Ряд полномочий президента указан в ст. 84 - 90 главы "Президент Российской Федерации", а также в некоторых статьях других глав Конституции. Так, в ст. 107, помещенной в главе "Федеральное Собрание", указано, что Президент в течение 14 дней с момента поступления к нему федерального закона для его подписания и обнародования может отклонить этот закон. В соответствии со ст. 111, помещенной в главе "Правительство Российской Федерации", Президент имеет право назначать Председателя Правительства и т. д.
Надо прежде всего отметить, что в ст. 83 Конституции определены полномочия Президента по отношению к Правительству. Это, во-первых, право Президента председательствовать на заседаниях Правительства и принимать решение об отставке Правительства.
Формула, устанавливающая право Президента председательствовать на заседаниях Правительства, естественно, означает не только то, что он может вести заседания Правительства и высказываться на них. Дело в том, что Президент Российской Федерации обладает рядом важных полномочий, реализация которых должна осуществляться актами Правительства. Это, в частности, относится к определению Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства, а также к утверждаемой им военной доктрине. Президенту Российской Федерации принадлежит право принятия решения об отставке Правительства.
Можно заметить, что аналогичные формы участия главы государства в деятельности Правительства приняты в ряде стран, в частности во Франции, ст. 9 Конституции которой устанавливает, что Президент Республики председательствует в Совете Министров. Обычно заседания Правительства ведет премьер-министр, назначенный Президентом. Президенту принадлежит также право прекращать полномочия премьер-министра.
|
Особую группу составляют полномочия Президента, закрепленные в данной статье, назначать и освобождать должностных лиц Российской Федерации, занимающих ключевые позиции на федеральном уровне.
В Конституции предусмотрены различные процедуры назначения должностных лиц: самостоятельно Президентом или же при участии других должностных лиц или органов, причем это участие может быть различно по форме и имеет далеко не одинаковое значение.
Согласие Государственной Думы на назначение главы Правительства выражается в принятии соответствующего акта большинством голосов от общего числа членов Думы. Это не только правовой акт, но и политический, поскольку выражение Государственной Думой согласия на назначение Председателя Правительства является также выражением доверия к будущему Правительству, которое его глава должен формировать. Если Правительство утрачивает доверие Думы, то Дума может выразить ему недоверие.
При назначении и отзыве Президентом дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях согласия соответствующих комитетов и комиссий Федерального Собрания не требуется. С ними проводятся консультации, которые Президент может учитывать, но обязательного характера они не носят. Консультации органов Федерального Собрания направлены главным образом на обеспечение высокого авторитета назначенным Президентом лицам, представляющим за рубежом Российскую Федерацию.
|
Назначение полномочных представителей Президента производится им лично. Это и понятно. Они являются его представителями, и он вправе самостоятельно определять этих лиц и давать им поручения, наделять их соответствующими полномочиями.
Как глава государства, имеющий самостоятельные и очень широкие полномочия, Президент формирует свою Администрацию. Этот орган действует в пределах полномочий Президента и непосредственно ему подчинен.
Президент в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В этом ему помогает Совет Безопасности, который он формирует и возглавляет. Статус Совета Безопасности определяется федеральным законом. В настоящее время действует Закон о безопасности, принятый 5 марта 1992 г., согласно которому этот орган осуществляет подготовку решений в области обеспечения безопасности. Решения Совета Безопасности оформляются указами Президента.
Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в данной области, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. В состав Совета входят персонально министр обороны, министр внутренних дел, министр юстиции, Председатели палат Федерального Собрания, а также другие лица, непосредственно обеспечивающие безопасность нашего государства.
|
Президент самостоятельно назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации. Это его право вытекает из того, что в силу ч. 1 ст. 87 Конституции Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, где, как и во всех армиях мира, действует принцип единоначалия. Президент, являясь одновременно и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину Российской Федерации.
Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Указом Президента РФ 2 июня 1993 г. приняты Основные положения военной доктрины Российской Федерации. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
В рассматриваемой статье (ст. 83 Конституции РФ) отражена проходящая через всю Конституцию идея взаимодействия Президента с исполнительной и законодательной властью. Выше уже отмечалось, что Президент сотрудничает с главой исполнительной власти - Председателем Правительства, в частности при формировании состава Правительства, а также с законодательной властью при назначении отдельных должностных лиц федеральных органов.
Президент представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка и ставит перед Думой вопрос о его освобождении от должности. Сотрудничество Президента и непосредственно избираемой населением Государственной Думы в вопросе о возглавляющем Банк лице очень существенно. Ведь на основании ч. 2 ст. 75 Конституции свою основную функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - Центральный банк России осуществляет "независимо от других органов государственной власти".
Кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Президент представляет Совету Федерации.
Остальных судей Президент назначает лично. В Совет Федерации Президент представляет и кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации. В эту же палату Президент вносит также предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Вопрос об освобождении от должности судей не ставится, поскольку в соответствии со ст. 121 Конституции судьи несменяемы.
В ст. 84 устанавливаются полномочия Президента, относящиеся главным образом к его взаимоотношениям с законодательной властью Российской Федерации, а также его право назначать референдум.
Полномочие Президента назначать выборы Государственной Думы обусловлено его ролью главы государства, призванного обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти.
Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. В Конституции определен срок полномочий Думы - четыре года, но Дума первого созыва была избрана сроком на два года. В Конституции указано также, что в случае роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Право Президента распускать Государственную Думу, предусмотренное п. "б" статьи 84, ограничено содержащимся в этом же пункте указанием, что роспуск возможен лишь "в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией". Эти случаи, как сказано в ч. 1 ст. 109 Конституции, установлены в ст. 111 и 117.
Однако Государственная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции, т. е. в случае несогласия Президента с выраженным Думой недоверием Правительству.
Институт роспуска парламента главой государства существует во многих странах. Роспуск парламента, как правило, считается допустимым, когда по основаниям, указанным в Конституции или законах, законодательный представительный орган перестает выражать мнение избирателей, и именно избирателям должна быть предоставлена возможность выразить свою волю в ходе новых парламентских выборов.
Право Президента Российской Федерации распускать Государственную Думу не является абсолютным, так как оно ограничено строго определенными случаями. Кроме того, надо иметь в виду, что Президент вправе распускать только одну палату Федерального Собрания. Роспуск другой платы - Совета Федерации - Конституцией вообще не предусмотрен.
В п. "г" и "д" ст. 84 определены полномочия Президента в сфере законодательства. В п. "г" указано, что Президенту принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу. Надо учитывать в этой связи, что все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, в том числе и Президент, указаны в ст. 104 Конституции, причем в ч. 3 этой статьи установлено, что законопроекты по ряду вопросов, перечисленных в ней, могут быть внесены "только при наличии заключения Правительства Российской Федерации".
На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы. Но подписание закона не является, как это имеет место в некоторых странах, актом формальным. Президент Российской Федерации в соответствии со ст. 107 Конституции имеет право отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение.
Президент не может отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон.
В п. "е" ст. 84 устанавливается, что Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президента не являются нормативными актами, это акты политического характера, содержащие программные принципы.
Практика посланий главы государства законодательному органу имеется почти во всех странах. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияние как на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране, хотя с юридической точки зрения они обязательной силы не имеют. В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, что Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами "определяет основные направления внутренней и внешней политики государства". В послании излагается видение Президентом будущего страны. Таким, в частности, является содержание Послания Президента Федеральному Собранию об укреплении Российского государства (основные направления внутренней и внешней политики) от 24 февраля 1994 г., в котором был определен политический курс главы государства.
В полномочия Президента входит и назначение референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Согласно Конституции референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.
При оценке значения права Президента назначать референдум следует учитывать, что, как правило, на референдум выносятся важнейшие вопросы государственной жизни, в частности законы, имеющие особое значение. Это может быть и проект новой Конституции в соответствии с процедурой ее принятия, предусмотренной ст. 135 действующей Конституции.
В статье 85 Конституции РФ Президент наделяется правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов. Очевидно, что Президент может применить согласительные процедуры как по своей инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органа государственной власти.
Важно отметить, что, выступая инициатором проведения согласительных процедур и участником переговоров или иных форм согласования спорных вопросов, Президент опирается не только на свои властные полномочия, но и на свой политический авторитет. В ходе согласительных процедур сторонами вырабатывается согласованное решение.
Примером использования упомянутых в п. 1 ст. 85 Конституции согласительных процедур является и организация по инициативе Президента договорного процесса, завершившегося подписанием 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии, направленного на стабилизацию политических отношений в Российской Федерации. Участниками Договора явились федеральные органы государственной власти, субъекты Российской Федерации, партии, профсоюзы, другие общественные объединения, а также религиозные объединения.
В Конституции устанавливается, что в случае недостижения в ходе согласительных процедур согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Например, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 85 указывается на право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции России, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Действие таких актов приостанавливается до решения вопроса соответствующим судом.
Оценивая полномочия Президента, установленные ч. 2 ст. 85 Конституции, надо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 77 в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.