виде табл. 4 и табл. 5. Постройте гистограмму по данным табл. 1.
Таблица 4
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост базисный | Темп роста базисный | Темп прироста базисный |
Таблица 5
Средний абсолютный прирост | Средний темп роста | Средний темп прироста | Средний уровень ряда |
Задание 3
Данные табл. 6 характеризуют динамику преступности в некотором регионе. Вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные; а также среднегодовые уровень преступности, прирост, темп роста и темп прироста. Среднегодовой прирост найдите как среднее арифметическое цепных приростов, а среднегодовой темп роста – как среднее геометрическое цепных темпов роста.
Таблица 6
Годы | Количество краж (тыс.) |
1310,1 | |
1273,2 | |
926,8 | |
1150,8 | |
1276,9 | |
1573,0 | |
1677,0 | |
1567,0 | |
1326,3 | |
1188,6 | |
1244,1 | |
1260,4 | |
1240,4 | |
1244,1 | |
1250,2 | |
1260,5 |
Результаты расчетов оформите в виде табл. 7 и табл. 8. Постройте график по данным табл. 6.
Таблица 7
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост цепной | Темп роста цепной | Темп прироста цепной | |
Таблица 8
Среднегодовой уровень | |
Среднегодовой прирост | |
Среднегодовой темп роста | |
Среднегодовой темп прироста |
Задание 4
По исходным данным табл. 6 (см. задание 3) вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста базисные (базис – первый уровень ряда); средний уровень ряда динамики, а также средние абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. Средние абсолютный прирост и темп роста найдите по значениям базисного и последнего уровней ряда. Результаты расчетов оформите в виде табл. 9 и табл. 10. Постройте гистограмму по данным табл. 6.
Таблица 9
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост базисный | Темп роста базисный | Темп прироста базисный |
Таблица 10
Средний абсолютный прирост | Средний темп роста | Средний темп прироста | Средний уровень ряда |
Задание 5
Данные табл. 11 характеризуют динамику ДТП в некотором регионе. Вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные; а также среднегодовые уровень ДТП, прирост, темп роста и темп прироста. Среднегодовой прирост найдите как среднее арифметическое цепных приростов, а среднегодовой темп роста – как среднее геометрическое цепных темпов роста.
Таблица 11
Годы | Количество ДТП |
157 495 | |
164 401 | |
184 360 | |
204 267 | |
208 558 | |
223 342 | |
229 140 | |
233 809 | |
218 322 | |
203 603 | |
199 431 | |
203 600 | |
213 633 | |
223 703 | |
253 983 | |
273 806 |
Результаты расчетов оформите в виде табл. 12 и табл. 13. Постройте линейчатую диаграмму по данным табл. 11.
Таблица 12
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост цепной | Темп роста цепной | Темп прироста цепной | |
Таблица 13
Среднегодовой уровень | |
Среднегодовой прирост | |
Среднегодовой темп роста | |
Среднегодовой темп прироста |
Задание 6
По исходным данным табл. 11 (см. задание 5) вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста базисные (базис – первый уровень ряда); средний уровень ряда динамики, а также средние абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. Средние абсолютный прирост и темп роста найдите по значениям базисного и последнего уровней ряда. Результаты расчетов оформите в виде табл. 14 и табл. 15. Постройте гистограмму по данным табл. 11.
Таблица 14
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост базисный | Темп роста базисный | Темп прироста базисный |
Таблица 15
Средний абсолютный прирост | Средний темп роста | Средний темп прироста | Средний уровень ряда |
Задание 7
Данные табл. 16 характеризуют динамику погибших в ДТП в некотором регионе. Вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные; а также среднегодовые уровень погибших в ДТП, прирост, темп роста и темп прироста. Среднегодовой прирост найдите как среднее арифметическое цепных приростов, а среднегодовой темп роста – как среднее геометрическое цепных темпов роста.
Таблица 16
Годы | Количество погибших в ДТП |
29 594 | |
30 916 | |
33 243 | |
35 602 | |
34 506 | |
33 957 | |
32 724 | |
33 308 | |
29 936 | |
26 084 | |
26 567 | |
27 953 | |
30 936 | |
36 084 | |
36 567 | |
37 953 |
Результаты расчетов оформите в виде табл. 17 и табл. 18. Постройте линейчатую диаграмму по данным табл. 16.
Таблица 17
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост цепной | Темп роста цепной | Темп прироста цепной |
Таблица 18
Среднегодовой уровень | |
Среднегодовой прирост | |
Среднегодовой темп роста | |
Среднегодовой темп прироста |
Задание 8
По исходным данным табл. 16 (см. задание 7) вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста базисные (базис – первый уровень ряда); средний уровень ряда динамики, а также средние абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. Средние абсолютный прирост и темп роста найдите по значениям базисного и последнего уровней ряда. Результаты расчетов оформите в виде табл. 19 и табл. 20. Постройте гистограмму по данным табл. 16.
Таблица 19
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост базисный | Темп роста базисный | Темп прироста базисный |
Таблица 20
Средний абсолютный прирост | Средний темп роста | Средний темп прироста | Средний уровень ряда |
Задание 9
Данные табл. 21 характеризуют динамику преступности в некотором регионе. Вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста цепные; а также среднегодовые уровень преступности, прирост, темп роста и темп прироста. Среднегодовой прирост найдите как среднее арифметическое цепных приростов, а среднегодовой темп роста – как среднее геометрическое цепных темпов роста.
Таблица 21
Годы | Количество разбоев (тыс.) |
39,4 | |
44,8 | |
47,1 | |
48,7 | |
55,4 | |
63,7 | |
59,8 | |
45,3 | |
35,4 | |
30,1 | |
29,7 | |
25,1 | |
30,4 | |
34,1 | |
34,7 | |
33,1 |
Результаты расчетов оформите в виде табл. 22 и табл. 23. Постройте график по данным табл.21.
Таблица 22
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост цепной | Темп роста цепной | Темп прироста цепной |
Таблица 23
Среднегодовой уровень | |
Среднегодовой прирост | |
Среднегодовой темп роста | |
Среднегодовой темп прироста |
Задание 10
По исходным данным табл. 21 (см. задание 9) вычислите абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста базисные (базис – первый уровень ряда); средний уровень ряда динамики, а также средние абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. Средние абсолютный прирост и темп роста найдите по значениям базисного и последнего уровней ряда. Результаты расчетов оформите в виде табл. 24 и табл. 25. Постройте гистограмму по данным табл. 21.
Таблица 24
Годы | Количество преступлений | Абсолютный прирост базисный | Темп роста базисный | Темп прироста базисный |
Таблица 25
Средний абсолютный прирост | Средний темп роста | Средний темп прироста | Средний уровень ряда |