Приемы изучения первых исторических тем в 7 классе




Важным условием формирования самостоятельности при работе с текстом является умение использовать стереотипные планы для изучения однотипного материала, делить текст на смысловые части и находить в нем описание фактов и их объяснение. Рассмотрим формирование данных умений на примере изучения первых двух тем курса истории.

Тема учебника «Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов». В повторение включается материал о ленте времени и об ист. карте. Затем обсуждаются вопросы, кот. формулируются, исходя из содержания вступительной статьи к новому материалу: «Кого вы иногда в шутку называете своими предками?», «Кто такие предки?». Название новой темы в учебнике отражает уже готовый вывод, поэтому её надо переформулировать так, чтобы она позволила бы шк-м поставить к изучаемому материалу вопросы, направляющие их внимание на главные признаки в этом материале и зафиксировать эти признаки в виде плана, например: «Люди, жившие по берегам рек и озер». Это название, заранее написанное на доске, открывается и к нему уч-ль ставит вопросы, помогающие составить план, по которому в дальнейшем будет стереотипно изучаться любая общественная группа (вост. славяне, монголо-татары, помещики, крестьяне, большевики): «Прочитайте название темы урока и скажите, о ком мы будем изучать сегодня материал» (О каких-то людях); «Что из названия темы урока известно об этих людях?» (Жили по берегам рек и озер); «Известно ли, как назывались эти люди?» (Нет); «Значит,- делает вывод уч-ль,- первое, что надо нам узнать - это как называлась эта группа людей и почему она так называлась» (На доску выставляется карточка с 1-м пунктом плана); «Жившие» – это слово относиться к прошедшему или настоящему времени? (К прошедшему); Что значит еще надо узнать об этих людях?» (В какое время жили эти люди, и что это было за время? - выставляется вторая карточка с пунктом плана); «Еще что неизвестно об этих людях?» (уч-ль обобщает ответы шк-в и на доске постепенно появляются пункты плана). По ходу беседы уч-ль добивается примерно таких ответов: «По берегам каких рек, в какой местности они жили? Как они жили: их основные занятия, взаимоотношения, обычаи и верования и т.д.). Форма составляемого плана вопросительная. Но в дальнейшем надо приучать шк-в использовать и повествовательную форму (см. 2-й вариант), а затем формулировки плана могут всё более сокращаться (см. 3-й вариант).

Примерный план изучения группы людей общества
1. Почему данная группа людей имеет такое название? 2. Каковы особенности времени, в которое жили люди этой группы общества? 3. Какие особенности имела местность, в которой обычно жили люди данной группы? 4. Какие основные виды занятий были характерны для людей этой группы общества? 5. На какие части можно разделить состав этой группы людей? Каковы взаимоотношения между этими частями? 6. Какие особенности жизни характерны для этих людей? 7. Какие внешние и внутренние качества характерны для людей данной группы? 8. Каковы верования, обычаи, культура людей этой группы? 1. Особенности названия группы людей общества. 2. Особенности времени,в которое жили люди данной группы. 3. Особенности мест расселения людей этой группы. 4. Основные виды занятий людей этой группы. 5. Состав данной группы людей (ее части), взаимоотношения между ними. 6. Особенности жизни людей данной группы (жилища, предметы быта, пища, распорядок повседневной жизни; общественная жизнь). 7. Внешние и внутренние качества людей данной группы. 8. Верования, обычаи, культура людей этой группы. 1. Название. 2. Время жизни. 3. Места расселения. 4. Основные виды занятий. 5. Составные части. 6. Особенности жизни. 7. Внешние и внут- ренние качества. 8. Верования, обычаи, культура.

Изучение нового начинается с постановки задания: «Сейчас будем читать текст по частям. Надо разделить этот текст на пять смысловых частей и озаглавить эти части, т.е. составить план текста. Вам в помощь пункты плана в беспорядке написаны на доске. Надо восстановить его последовательность» (план текста обычно не охватывает всех пунктов стереотипного плана).

При работе с 1-м абзацем обсуждается вопрос: «Почему эти люди назывались славянами?» (от понятия «слово»; от занятия, которое кормило их - жили с ловли рыбы, зверей, птиц). По настенной карте «Древнерусское государство в IX-XI вв.» выясняется, что одни славянские племена заселили юг Европы: южные славяне – это предки современных болгар и хорватов, другие расселились в западной части Европы: западные славяне – предки современных поляков, чехов и словаков; третьи славянские племена - восточные славяне - уже в VI–VIII вв. жили на огромной территории Восточно-европейской равнины. Они предки современных русских, украинцев и белорусов. Шк-ки показывают Восточно-европейскую равнину вначале по карте, на которой отражена вся территория Европы, затем находят эту равнину на физико-географической карте России. На доске с помощью карточек составляется структурная схема, отражающая три ветви (части) славян, уточняется, чьими предками были восточные славяне, почему они стали называться восточными. Учитель указывает, что в современной России живут много разных народов, но предками большинства из них являются восточные славяне, о них то мы сегодня начинаем изучать материал.

При работе со 2-м абзацем по физико-географической карте и карте природных зон шк-ки выясняют особенности рельефа и климата Восточно-европейской равнины. Из предложенных учителем картин они выбирают те, кот. отражают особенности данной местности (лесная холмистая равнина), обосновывают свой выбор. Затем шк-ки показывают основные реки, которые там протекают и по берегам которых жили восточные славяне. Уч-ль показывает и описывает территорию, на кот. расселились восточные славяне примерно к VI в., отмечая, что они жили на обширной территории: на севере до Финского залива, Онежского и Ладожского озер, на юго-западе до устьев рек Дуная и Днепра; на востоке до верховьев Волги-реки и реки Оки.

После беседы-закрепления по этой порции, шк-ки читают абзац о том, какие и где расселились на этой равнине восточнославянские племена, находят это на карте учебника и настенной карте, вначале выяснив, где на них находится запад, юг, восток, север. Затем к названиям племен школьники подбирают карточки с кратким пояснением происхождения названия (пояснение может сочетаться со схематичным рисунком деревьев, болота и др.) и располагают их на доске: древляне → деревья; поляне → поля, степи; северяне → севернее полян; вятичи → основатель рода Вятько; дреговичи → «дрегва» (болото); славяне ильменские → у озера Ильмень. Учитель уточняет, что в то далекое время Восточно-европейская равнина была малозаселенной, поэтому восточные славяне, расселяясь в этой местности, как правило, не воевали с племенами, которые уже там жили, а занимали свободные не заселенные никем земли. При дальнейшей работе с текстом и по рисункам шк-ки выделяют внешний вид славян, их воинские умения и те качества, которые им были необходимы для мирного труда.

По ходу чтения абзацев текста учитель помогает шк-м разделить текст на части и восстановить его план. План может быть таким: 1) деление славян на южных, западных и восточных; 2) расселение восточных славян на Восточно-европейской равнине; 3) племена восточных славян; 4) внешние и внутренние качества восточных славян; 5) славяне как воины и мирные труженики.

Во время итогового закрепления в конце урока (около 7-12 мин.) в беседе выясняется, на какие пункты стереотипного плана изучения групп людей общества на этом уроке найдены ответы о жизни восточных славян (полностью на 1-й и начали находить ответы на 2,3,4,5 и 7 пункты). По ходу беседы под руководством учителя выделяются опорные слова и словосочетания, кот. с помощью карточек заносятся напротив соответствующих пунктов этого плана. Напротив 1-го пункта появляется карточка с записью «восточные славяне»; 3-го – «Восточно-европейская равнина»; 4-го – «земледелие», «оборона от врагов»; 5-го – «племена»; 7-го – «высокий рост», «русые волосы», «сильные»; «смелые», «выносливые и терпеливые». Затем учитель предлагает шк-м составлять мини-рассказы по каждому пункту стереотипного плана, на которые уже на этом уроке они начали находить ответы из текста и рассказа уч-ля. При этом учитель помогает объединять факты из текста и объяснение этим фактам из рассказа педагога. Таким образом, значение общего способа, зафиксированного в стереотипном плане, заключается в том, что он помогает шк-м анализировать информацию, получаемую из разных источников. Кроме того, стереотипный план изучения нового материала помогает шк-м объединять материал нескольких уроков, систематизировать его.

Тема урока «Роды и племена восточных славян и их старейшины». Повторение на этом уроке начинается с выполнения шк-ми задания на планирование изучения материала о восточных славянах, которое учитель дает им в таком виде: «Посмотрите на план изучения группы людей общества (дается его вопросительная форма) и скажите, что мы должны узнать о жизни и занятиях восточных славян: что первое?, что второе?» и т.д. Затем шк-ки припоминают, на какие пункты этого плана они нашли ответы на прошлом уроке, изучая материал о восточных славянах, и составляют рассказ о них, ориентируясь на эти пункты. По ходу рассказа уч-ль приучает шк-в использовать карту, картины, рисунки. Потом определяется, на какие пункты плана еще не нашли ответы и уч-ль ставит 1-ю задачу - в конце урока сказать, на какие еще пункты плана мы сегодня на уроке найдем ответы, изучая восточных славян. Переход к новой теме уч-ль осуществляет, оттолкнувшись от рубрики «Это интересно». Шк-м задаются вопросы: «Про какого человека в наши дни можно сказать, что он без роду и без племени? Что означают слова «род», «племя»? Когда они появились? На эти вопросы мы дадим ответы в конце урока» (это 2-я задача уолка).

Изучение нового материала начинается с постановки учебного задания: «Будем читать текст по абзацам. Надо разделить этот текст на три смысловые части». Трудность задания заключается в том, что шк-м надо выделять относительно большие части. Многие из них склонны дробить текст на небольшие отрывки, часто отождествляя их с абзацами. Учитель на этой теме показывает, как надо объединять несколько абзацев одной мыслью. Начинается работа с выяснения объекта изучения по названию статьи: «О чем мы будем сейчас читать?». Внимание шк-в обращается на первые слова названия: «Роды и племена…» («Читать будем о родах и племенах славян»). По содержанию 1-го абзаца учитель задает вначале вопрос, нацеливающий шк-в на главное («Почему восточным славянам приходилось жить родами?»), а затем уже на выявление главной мысли: «О чем же говорится в этом абзаце?». На данном абзаце учитель начинает тренировать шк-в в разграничении описания факта от его объяснения, и показывает состав приема объяснения. Для этого шк-м предлагается найти и зачитать объяснение того, почему славяне жили родами. Учитель вводит правило о том, что объяснение состоит из 2-х частей: мысли, которая объясняется («Славяне жили родами…»), и аргументов, через которые эта мысль объясняется («…, потому что их жизнь была трудной и суровой, им постоянно приходилось….»).

После чтения 2-го абзаца шк-м предлагается вначале рассказать о жизни рода, а затем выделить главную мысль («О чем говорится в этом абзаце?»). «Итак, делает вывод учитель, мы выяснили, что в 1-м и 2-м абзацах говорится о том, что восточные славяне жили родами, что в роду все было общим: «Как можно назвать эти два абзаца? Какой общий заголовок можно им дать?». Затем во втором абзаце также находиться объясняемая мысль («В роду все были равны…») и аргументы-суждения. Материал о семьях славян дополняется работой с дополнительным рассказом и рисунком. Вначале рассматривается рисунок, он делится на три части, ставится задание и читается дополнительный рассказ по частям. Последнее предложение 2-го абзаца относится не к родовой, а к соседской общине, поэтому его лучше соединить с 3-м абзацем.

Таким же образом продолжается работа над всем текстом, в результате которой может быть составлен такой, например, его план: 1) родовая община славян; 2) соседская община; 3) восточнославянское племя; 4) князь и дружина. По ходу объяснительного чтения текста уч-ль организует беседу по содержанию читаемого и дополняет изучаемое. Учитель поясняет, что вначале, примерно до VIII века, у восточных славян была родовая община, в кот. все были равны. В родовой общине семьи родственников жили в одном месте, у них были общими земля, постройки, предметы быта, несложные орудия труда. Совместно им при помощи этих простых орудий труда легче было в лесах добывать пищу, выращивать урожай и вести хозяйство. Все добытое они делили поровну. Совместно они оборонялись от врагов, поскольку тогда все мужчины были вооружены луками, копьями, мечами. Но постепенно орудия труда совершенствовались, появилась возможность прокормиться отдельным семьям, поэтому семьи стали жить отдельно друг от друга, разделив все, что принадлежало роду. Так на смену родовой общине пришла соседская община, которая объединяла не родственные семьи, а соседские. Каждая семья в соседской общине имела свою землю, дом, орудия труда, скот – это частная собственность. Стали появляться семьи бедняков и зажиточные семьи, у которых были излишки продуктов. Так постепенно появляется неравенство. Внимание шк-в обращается на неравномерное распределение военной добычи как ещё одной причины появления неравенства. По ходу пояснения на доске уч-ль составляет таблицу, помогающую шк-м понять постепенное развитие жизни восточнославянского общества. Опираясь на неё, шк-ки затем рассказывают о родовой и соседской общинах, делают вывод, чем соседская община отличалась от родовой.

План сравнения Родовая община Соседская община Выводы
1. В какое время существовала? У восточных славян примерно до 8 – перв. пол. 9 вв. Пришла на смену родовой общине примерно с 8–9 вв.
2. Кого объединяла? Семьи родственников Семьи соседей
3. Что было в общем владении? Земля, постройки, предметы быта, орудия труда Леса, луга, реки
4. Как работали? Совместный труд Отдельными семьями
5. Сколько продуктов получали? Получали продуктов мало, распределяли поровну Семьи получали разное количество продуктов
6. Как защищались от врагов? Все мужчины были вооружены Воины-дружинники во главе с князем.
6. Существовало равенство или неравенство? Равенство Неравенство
Общий вывод: чем соседская община отличалась от родовой общины?

По ходу урока уч-ль организует словарную работу, помогая шк-м осознать этимологию новых слов. Слово «род» связано с божеством Род, под которым славяне подразумевали своих предков. Шк-ки находят единый корень в словах-понятиях «род», «народ», «родичи», «родня», «родина», «родить», «природа». Слово «община» по своему смыслу связано со словом «общий». В родовой общине общим была земля с находящимися на ней лесами, полями и лугами. Слово «старейшина» связано по своему смыслу со словом старший, но не старый, как иногда думают шк-ки. Старейшиной выбирали не дряхлого старика, а человека зрелого возраста, который накопил жизненный опыт и его уважали члены общины за ум, мудрость, справедливость. Происхождение понятия «князь» одни учёные связывают с древнеславянским «конязь» – конный воин, всадник; другие – с древним словом «кон», означающее у древних славян предел, черту, рубеж, начало (кон в играх; «заКОН», «КОНовод»). От слова «други» («друзья») произошло слово «дружина», так как на первых порах она представляла из себя братство профессиональных воинов, объединенных личной преданностью вождю (что надо было ещё доказать), которого считали по отношению к ним приемным отцом. Тот, кто хотел вступить в дружину, должен был пройти испытательный срок и поэтапный «экзамен». Желающий должен был, в частности, полностью отречься от всех прав и обязанностей по отношению к своему прежнему роду (семьи), потому что новой семьей для него становилась дружина, должен был показать свои воинские умения, в том числе храбрость, силу, проворство, быстроту, хитрость, умение владеть луком, копьем, управлять конем в бою одними ногами и др. Дружина делилась на старшую и младшую. В старшую входили самые лучшие воины – бояре. С боярами вождь советовался по всем делам, назначал их военноначальниками отдельных отрядов, выделял им наибольшую часть военной добычи. Слово «бояре», возможно, произошло от сочетания «более ярые», т.е. яростные в битве. В младшую дружину входили отроки, молодые воины, которые еще не прошли испытательного срока или по каким-то причинам не смогли стать уважаемыми и лучшими воинами.

На этапе итогового закрепления в беседе выясняется, что на этом уроке нашли ответ на 5-й пункт плана изучения группы людей общества и кое-что узнали по 6-му пункту. Выделяются опорные слова и словосочетания, которые с помощью карточек уч-ль располагает напротив этих пунктов: пятого – «семья; община; старейшина; племя; вече; князь, дружина; знатные люди»; шестого пункта – «до 8 века была родовая община, которая сменилась соседской общиной». Затем шк-ки составляют связный рассказ о жизни и занятиях восточных славян, ориентируясь на отработанные на этих 2-х уроках пункты плана и опорные слова. Нахождение ответов на пункты этого плана продолжается на следующих уроках (в учебнике 10 уроков о восточных славянах), а на последнем обобщающем уроке шк-ки составляют рассказ по всем пунктам плана, систематизируя весь материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: