Контроль усвоения учебного материала.




Ход урока.

I.Оргмомент

II. Актуализация знаний.

Литературный процесс конца 20 – начала 21 веков очень сложный. И мы об этом говорили на прошлом уроке.

Вспомните основные направления развития литературы этого периода. Назовите их. Что включает в себя понятие «новая волна»?

Мотивация обучения.

В восприятии постмодернистов и общество, и культура утратили те свойства, которые прежде давали уверенность в ценности жизни, в способности отличать ложь и правду, реальность от вымысла, а значит, просто исчезают ценностные установки, мир теряет привычные ориентиры, человек оказывается одиноким перед необъяснимыми событиями. Что характерно литературе постмодернизма? (примерный ответ: постмодернизм отделяет литературу от современного мира, самоирония, поиски новых форм, обретение новых взглядов, понимание ответственности писателя за судьбы страны, народа).

 

Наверно, можно мотивировать подобные изменения, происходящие в литературе и её восприятии мира, теми реалиями, которые нас окружают. Общество действительно потеряло многое из того, что ещё вчера являлось символом жизни, составляло предмет гордости или просто казалось таким естественным, что не нуждалось в доказательствах. Именно подобная потеря заставляет ощущать трагический надлом, боль, состояние утраты чего-то важного.

Именно этими мотивами пронизано всё творчество Владимира Маканина, с творчеством которого мы будем знакомиться сегодня на уроке. Запишите тему урока: « Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. В.Маканин. «Где сходилось небо с холмами»

III. Новый материал.

III.I. Биография писателя. Влади́мир Семёнович Мака́нин (13 марта 1937, Орск, Оренбургская область, РСФСР, СССР — 1 ноября 2017, пос. Красный, Аксайский район, Ростовская область, Россия) — советский и российский писатель. Окончил механико-математический факультет Московского государственного университета (1960), преподавал в высших учебных заведениях и параллельно учился на Высших сценарных курсах.. Публиковаться начал в 1965 году. В 1985 году стал членом правления Союза писателей СССР, вошёл в редколлегию журнала «Знамя» (1987).Последнее время жил и работал в поселке под Ростовом-на-Дону.

Скончался 1 ноября 2017 года. Похороны состоялись 3 ноября недалеко от дома, на сельском кладбище

В 1965 году опубликовал первый роман «Прямая линия», в 1971 году увидела свет повесть «Безотцовщина». Впоследствии на протяжении двадцати лет почти каждый год выпускал по новой книге — большей частью сборники, содержавшие как уже опубликованные, так и новые произведения (рассказ «Ключарев и Алимушкин», 1977; повесть «Голубое и красное», 1982; роман «Портрет и вокруг», 1978).

III.II. Работа с текстом повести «Где сходилось небо с холмами»

Проблематика повести

Герой Маканина вырывается из родного посёлка в огромный мир. Он получает долгожданную свободу и начинает строить свою жизнь по-своему. Но вскоре понимает, что в его жизни не хватает чего-то самого главного, без чего жизнь теряет свою ценность. Чувствуя эту утрату, герой пытается разобраться в себе, поэтому основным приемом Маканина становится сопоставление прошлого и настоящего, своеобразная рефлексия героя.

В отличие от всей литературы постмодернизма, рефлексирующий герой которой одинок, лишён надежды и часто бездеятелен, в повести Маканина герой осознаёт свою утрату и пытается искупить свою вину любой ценой, даже такой дорогой как смерть.

В толковом словаре современного русского литературного языка Ожегова слово утрата трактуется как потеря, ущерб или урон. Маканин же в своей повести “Где сходилось небо с холмами” раскрывает смысл утраты в духовном плане. Проблема повести: разрушение народной культуры и оскудение души самого народа.

2. Основная тема.

С помощью лейтмотива утраты Маканин развивает тему вины за всё, что происходит в жизни человека на примере Башилова – главного героя повести.

3. Краткое содержание повести: В своей повести "Где сходилось небо с холмами" В. Маканин размышляет о судьбе народа и человека в изменяющейся действительности.

В центре повести - жизнь аварийного поселка и судьба его выходца - композитора Георгия Башилова. Первое, что бросается в глаза при описании поселка - это его малость, в нем всего три дома и междомье. Характерной чертой является и его удаленность от социального мира (нет связи с городом). Эти особенности аварийного поселка наталкивают на мысль о господстве в нем родовых принципов организации жизни, в основе которых лежит идея общности (междомье, общие столы, песни), работа и судьбы людей: гибнуть на пожарах. Следствием такой сплоченной, общей жизни является особая близость к родне, устойчивые родственные связи (мать Башилова ждала брата, чтобы сказать ему последние слова перед смертью). Однако автор показывает постепенное разложение родовых традиций поселка, уничтожение патриархальной жизни. Это наглядно видно в ходе трех приездов Башилова в поселок.

Первый приезд состоялся после окончания Башиловым консерватории. В это время еще "работает" закон родства: Башилов всем нужен, он для всех "свой". Жители поселка продолжают петь песни, но уже не те, что пели когда-то. Утрачивают интерес к музыке дети, которые уже не сидят за одним столом со взрослыми. А Галка Сизова замечает, что "они стали меньше петь, еще когда ты (Башилов) на гармонике играл: ты так играл, что им петь не хотелось".

Во второй приезд разрушение поселка становится все более заметным. Сам герой понимает, что "едет на песенные руины". И действительно, песни поют только две старухи, сетуя на то, что "у молодых все по-своему, по-иному". Исчезает и междомье - своеобразный символический образ общего пространства, то есть общей жизни.

Третий (и последний) приезд окончательно подводит черту некогда бывшему в этом поселке родовому устройству жизни. Разрушены столы, за которыми пелись песни: "Столов не было: на их месте торчали остатки столбиков", разрушена малость этого мира (автобусы, куча предметов, привезенных из города). Но самое главное - это потеря людьми родственных связей друг с другом: Башилов здесь чужой даже для стариков (дед Чукреев уже сдает Башилову комнату, а не пускает ночевать по-родственному), и, как следствие духовной разобщенности людей, - отказ от песни, от музыки (сцена столкновения Башилова с внучатым племянником деда Чукреева). Так происходит разрушение родовых законов общежития.

Георгий Башилов, родившийся в этом поселке, всем обязан поселковому миру. Поселок и вырастил его без отца и без матери, и в музыку определил (платили за уроки в музыкальной школе, собрали деньги для учебы в Москве), и стал той почвой, соками которой питалось творчество композитора. Первоосновой всех мелодий, сочиненных Башиловым, были поселковые напевы и мотивы, которые, благодаря профессиональной обработке, превращались в шедевры музыкального мира, то есть Башилов отчуждал песенную стихию от ее естественной среды обитания, и обработанные им мелодии убивали саму эту среду. Вот почему в поселке перестали петь старинные песни, корнями уходящие в прошлое и несшие отпечаток накопленной поколениями культуры. Но и сама музыка Башилова - это почва для песенников, вытаптывающих народную песню окончательно. В таком виде, неузнанная, возвращается песня в народ, который уже не поет (третий приезд Башилова).

Отсюда возникает нравственная вина Башилова за те песни, которые он украл у народа, и ощущение своей несостоятельности как композитора, так как он понимает, что лучшие его мелодии рождались из народных напевов. Башилов хочет искупить свою вину перед посёлком. “Грех общий, и его, башиловские, мучения даже не мера его вины и, уж конечно, не попытка свалить на песенников, которые стократ разрушают не ведая. И может, не сам грех, а уже следствие греха, что музыка распалась на башиловых и песенников. Что считаться!.” Действительно, это грех не только Башилова, это также и грех читателя, и даже самого автора. Это общий грех, общечеловеческая утрата. “Собственное “я” мало-помалу растворяется во всеобщей людской судьбе”. Потерянное поколение Башиловых будет всегда осознавать свою вину за то, что невольно стали причиной разрушения старого мира.

Чувство вины продолжало мучить Башилова. “Башилов вновь решил, что виноват перед посёлком. И что он лишь играл в прятки с совестью, но не спрятался”. Башилов подумал, что поступит очень верно, если поедет в свой посёлок и разыщет там мальчиков и девочек с музыкальными способностями. Композитор решил отдать долг посёлку – создать детский хор. Приехав в посёлок, Башилов не видит ни столов, ни скамей, за которыми сидел когда-то. Он встречает лишь состарившиеся клёны и старика Чукреева, который когда-то Башилова “порол крапивой”, а теперь отнесся к нему как к совершенно чужому, незнакомому человеку.

Аварийщики не пели и не хотели петь. Им было достаточно той музыки и тех песен, что звучали, доносились из радиоприёмников. Идея Башилова о создании в посёлке детского хора потерпела крах. Аварийщики не поняли “уж больно хитрого мужика” и не захотели отдавать своих детей в хор.

5. Выводы: (записать) Таким образом, В. Маканин говорит в повести о разрушении народной культуры и об оскудении души самого народа, и предотвратить это Башилов не может, хотя и пытается что-то предпринять (идея создания детского хора). В. Маканин показывает, что человек не в состоянии противостоять неким объективным жизненным процессам (отчуждение от культуры) и поневоле становится их жертвой (Башилов перестает писать в 50 лет, хотя это самый творческий возраст).

В основе общечеловеческого греха лежит какая-то утрата. Гармоничная личность не чувствует за собой вины, потому что она самодостаточна и общение с другими лишь обогащает её. Но если человек утратил частичку своей души, он неизбежно будет искать это в других, а эти поиски могут привести к обнаружению в самом себе невосполнимой утраты. Это ведет к осознанию чувства вины, но в отличие от всей литературы постмодернизма, рефлексирующий герой которой лишён надежды, одинок и часто бездеятелен, Маканин оставляет надежду своему герою только за то, что он пытается искупить свою вину.

Контроль усвоения учебного материала.

1.Какова проблематика повести?

2.Укажите основную тему повести.

Домашнее задание.

1. Письменный ответ на вопрос: «В чем видит герой свою вину перед поселком? Пытается ли он загладить её? Вина ли Башилова в том, что “где сходилось небо с холмами” нет музыки?»

2. Стр.419 - 422 (Учебник. Русский язык и литература. Литература.11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.2.М.: Просвещение, 2016)

Источники://www.livelib.ru/book/1000216110-gde-shodilos-nebo-s-holmami-sbornik-vladimir-makanin

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: