ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Для абитуриентов специальности
Декоративно-прикладное искусство
И народные промыслы
На 2013-2014 учебный год
Новосибирск 2013
Рассмотрена на педагогическом совете отделения ДПИ протокол № ___от ___февраля 2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор НОККиИ А.В. Иванов. «» 2013 | |
Заведующий отделением ДПИ _____________Г.С. Красотина | ||
Абитуриенты, поступающие на специальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» сдают вступительное испытание творческой направленности: комплексный экзамен по рисунку, живописи, композиции.
К вступительным экзаменам допускаются абитуриенты с художественной подготовкой (выпускники ДШИ, ДХШ, учреждений дополнительного образования), а также не имеющие художественной подготовки, но обладающие данными и способностями необходимыми для подготовки специалиста художник-мастер, преподаватель.
Для абитуриентов, поступающих на обучение по специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)»,
Проводится просмотр выполненных работ и собеседование, который имеет целью определить наличие у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и психологических качеств, способностей к овладению избранным направлением специальностью. Просмотр-собеседование проводятся с целью определения правильности выбора абитуриентами профессии художника-мастера, а также определения творческих способностей на основе анализа готовых авторских работ абитуриентов. Абитуриентам предлагается представить для просмотра готовые авторские работы по живописи, рисунку и композиции (после просмотра работы возвращаются автору).
Экзаменационные задания
На вступительном экзамене по рисунку абитуриенты должны выполнить линейно-конструктивный рисунок постановки из геометрических тел (формат А2).
На вступительном экзамене по живописи абитуриенты должны выполнить при дневном освещении следующее задание: «Натюрморт», составленный из предметов быта (формат А 2).
На вступительном экзамене по композиции абитуриенты должны выполнить орнаментальную композицию, вписанную в правильную геометрическую форму (круг, квадрат), (формат А 3).
На выполнение каждого экзаменационного задания отводится по 4 часа.
Художественные материалы и инструменты
Задания выполняются художественными материалами. В правом нижнем углу каждой работы ставится экзаменационный штамп. Работа подписывается в правом верхнем углу.
Рисунок выполняется на ватмане. Материал исполнения рисунка — графитный карандаш.
Живопись выполняется на бумаге в зависимости от выбранного абитуриентом материала: акварель, гуашь. Ориентировочный размер — 1/2 листа ватмана (А 2).
Задание по композиции выполняется на ватмане, ориентировочный размер 1/4 листа (А3). Материал исполнения композиции – гуашь.
Требования, предъявляемые к экзаменационным работам
Решая художественные задачи, абитуриент должен выполнить экзаменационные задания отвечающие следующим требованиям:
Живопись – от абитуриента требуется грамотно заполнить картинную плоскость заданным натюрмортом. Значит нужно хорошо закомпоновать, грамотно сделать рисунок, гармонично решить цветовой строй работы. Необходимо выделить доминирующее пятно и подчинить ему все
остальное. Важно передать цветовые отношения и свето - воздушную перспективу.
Рисунок – в рисунке, так же как и в живописи одна из важных задач, это композиция, необходимо грамотно, с учетом законов перспективы построить предметы на плоскости, очень важно правильно передать пропорции предметов, как внутри самого предмета, так и пропорции предметов друг относительно друга. Выполнить грамотное конструктивное построение.
Композиция – от абитуриента требуется найти интересный, лаконичный, графический образ на заданную тему, выбрать наиболее выразительные средства построения орнамента, гармоничное сочетание цвета орнаментальной композиции. Передать стилевое единство и равновесие в композиции в соответствии с видом орнамента.
Оценка экзаменационных работ
Оценка экзаменационных работ проходит при совместном закрытом просмотре всех работ абитуриентов предметной комиссией в форме коллективного обхода и обсуждения.
Оцениваются работы по рисунку, живописи и композиции по 100 балльной системе.
Экзаменационные работы хранятся на отделении ДПИ и абитуриентам или их представителям не выдаются. По завершении работы предметной комиссии обсуждение итоговых результатов, рассмотрение претензий, а также разъяснение абитуриентам достоинств и недостатков их экзаменационных работ не проводится.
Критерии оценки
Требования по живописи
Оценка 5(отлично) (81-100 баллов):
- Верное композиционное размещение предметов на изобразительной плоскости.
- Хорошо прослеживается подготовительный рисунок.
- Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
- При выявлении средствами живописи светотеневой моделировки формы сохранен собственный (локальный) цвет предметов с учетом влияния световой среды и цветового окружения.
- Определены цветовые соотношения и выразительно цветовое решение.
Оценка 4 (хорошо) (61-80 баллов):
- Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
- Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Правильно переданы пропорциональные соотношения и верно решена перспектива.
- Недостаточно учтено влияние на предметы натюрморта световой среды и цветового окружения.
- Неверно передается локальный цвет предметов.
- Недостаточно выразительно цветовое решение предметов.
Оценка 3 (удовлетворительно) (31-60 баллов):
- Работа выполнена со значительными нарушениями.
- Прослеживается правильный подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Переданы пропорциональные соотношения.
- Найдено перспективное решение.
- Недостаточно выразительно цветовое решение.
- Недостаточно выявлена форма предметов.
- Плохо передано влияние на предметы натюрморта световой среды и цветового окружения.
- Неверно передается локальный цвет предметов.
Оценка 2 (неудовлетворительно) (1-30 баллов):
- Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
- Неумелый подход к выполнению подготовительного линейного рисунка.
- Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
- Не выявлена форма предметов.
Требования для рисунка
Оценка 5(отлично) (81-100 баллов):
- Рисунок правильно закомпонован на листе.
- Четко прослеживается последовательное линейно-конструктивное построение.
- Верно переданы пропорциональные соотношения и перспектива.
Оценка 4 (хорошо) (61-80 баллов):
- Работа выполнена с некоторыми нарушениями.
- Рисунок правильно закомпонован.
- Прослеживается правильный подход к ведению линейно-конструктивного построения.
- Незначительные ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
Оценка 3 (удовлетворительно) (31-60 баллов):
- Работа выполнена со значительными нарушениями.
- Рисунок неправильно закомпонован на листе.
- Прослеживается правильный подход к ведению линейно-конструктивного построения.
- Ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
Оценка 2 (неудовлетворительно) (1-30 баллов):
- Работа выполнена со значительными нарушениями всех условий.
- Рисунок неправильно закомпанован на листе.
- Неумелый подход к ведению линейно-конструктивного построения.
- Грубые ошибки в передаче пропорциональных соотношений и перспективы.
Требования по композиции:
Оценка 5(отлично) (81-100 баллов):
- Объем работы выполнен полностью.
- Выбраны наиболее выразительные средства построения орнамента.
- Прослеживается целостность и гармоничное сочетание цвета орнаментальной композиции.
- Передано стилевое единство в соответствии с видом орнамента.
Оценка 4 (хорошо) (61-80 баллов):
- Объем работы выполнен полностью.
- Чрезмерное укрупнение или дробность в рисунке орнаментального мотива.
- Прослеживается целостность и гармоничное сочетание цвета орнаментальной композиции.
- Упрощение приёмов построения орнаментальной композиции.
Оценка 3 (удовлетворительно) (31-60 баллов):
- Объем работы выполнен не полностью.
- Неуверенность в изображении элементов орнамента.
- Разрыв или нагромождение орнаментальных мотивов.
- Отсутствие выразительности и гармонии цвета в орнаментальной композиции.
Оценка 2 (неудовлетворительно) (1-30 баллов):
- Объем работы не выполнен.
- Небрежное выполнение работы – грязь, многослойные исправления цветового решения.
- Не передано стилевое единство в соответствии с видом орнамента.
Рекомендуемая литература:
1. Живопись: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М.: ВЛАДОС, 2010. – 256с.
2. Прокофьев Н.И.. Живопись. Техника живописи и технология живописных материалов /Н.И.Прокофьев.- М.: ВЛАДОС, 2010.-192с.
3. Жабинский В.И. Рисунок: Учебное пособие /В.И. Жабинский, А.В.Винтова.- М.: ИНФРА- М,2011.- 256с.: 16с.цв.ил.
4. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка / Н.Г. Ли. – М.: Изд-во Эксмо, 2008.
5. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция./Г.М. Логвиненко- М: 2008.
6. Степанова А.П. Теория орнамента/А.П. Степанова. – Ростов н /Д.: Феникс, - 2011.
7. Фокина Л.В. Орнамент. / Л.В. Фокина, Изд. Феникс, 2007.