Счастье – это не помнить о печали?




Думаю, многих привлекало именно необычное название. Красивое, поэтичное: «Вечное сияние чистого разума». Да еще и Джим Керри в достаточно несвойственной ему роли. Ведь мы привыкли видеть его в многочисленных комедиях, несмотря на то, что актер всегда мечтал попробовать себя в чём-то подобном. Но сейчас не об этом.

Что же означает столь загадочное и не сразу понятное название? В середине кинокартины зритель слышит следующие строки:
«Как счастливы невест Христовы свиты!
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум, чистоты сияние.
Молитвы приняты - усмирены желания...»

Одна из героинь произносит строки английского поэта Александра Поупа. Это отрывок из поэмы «Элоиза к Абеляру». Философа и его возлюбленную жестоким образом разлучили. В своем письме Элоиза писала о мучительной нереализуемости любви. Она сравнила счастье забывать о печалях с участью монахинь. Их изолированность от мира помогала забыть о несчастье, их разум чист и не подвластен страстям и желаниям, поэтому они счастливы. Думаю, это и есть главная тема фильма. Желаемое спасение от мучений, которые вызывает любовь. Каждый хочет обрести счастье с «тем самым» человеком. Все без исключения мечтают любить и быть любимыми. Только вот путь к счастью бывает тернист, далеко не сразу все складывается так, как хотелось бы. Так произошло у Джоэла Бериша и Клементины Кручински.

Впервые минуты фильма мы видим, как Джоэл просыпается утром в разбитом состоянии. Внезапно он решает прогулять работу, неожиданно садится совершенно на другой поезд и оказывается на берегу моря посреди зимы. И, удивительно, но он не единственный посетитель пляжа. На берегу моря Джоэл замечает девушку в оранжевом свитере. Отношения стремительно развиваются, на следующий же день они отправляются на свидание на реку Чарльз, скованную льдом. Казалось бы, две противоположности нашли друг друга. Джоэл – спокойный, закрытый в себе, Клементина – яркая, взбалмошная, любит творить всякие глупости и красить волосы в разные цвета. Их тянет друг к другу. У них всё должно получиться.

 

Но с семнадцатой минуты фильм будто начинается заново, «компания «фокус фючерс» представляет»… Довольно неожиданно. Сразу закрадывается мыслишка, что здесь что-то не так. Появляются странные люди на странном фургоне и со странным оборудованием. Они заходят в дом к Джоэлу, предварительно выпившему снотворное, чтобы провести процедуру удаления из памяти болезненных воспоминаний. Воспоминаний о несчастной любви. Дальше линия повествования становится ещё более запутанной. Зритель узнаёт, что Клементина решила стереть из памяти все воспоминания о Джоэле и их неудачном романе, а Джоэл, когда узнал об этом, решил в отместку сделать то же самое. Помог им в этом Говард Мирзвяк, создатель компании «Лакуна». Он же является и создателем метода, с помощью которого людей можно избавить от мучительных воспоминаний. Только вот уже во время процедуры Джоэл очень сильно пожалел о своём решении.

Весь дальнейший сюжет построен на ускользающих из памяти Джоэла воспоминаниях о Клементине. Стирание начинается с самых свежих, наполненных ссорами и недопониманием, и постепенно движется к началу, к идиллии, где взаимоотношения героев были наполнены счастьем и нежными чувствами друг к другу. Тут режиссёр заставляет задуматься нас о необратимости. В нашей жизни происходят разные вещи, но это не значит, что всё навсегда останется таким, какое оно есть сейчас. Всё меняется, и этот процесс нельзя остановить. Через какое-то время мы понимаем, что первые 17 минут на самом деле были кадрами из будущего. Кадрами, где Джоэлу и Клементине уже стерли воспоминания, и их знакомство случается во второй раз.


Воспоминания Джоэла обманчивы и спутаны. Он теряется в самом себе. Герой пытается бороться за память о Клементине, его разум, наблюдающий за процессом удаления, пытается всё остановить. Но единственное, что Джоэл мог сделать в этой ситуации – требовать от Говарда Мирзвяка, проэкции собственного мозга, находящейся в его воспоминаниях, чтобы тот всё прекратил. Понятно, что результата это не приносило. Тогда Джоэл решает спрятать Клементину в своих детских воспоминаниях, ведь о них, по идее, стирателям не должно быть известно. Это создает им некоторые трудности, но не останавливает. Стирается и теплое и беззаботное воспоминание о детстве. А что же происходит после исчезновения воспоминания? Внимательный зритель мог заметить следующее. Во время первого и второго знакомства Клементина просила Джоэла не шутить по поводу её имени (в Америке был мультик с песенкой «Дорогая Клементина»). В первое, настоящее знакомство Джоэл прекрасно понял, о чём идёт речь, и спел детскую песенку, чтобы подшутить над девушкой. Во второй же раз герой не догадывался, о чём говорит Клементина, и песенки такой не знал. Потому что к этому моменту воспоминания, связанное с ней, уже не существовало. Тут поднимается вопрос: можно ли избавиться от отдельных воспоминаний, не навредив собственной личности? Яркое воспоминание, хранившее в себе теплоту и покой, связанные с детством, просто перестало существовать. Казалось бы, это просто детская песенка, но если бы вместо неё в стёртом воспоминании фигурировало что-то более важное и его бы не стало? Был бы перед нами совершенно другой человек, лишённый частицы себя?

 

В какой-то момент в воспоминания Джоэла начинаются путаться всё сильнее и сильнее. Чем дольше идёт фильм, тем менее четким и «логичным» становится всё происходящее. Воспоминания размываются, перетекают одно в другое и вновь повторяются. Он отчаянно пытается убежать из одного события в другое, сохранить ускользающие картины, наблюдая, как вокруг все исчезает и рушится. В прямом смысле из сцен начинали пропадать любые вещи: машины, заборы, дома, тротуары, то есть всё, что находилось вокруг, а вслед за ними исчезала и сама Клементина. Вот она есть, а вот её больше нет. Очень символично рушится дом на берегу моря, в котором влюблённые были в день знакомства, он буквально распадался по частям. Так же рушились и их отношения: по кирпичикам и неизбежно. Машины падали с неба, создавая атмосферу катастрофы, в воспоминании, где Клементина забирает свои вещи и уходит от Джоэла. Ощущение неизбежности всё больше наполняет зрителя.

 

Всё вокруг не только становится менее чётким, но и тускнеет. Для этого режиссёр использовал луч чётко направленного света, как будто от фонарика. Он мог осветить лишь пару метров вокруг Клементины и Джоэла, всё остальное остаётся во мраке. Люди, проходящие мимо, - лишь тёмные силуэты. Этот приём наглядно показывает, как герой пытался ухватиться за то сокровенное, что у него жестоко отнимали.

 

Кинокартина отличается своей приближенностью к реальности. Зритель проживает вместе с героями все моменты, как ссор так и счастья. Они как будто реальны. Всё дело в том, что фильм полностью снят на ручную камеру. Картинка постоянно скачет, ведь Джоэл вечно бежит из одного воспоминания в другое, тащит за собой Клементину, и дрожащая картинка дополняет общее настроение фильма. Зритель чувствует полную вовлеченность, особенно в момент, когда лёжа под одеялом, Клементина делится с Джоэлом своими детскими переживаниями. Даже свет в фильме не выставлялся профессионально, как это обычно бывает в кино. В «Вечном сиянии…» ограничились лишь теми источниками света, которые можно было вписать в общий интерьер: настольные лампы и светильники, фонарные столбы на ночной улице и свет, струящийся из окон. Никаких дополнительных источников света было не нужно. Они были бы лишними, так как сделали бы картинку более искусственной, нереалистичной, а у зрителя бы не осталось той вовлеченности, что он испытывает на протяжении всего фильма.

 

Неподвижность картинки подкрепляет и неподвижность звука. Его мы тоже привыкли слышать в кино совсем по-другому. Обычно звук всегда ровный, несмотря на то, где находится человек. Тут же всё сконцентрировано на Джоэле и если человек отдаляется от него, то и звук его голоса становится тише. Голоса в сценах часто затихают, когда Джоэл пытается решить, как же ему спасти ситуацию и остановить удаление воспоминаний. Личные же мысли Джоэла мы наоборот слышим очень «близким» шёпотом, а вот остальные звуки и голоса в эти моменты приглушаются. Этот приём лишний раз вовлекает зрителя в происходящее, даёт ощущение реальности происходящего, позволяет проникнуть в мысли Джоэла вместе с ним. Ведь когда мы сами о чём-то размышляем, окружающие нас звуки становятся приглушёнными.

 

Музыка тоже занимает отдельное место в фильме. В фильме из отдельных сцен не создаются, как это обычно бывает, «отдельные» клипы. Музыка органично подчёркивает различные ситуации. Она хорошо помогает отобразить настроение в отдельных моментах фильма. Например, в начальных кадрах, во время настойчивого знакомства Клементины, волны её «атак» сопровождаются звуками кларнета. Также музыка становится интенсивнее в сцене, где Джоэлу Говард Мирзвяк советует собрать все вещи, связанные с Клементиной, чтобы они не вызывали у него вопросов после стирания воспоминаний.

 

Важным моментом в кинокартине становится неожиданная любовь между Говардом и Мэри, его ассистенткой. Девушка признается в любви своему руководителю, но, как оказалось, это происходит не впервые и Мэри проходила процедуру по удалению воспоминаний. Мэри считала Мирзвяка гением, чуть ли не богом, который освобождает людей от мучений, но оказавшись сама на месте пациента, она задумалась, так ли хорош метод, разработанный Говардом. Разочаровавшись, девушка отправила всем клиентам «Лакуны» их записи по удалению воспоминаний (на кассетах пациенты описывали все воспоминания, которые они хотели стереть). Все узнали правду, в том числе и Клементина с Джоэлом.

 

Интересным моментом является то, что воспоминания Мэри о Говарде и их романе были стёрты, но это не помешало девушке вновь влюбиться в него. Значит, любовь – это что-то большее, чем только воспоминания? Настоящие чувства нельзя остановить, это доказали и Джоэл с Клементиной, которые, несмотря на стёртые воспоминания, вновь познакомились в том же месте, где и в первый раз. «Вечное сияние чистого разума», о котором говорилось в начале, оказывается на самом деле не самым желанным. Зная о прошлом, герои всё равно стремятся повторять проделанное ранее вновь и вновь, несмотря на ошибки.

 

Фильм имеет кольцевой сюжет. Всё начиналось, как мы уже поняли, со второго знакомства влюблённых, на нём же фильм и заканчивается. В последней сцене несколько раз по кругу повторяется один и тот же кадр, намекая на общий сюжет фильма, в котором так же всё шло по кругу. В ней режиссёр явно намекает на счастливый конец, ведь Клементина и Джоэл беззаботно дурачатся в снегу.

 

Каждый герой фильма несчастен в любви, но каждый хотел бы исправить ситуацию и поступить правильно. История, рассказанная нам Мишелем Гандри, говорит о том, что забыть – это не выход. Да и не поможет в общем-то. Спастись от несчастья удалением воспоминаний невозможно. Лучший выход – исправление своих ошибок, умение прощать и находить контакт с тем, кого ты любишь. Невозможно стать счастливее, забыв все те прекрасные моменты, что любящие люди дарят друг другу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: