Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Центр профессиональной реабилитации инвалидов»
ПЛАН Занятий
По дисциплине ВД. 01. «Основы деловой культуры»
Цикл вариативная дисциплина
№ занятия: 07-08
Преподаватель: Чепурная Алена Владимировна
Наименование ВД.01. «Основы деловой культуры»
Раздел, тема занятия: раздел 2 «Психологические стороны делового общения», тема «Общение. Классификация видов общения».
Тип (вид занятия): урок совершенствования знаний, умений и навыков
Цель и задачи занятия:
- образовательная: организовать деятельность слушателей по закреплению полученных знаний,познакомить с понятием общение, деловое общение, в частности культуры и правильность ведения деловой беседы.
- развивающая: с формировать логического мышления, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, применять полученные знания на практике, способствовать развитию общей культуры общения, развить простейшие навыки вежливости.
- воспитательная: создать условия для воспитания деловой и профессиональной этики в процессе делового взаимодействия к с клиентами так и с работодателями, гуманизма, коллективизма, уважения, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта.
Материально-техническое оснащение: персональный компьютер, ноутбук.
Место проведения урока: обучение с применением дистанционных технологий
Время проведения: 2 учебных часа (по 40мин.).
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Приветствие.
Проверка по списку.
II. Сообщение темы урока и мотивационный момент.
По итогам обучения слушатель должен иметь представление о: функциях и целях общения, о социальном стереотипе и его влияния на деловые взаимоотношения, целях делового общения, факторе превосходства и его влияния, о проблемах деловой коммуникации.
|
III. Предварительный опрос:
1. Как вы думаете, зачем человек говорит?
2. Почему наша речь помогает нам налаживать связи?
3. Как вы думаете, чем может отличаться наш повседневный разговор от делового общения, в чем их особенности?
IV Объяснение нового материала.
Общение это процесс передачи информации, носящий многогранный характер в деловых взаимоотношениях.
«Цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
- контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия;
- информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
- побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
- координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
- понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
- амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
- установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
- осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.)
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды общения:
|
1. «Контакт масок» — формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Этот процесс общения получил свое название потому, что в процессе общения используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия, участливости и т.д., то есть набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть отношение к собеседнику. В некоторых ситуациях контакт масок необходим для того, чтобы не вступать в личный контакт в деловом взаимодействии.
2. Формально-ролевое общение — формальное общение, в котором регламентированы и содержание, и средства общения социальными ролями партнеров по общению: врач и пациент, милиционер и нарушитель правил дорожного движения, контролер и пассажиры автобуса и т.д.
3. Светское общение — это общение, определяемое формальной вежливостью, его особенность состоит в том, что люди фактически не общаются, говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Их точки зрения на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера общения.
4. Манипулятивное общение (от слова манипулировать) — это общение, направленное на получение односторонней выгоды от собеседования с использованием манипулятивной техники воздействия на партнера по общению (лесть, обман, демонстрация силы, демонстрация слабости, демонстрация доброты, «пускание пыли в глаза», запугивание и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
|
5. Духовное межличностное общение — это общение между людьми, которое характеризуется взаимопониманием, а в его основе лежит доверие к личности собеседника.
6. Деловое общение — это общение, направленное на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Все многообразие видов общения можно разделить на две большие группы: формальное общение (ролевое) и неформальное общение (личностное).
Формальное (ролевое) общение, определяемое служебными и социальными статусами людей, и неформальное (личностное) определяемое их личностными статусами и личными целями, переплетаются и могут переходить одно в другое.
В качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.
Функции общения многообразны, существуют различные основания для их классификации. Одно из общепринятых оснований классификации — выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик:
1) перцептивной (ощущения) — процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения;
2) информационной — процесса обмена информацией;
3) интерактивной — процесса взаимодействия людей в общении.
Деловое общение — это особая форма взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. Предметом делового общения является дело.
Содержание делового общения — социально значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации.
Цель делового общения — организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Помимо общей цели делового общения, в нем можно выделить и личные цели, реализуемые участниками общения:
1) стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности, что часто проявляется в уходе от ответственности;
2) стремление к повышению своего жизненного уровня;
3) стремление к власти, т.е. стремление расширить круг своих полномочий, продвинуться вверх по служебной лестнице, избавиться от бремени иерархического контроля;
4) стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.
В современной психологической науке выделяют основные этико-психологические принципы делового общения, к которым относят:
1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе которого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации;
2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта.
Причины плохой коммуникации:
1) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
2) предвзятые представления — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
4) отсутствие внимания и интереса собеседника;
5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
7) неверный выбор стратегии и тактики общения.