IV Объяснение нового материала.




Государственное бюджетное учреждение Республики Крым

«Центр профессиональной реабилитации инвалидов»

ПЛАН Занятий

По дисциплине ВД. 01. «Основы деловой культуры»

Цикл вариативная дисциплина

№ занятия: 07-08

Преподаватель: Чепурная Алена Владимировна

Наименование ВД.01. «Основы деловой культуры»

Раздел, тема занятия: раздел 2 «Психологические стороны делового общения», тема «Общение. Классификация видов общения».

Тип (вид занятия): урок совершенствования знаний, умений и навыков

Цель и задачи занятия:

- образовательная: организовать деятельность слушателей по закреплению полученных знаний,познакомить с понятием общение, деловое общение, в частности культуры и правильность ведения деловой беседы.

- развивающая: с формировать логического мышления, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, применять полученные знания на практике, способствовать развитию общей культуры общения, развить простейшие навыки вежливости.

- воспитательная: создать условия для воспитания деловой и профессиональной этики в процессе делового взаимодействия к с клиентами так и с работодателями, гуманизма, коллективизма, уважения, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта.

Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, ноутбук.

Место проведения урока: обучение с применением дистанционных технологий

Время проведения: 2 учебных часа (по 40мин.).

Ход занятия:

I. Организационная часть:

Приветствие.

Проверка по списку.

II. Сообщение темы урока и мотивационный момент.

По итогам обучения слушатель должен иметь представление о: функциях и целях общения, о социальном стереотипе и его влияния на деловые взаимоотношения, целях делового общения, факторе превосходства и его влияния, о проблемах деловой коммуникации.

III. Предварительный опрос:

1. Как вы думаете, зачем человек говорит?

2. Почему наша речь помогает нам налаживать связи?

3. Как вы думаете, чем может отличаться наш повседневный разговор от делового общения, в чем их особенности?

IV Объяснение нового материала.

Общение это процесс передачи информации, носящий многогранный характер в деловых взаимоотношениях.

«Цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  • контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия;
  • информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
  • побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
  • координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
  • амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
  • осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.)

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:

1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт в деловом взаимодействии.

2. Формально-ролевое общение — формальное общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.

3. Светское общение — это общение, определяемое формальной вежливостью, его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера общения.

4. Манипулятивное общение (от слова манипулировать) — это общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

5. Духовное межличностное общение — это общение между людьми, которое характеризуется взаимопониманием, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.

6. Деловое общение — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).

Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное) определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.

В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Функции общения многообразны, существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:

1) перцептивной (ощущения) — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;

2) информационной — процесса обмена информацией;

3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.

Деловое общение — это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. Предметом делового общения является дело.

Содержание делового общения — социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.

Цель делового общения — организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:

1) стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;

2) стремление к повышению своего жизненного уровня;

3) стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;

4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

В современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:

1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;

2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.

Причины плохой коммуникации:

1) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

2) предвзятые представления — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

4) отсутствие внимания и интереса собеседника;

5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

7) неверный выбор стратегии и тактики общения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: